Нужен ли экран для проектора: Проектор без экрана, прямо на стену, возможно? — Хабр Q&A – Советы по выбору экрана для проектора | Другая медиатехника | Блог

Содержание

Как выбрать экран для проектора (2019) | Проекционное оборудование | Блог

Проекторы становятся популярнее день ото дня – и не только в качестве офисного или презентационного, но и домашнего оборудования. Современные проекторы вполне доступны по цене и при этом способны создавать качественное изображение диагональю в несколько метров – неудивительно, что спрос на них неуклонно растет.

Однако качество изображения, создаваемого проектором, зависит не только от самого устройства, но и от того, на какую поверхность проецируется картинка – от экрана.

Некоторые владельцы проекторов поначалу склонны недооценивать важность хорошего экрана, используя вместо него всевозможные недорогие аналоги – рулонные шторы, отрезы белой ткани или полиграфического холста, да и просто участки стены более или менее белого цвета.

Вот только материалы, не предназначенные для использования в качестве экрана, часто ухудшают контрастность изображения из-за малой плотности, слабых отражающих качеств и т.д. Если же вспомнить, что контрастность – один из важнейших параметров проектора, во многом определяющий его цену, получается, что использование дешевого заменителя экрана значительно «удешевляет» и сам проектор. Поэтому, приобретая дорогой качественный проектор, не стоит экономить на экране к нему. А вот какой экран выбрать – уже зависит от многих параметров как проектора, так и места его использования.

Характеристики экранов для проекторов

Тип установки определяет условия эксплуатации экрана. Существует множество способов установки, но все экраны можно отнести к одному из двух классов: сворачивающиеся в рулон и крепящиеся на раму.

Сворачивающиеся в рулон легко транспортируются, просто складываются-раскладываются и не занимают много места в сложенном состоянии. Однако у этого вида экранов есть весомый недостаток: идеально ровной поверхности добиться очень сложно. Даже на дорогостоящих экранах, натягиваемых с помощью петель, через которые продет металлический тросик, бывают волны на краях полотна. Что уж говорить о бюджетных вариантах – волны и загибание полотна по краям являются их характерным недостатком.

Крепящиеся на раму экраны этого недостатка лишены – они идеально плоские, изображение на них ложится без малейших искажений. Все прекрасно, пока они стоят на месте, но вот при транспортировке могут возникнуть проблемы. Стационарные настенные экраны вообще не предназначены для перемещения с места на место. Экраны на мобильной раме транспортировать можно, но их установка занимает некоторое время и совсем не так проста, как у рулонных. Да и стоят они весьма недешево.

И рулонные, и крепящиеся на раму экраны подразделяются на несколько разновидностей:

Настенно-потолочный – самый распространенный вид рулонных экранов. Представляет собой тубус (в котором скрывается свернутый экран) с креплениями и механизмом для сворачивания экрана.

Существует множество моделей этого вида, отличающихся размером, качеством изготовления деталей, способом сворачивания экрана и ценой. Этот способ установки наиболее практичен, если место установки экрана четко определено, но предполагается его частое сворачивание и разворачивание.

Экран на штативе – самый распространенный вид мобильных экранов. Представляет собой такой же настенно-потолочный «тубус», но с креплением для установки на штатив. Основное его преимущество – простота и скорость установки, для приведения такого экрана в «боевую готовность» достаточно нескольких секунд.

Экраны на штативе идеальны для презентаций и лекций в неподготовленных помещениях. Основной недостаток – неустойчивость конструкции, особенно у больших (75″ и более) экранов. Такой экран будет качаться от малейших сотрясений, и повалить его на пол способен даже легкий сквозняк от резко открывшейся двери.

Напольный экран также относится к мобильным моделям, но обладает большей устойчивостью – тубус такого экрана не висит на штативе, а лежит на полу (или стоит на столе). Экран же опирается на плечо пантографического механизма, выдвигающегося из тубуса.

Поскольку тубус лежит на полу, а смотреть на изображение, находящееся у самого пола, не очень-то комфортно, под рабочим (белым) полотном идет полоса черной ткани, позволяющая поднять экран на комфортную высоту.

Это более основательная конструкция, не боящаяся сквозняков и сотрясений, но на открытом воздухе её лучше не использовать. Недостатками напольных экранов являются относительно высокая стоимость (по сравнению со стоящими на штативе) и небольшая высота подъема экрана над полом. Лучше всего этот форм-фактор подойдет для небольших мобильных экранов, устанавливающихся на стол.

Экран на раме – самый устойчивый вид мобильных экранов. Складная алюминиевая рама в сложенном виде умещается в сравнительно небольшой кейс, а в разложенном виде создает надежную и геометрически точную конструкцию для крепления полотна. Такой экран не только устойчив к движению воздуха и сотрясениям, но и отличается идеально плоской поверхностью. Кейс, в котором он умещается в сложенном виде, намного проще транспортировать, чем двух- или трехметровый тубус.

Основной недостаток экранов на раме – их высокая стоимость. Ну и сборка-разборка займет некоторое время. Зато для презентаций в больших помещениях или на открытом воздухе такие экраны незаменимы. Правда, в ветреную погоду эксплуатировать их все же не стоит – парусность любого экрана высока и сильный порыв ветра может не только уронить экран, но и повредить алюминиевую раму.

Настенные экраны с креплением на раму – отличный вариант стационарного экрана. Геометрически точная рама и крепление к ней полотна во множестве точек обеспечивают идеально ровную поверхность. Если вам важно качество изображения, и перемещать (или складывать) экран вы не планируете, лучшего варианта не найти. К сожалению, стоят такие экраны довольно дорого.

Диагональ экрана должна соответствовать как условиям установки, так и параметрам проектора. Но при выборе экрана лучше ориентироваться на ширину. Дело в том, что при различном соотношении сторон ширина экрана может быть разной при одной и той же диагонали. Определите, на каком расстоянии от проектора будет расположен экран, и вычислите необходимую ширину, поделив расстояние до экрана на проекционное соотношение проектора.

Например, если проекционное соотношение равно 2,15 и проектор находится в 4 метрах от экрана, то ширина экрана должна составлять 4/2,15 = 1,86 м (186 см). Это соответствует диагонали 84″ при соотношении 16:9 или 104″ при соотношении 1:1. Как видно, если соотношение сторон экрана будет соответствовать соотношению сторон проектора, то его площадь будет использоваться наиболее эффективно.

Если точное расстояние до проектора неизвестно, подсчитайте ширину экрана приблизительно. В любом случае, она не должна быть больше максимальной проекционной ширины проектора и меньше минимальной.

Угол обзора не только определяет, насколько хорошо изображение будет видно со стороны – этот параметр в некоторой степени зависит и от характеристик проектора. Так, с короткофокусными (проекционное соотношение меньше 1) проекторами нежелательно использовать экраны с малым углом обзора – иначе яркость экрана будет неравномерна, даже если смотреть на него под углом 90°. В остальном минимального для экранов угла обзора в 100° достаточно при большинстве случаев; кроме того, чем меньше угол обзора экрана, тем он менее подвержен влиянию боковых засветок – например, от неплотно занавешенных окон.

Покрытие экрана

влияет на его коэффициент усиления – т.е., на то, как хорошо полотно отражает свет. Коэффициент усиления 1.0 соответствует чистой белой поверхности. Экран с коэффициентом усиления 1,5 отразит на 50% света больше, а экран с коэффициентом 0,8 – на 20% меньше, чем белая поверхность.

Но экран с высоким коэффициентом усиления вовсе не лучше экрана с низким коэффициентом – многое зависит от условий просмотра. Человеческий глаз подстраивается к общей освещенности, поэтому меньшая общая яркость экрана с коэффициентом 0,8 субъективно не будет отличаться от яркости экрана с коэффициентом 1,5. Тем не менее, от второго экрана отразится больше света, и, если комната светлая, в ней возникнет паразитное освещение, снижающее контрастность изображения.

Поэтому оптимальным коэффициентом принято считать 1,0. Экраны с низким коэффициентом усиления помогут сохранить контрастность и глубокий черный цвет в светлых, плохо подготовленных помещениях. Экраны с высоким коэффициентом усиления часто имеют неравномерное распределение яркости по экрану и могут искажать цвета. Поэтому их рекомендуется использовать в незатемненных помещениях – в аудиториях, на презентациях и т.д., когда качество изображения уже не так важно, как его яркость.

Matt White — виниловая матово-белая поверхность на текстильной основе. Наиболее распространенное покрытие с коэффициентом усиления 1,0. Рекомендуется использовать в полностью затемненных помещениях.

Fiberglass Matt White — имеет основу из переплетенного стекловолокна, что обеспечивает ровную поверхность и защиту от сморщивания. Коэффициент усиления 1.0. Такие экраны используется в темных помещениях, как и Matt White.

PS Matt White – эластичное покрытие на основе полотна из полиэфирных нитей (полиэстера). Используется для натяжных экранов, по характеристикам сходно с Matt White.

High Contrast Gray – имеет поверхность серого цвета и коэффициент усиления 0,8. Способен обеспечить высокую контрастность и глубокий черный цвет в условиях плохого затемнения.

PS Cineflex – полотно серого цвета для обратной (просветной) проекции. Коэффициент усиления 2,2 позволяет использовать экран с таким покрытием даже в условиях высокой освещенности.

Проекцияопределяет с какой стороны экрана расположен проектор – с той же, где зрители (прямая) или с тыльной (обратная). Обратная проекция обеспечивает большой коэффициент усиления и обычно используется при условиях высокой освещенности в незатемненных помещениях и на открытом воздухе. Для обратной проекции размер помещения должен быть намного больше.

Варианты выбора экранов для проекторов

Покупка [url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a88b3e16404e77/ekrany-dlya-proektorov/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=lcw]модели с настенно-потолочной установкой – самый простой и быстрый способ обеспечить проектор качественным экраном.

Лекторам, бизнес-тренерам и торговым агентам наверняка пригодится [url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a88b3e16404e77/ekrany-dlya-proektorov/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=lcv]экран на штативе вдобавок к портативному проектору.

[url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a88b3e16404e77/ekrany-dlya-proektorov/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=dhnf]Экран на раме настолько устойчив, что его можно использовать на открытом воздухе. И при этом он еще и обеспечит гладкую плоскую поверхность, недостижимую для рулонных экранов.

Если позволяет пространство, то при ярком освещении лучший результат дает использование просветных [url=»https://www.dns-shop.ru/catalog/17a88b3e16404e77/ekrany-dlya-proektorov/?order=1&groupBy=none&stock=2&f=b74a]экранов с обратной проекцией.

Экран с электроприводом избавит вас от необходимости вручную опускать-поднимать полотно – ведь при закреплении его на большой высоте сделать это вручную не так-то просто.

Как выбрать экран для проектора

Многие начинают построение своего домашнего кинотеатра с выбора модели проектора, а затем под выбранный проектор подгоняют все остальное. Такой подход, конечно же, имеет право на существование, но более правильным представляется сначала определиться с размером и типом экрана, а уже потом подбирать под него проектор.

При выборе экрана для домашнего кинотеатра прежде всего нужно учесть факторы, которые могут существенно повлиять на ваш выбор

  • размер экрана для зрителей
  • размер экрана для проектора
  • тип конструкции экрана
  • марка и производитель экрана
Размер экрана

Стремление усилить впечатление от просмотра кинофильма увеличением размеров экрана родилось одновременно с кинематографом. За счёт увеличения размеров изображения его границы становятся малозаметными, обеспечивая максимальный эффект присутствия («погружения»).

Оптически эффект присутствия связан с особенностями зрения человека. Возникает он тогда, когда часть изображения воспринимается зрителем с помощью периферийного (бокового) зрения. Незагруженность периферийного зрения при просмотре фильмов (или ненужное восприятие им домашней обстановки) значительно уменьшает эмоциональное впечатление от кино.

Известно, что периферийное зрение у человека задействуется при горизонтальном угле обзора превышающем 40 градусов. Исходя из этих данным достаточно несложно рассчитать необходимую для создания эффекта погружения ширину экрана.

Но есть в этих расчетах подводный камень, который кроется в различимости физических пикселей на изображении. Острота прямого зрения у нормального человека равна в среднем 1/60 доле градуса. Если угол между двумя видимыми точками менее этой величины, то они сольются, если больше этой величины, то мы их увидим отдельно (дискретно). Чтобы воспринимать картинку, а не отдельные пиксели и максимально уменьшить видимость межпиксельной решетки нам нужно видеть в 1 градусе углового зрения 60 точек (пикселей) и более. Таким образом, чтобы выполнить это условие для разрешения FullHD (1920×1080) угол обзора изображения по горизонтали должен составлять не более 1920 / 60 = 32 градуса.

Практически, оптимально подбирать ширину изображения лежащей в диапазоне от 50 до 70% расстояния от зрителей до экрана. Для любителей первых рядов в кинотеатрах этот процент может быть увеличен, но при этом не следует забывать о видимости пикселей и увеличении светового потока проектора.

Например, если вы знаете, что спинка вашего кресла будет находится на расстоянии около 3 метров от экрана, то оптимальная ширина вашего экрана должна составлять от 150 до 210 см.

Возможности проектора

Оптическая система проектора обладает рядом параметров, которые в конечном итоге определяют какого размера изображение проектор способен создать с определенного расстояния. Отношение этого расстояния к ширине полученного изображения называют проекционным коэффициентом проектора. Этот коэффициент колеблется для разных проекторов от 0.3 до 8. Наибольшее распространение в настоящее время имеют проекторы, обладающие проекционным коэффициентом от 1.2 до 2.

При выборе проектора для своего домашнего кинотеатра необходимо учесть этот параметр в совокупности с вышесказанным по поводу размера экрана и определить есть ли возможность установить проектор от экрана на таком расстоянии, чтобы изображение получилось нужного размера.

В данной статье мы не будем подробно останавливаться на аспектах, связанных с выбором яркости проектора, но понять достаточно ли светового потока проектора для формирования приемлемого по яркости изображения можно разделив световой поток проектора на площадь экрана и еще на три и оценить полученный результат:

  • менее 50 — изображение будет блеклым даже в полной темноте
  • от 50 до 100 — комфортный просмотр в условиях полного затемнения
  • от 100 до 200 — просмотр в условиях частичной освещенности
  • более 200 — ваш проектор может заменить телевизор

После того как мы определились с размеров изображения и выбрали проектор, который позволит нам это изображение получить, можно переходить к выбору типа экрана.

Тип экрана

Все экраны делятся на две большие группы: стационарные и переносные.

Поскольку речь идет об экране для домашнего кинотеатра, то переносные экраны рассматривать не будем, о подробнее остановимся на стационарных.

Подвеcные подпружиненные экраны

Экран представляет из себя тубус, который может быть закреплен на стене или потолке. Полотно вытягивается из корпуса за скобу, закрепленную на нижней кромке полотна, и фиксируется на нужной высоте. Благодаря подпружиненному механизму экран убирается обратно в корпус (тубус) после лёгкого поддёргивания за нижний край полотна. Вертикальное натяжение полотна обеспечивается утяжелительной планкой, вшитой в нижнюю кромку экрана.

Плюсы:

  • низкая цена
  • компактность

Минусы:

  • полотно не натянуто
  • ручные манипуляции по раскрыванию/убиранию
Подвесные экраны с электроприводом

Полотно поднимается/опускается при помощи бесшумного электродвигателя. Экран стандартно комплектуется кнопкой-выключателем электропривода. Вертикальное натяжение полотна обеспечивается утяжелительной планкой, вшитой в нижнюю кромку экрана.

Важно сказать, что у экранов с электроприводом есть такая особенность как экстра дроп. Это дополнительный черный материал над областью просмотра. Он используется для установки проекционной поверхности на комфортную для просмотра высоту.

Плюсы:

  • компактность
  • возможность дистанционного управления
  • возможность скрытой установки

Минусы:

  • полотно не натянуто
Подвесные экраны с электроприводом с боковым натяжением

Электрический экран с идеально гладким полотном. Горизонтальное натяжение обеспечивается изящными тросиками вдоль вертикальных кромок полотна. Вертикальное натяжение полотна обеспечивается утяжелительной планкой, вшитой в нижнюю кромку экрана.

Плюсы:

  • компактность
  • идеальное натяжение полотна
  • возможность дистанционного управления
  • возможность скрытой установки

Минусы:

  • высокая стоимость
Подвесные экраны в раме

Идеально гладкое полотно натянутое в изящной раме. Рама собирается, в ней растягивается полотно и в этом виде экран вешается на стену. Скрыть его можно только драпировкой.

Плюсы:

  • идеальное натяжение полотна

Минусы:

  • стационарная конструкция
Производители и продавцы

На российском рынке представлено довольно большое количество производителей экранов. Наиболее качественную продукцию (но и не самую дешевую) предлагают довольно давно зарекомендовавшие себя производители Draper, Projecta, Da-Lite, JTMotors(MW). В то же время на рынке присутствует приличное количество китайских компаний, которые предлагают свою продукцию под разными брендами, основную ставку при этом делая на низкую цену.

Проекционный экран — это как раз то изделие, на котором не стоит сильно экономить и порой лучше заплатить немного дороже, но быть уверенным в качестве полотна и комплектующих.

Самыми распространенными дефектами дешевой продукции являются провисание полотна (за счет деформации шкива) и сломавшиеся детали из пластмассы, которые должны быть изготовлены из металла, и последовавшая за этим полная непригодность экрана для использования.

5 мифов о проекторах. Миф №1 – «Проекторы не дают качественного изображения в освещенном помещении»

Этот пост открывает серию статьей, в которых мы расскажем о наиболее популярных мифах о проекторах, с которыми постоянно приходится сталкиваться и нам, и нашей службе техподдержки. Здесь мы будем стремиться максимально объективно и научно обосновать, почему мы считаем те или иные утверждения касательно проекторного оборудования мифами, и как с ними бороться (и не дать им исказить истинную сущность того, что проекторы могут, и чего не могут).

Начнем с особого мифа, который уже давно прочно закрепился в умах потребителей по всему миру. Давайте уже его развенчаем!


«Проекторы не дают качественного изображения в освещенном помещении».

Наверняка вы не раз слышали что-то подобное. Это утверждение, несмотря на свою видимую простоту, вызывает множество вопросов:


  • Насколько сильно освещено помещение?
  • О проекторе с какой яркостью мы говорим?
  • Какого размера экран?

Утверждать что-либо не имея ответов на эти вопросы – это как заявлять, что «паркетник» совершенно не годится для езды по бездорожью: без конкретики это пустые слова, не более.

Специально для этой публикации я провел эксперимент: в большой переговорной комнате в нашем офисе на светло-серую стену проецировалось большое изображение шириной 300 см (т.е. диагональю около 140 дюймов). Для изучения вопроса взял домашний проектор Epson EH-TW6600 (яркость 2500 Лм) и новый инсталляционный проектор Epson EB-L1100U (лазерный инсталляционный проектор с яркостью 6000 Лм, о котором мы рассказывали в блоге ранее).

Поначалу использовалось максимальное освещение в помещении, а проекторы работали как в режиме максимальной яркости, так и максимальной точности. Камера снимает в автоматическом режиме в связи с тем, что при изменении светового потока проектора меняется динамический диапазон всего кадра (о нем ниже), а оценка экспозиции установлена в «средневзвешенный» режим, который примерно позволяет оценить то, как человеческий глаз адаптировался бы в тех или иных условиях освещения. Получилась следующая последовательность фотографий:


Два фото слева – инсталляционный проектор, справа – домашний. Что же мы наблюдаем?

Первое, что бросается в глаза, это то, что в «точных режимах» (например, «sRGB») качество изображения вовсе не выглядит более высоким. Во-вторых, нам нет никакого дела до контрастности этих проекторов, поскольку на «черный» цвет влияет в данном случае лишь комнатное освещение. Это хорошо видно на фотографиях – «черный» цвет на самом деле имеет освещенность стены, и на всех фотографиях его яркость одинакова, поскольку одинакова освещенность в помещении.

Однако камера настраивается и по ярким участкам изображения, и на тех снимках, где проектор демонстрирует максимальную яркость, черный цвет выглядит более темным. И для нашего зрения эффект будет похожим: при одинаковом освещении более яркое изображение будет способно создать более глубокий черный цвет. Визуально, конечно же.

В общем, контрастность изображения – это величина света от проектора, поделённая на освещенность, которую дают лампы освещения в комнате. Ничего не напоминает? Разница между минимальным и максимальным значением… Точно! Это же хрестоматийное определение динамического диапазона! В нашем случае, правда, речь не о фото, а о проекции, поэтому воспользуемся другим определением, которое большинству из нас давно хорошо знакомо – контрастностью.


В качестве единиц измерения берем люксы (лк). После измерений выясняется, что по центру экрана имеем освещенность в 145 лк. Встречайте – это наш «черный цвет», т.е. минимально возможное значение самого темного участка изображения в данном помещении. Увы, современные технологии не позволяют проекторам «проецировать» поток «поглощающих свет антифотонов» на поверхность, поэтому приходится работать с тем, что имеем.

При этом 145 лк освещенности мы имеем на стене в максимальном отдалении от источников света. Освещенность же на ближайшей горизонтальной поверхности – аж 440 лк, а в другом конце конференц-зала – все 540 лк! Подобные условия соответствуют рабочим местам в чертежных бюро и лабораториях, тогда как в обычных офисах и конференц-залах должно быть ~200 лк. В общем, условия для тестируемых проекторов немного экстремальные, но нам не привыкать. К слову, в обычной квартире освещенность рабочих поверхностей редко превышает 100 лк.


Считаем контрастность

Теперь замерим яркость, которую проекторы выдают при выводе чистого белого экрана, и поделим ее на наш «черный цвет» освещенностью 145 лк. Получим значение реальной контрастности, на которую можно рассчитывать при эксплуатации того или иного проектора в нашем освещенном помещении.

В результате имеем следующие уровни контрастности для каждого изображения из первого примера:


  • 11,5:1 (Epson EB-L1100U, режим максимальной яркости)
  • 7:1 (Epson EB-L1100U, режим максимальной точности)
  • 7:1 (Epson EH-TW6600, режим максимальной яркости)
  • 4,5:1 (Epson EH-TW6600, режим максимальной точности)




Мы уже не раз подчеркивали, что в освещенном помещении более контрастен тот проектор, который ярче и может «перебить» фоновое освещение, поэтому тут никаких сюрпризов. В итоге использовать в подобных условиях самый точный режим не имеет смысла. Более того, в нем мы теряем дополнительную яркость, которая ох как необходима для увеличения значения контрастности в нашем хорошо освещенном конференц-зале.

Еще раз напомню, что мы мерим контрастность экрана диагональю в 140 дюймов. С учетом закона обратных квадратов уменьшение размера экрана даже на 25% даст значительный прирост яркости результирующего изображения, что позволит получить достаточно контрастную картинку даже в таких, мягко говоря, сложных условиях.


Гасите свет!

Давайте сделаем еще одну серию снимков, погасив часть ламп освещения:




Значительно лучше! При освещенности экрана в 23 лк, полученные уровни контрастности составляют:


  • 58:1 (Epson EB-L1100U, максимальная яркость)
  • 29:1 (Epson EH-TW6600, максимальная яркость)
  • 14:1 (Epson EH-TW6600, sRGB)

Освещенность ближайшей к экрану рабочей поверхности – 39 лк, дальней – 218:


Заглянув в Википедию, я обнаружил, что для чтения достаточно как раз 30-50 лк. То есть, это тоже вполне себе освещенное помещение. В данном случае, благодаря грамотному разделению источников света возле экрана можно оставить вспомогательное освещение, при котором экран окажется в наиболее темном участке помещения, что дает заметный бонус к контрастности результирующего изображения.

Кстати, вы обратили внимание, что по фотографии выше даже и не скажешь, что разница между двумя участками стола по освещенности столь велика? А вот для качества проецируемого изображения это – большая разница, и очевидно, с какой стороны надо ставить экран.


Освещенное – не обязательно переосвещенное

Если не стоит задачи обеспечить достаточную для чтения освещенность, то для того, чтобы нормально ориентироваться в помещении, может быть достаточно и 5 лк. Такая освещенность типична для коридоров в квартирах и хорошо освещенных подъездов. На самом деле, можно делать еще меньше… и где-то на этом уровне освещенности контрастность самого проектора уже начнет играть роль, поскольку «черный» на нашем уже слабо освещенном источниками света экране будет уже намного темнее, и влияние самого проектора, его засветка, может дать о себе знать.

Само собой, в полной темноте есть шанс приблизиться к тому уровню контрастности, который заявляет производитель (к слову, у лазерного Epson EB-L1100U просто ошеломительная контрастность благодаря новому источнику света).



3LCD vs DLP. Снова

Хотите – палками бейте, но снова вынужден вспомнить о фундаментальной разнице технологий 3LCD (3 матрицы) и DLP (1-матрица).

Почему трехматричные проекторы для освещенных помещений – лучший выбор? Дело в том, что трехматричная технология (и мы не устанем это повторять) работает одновременно с тремя цветами, сразу выдавая цветное изображение, тогда как одноматричные проекторы работают с одним цветом в каждый момент времени, что снижает их эффективность и вынуждает часто, очень часто прибегать к усилению белого цвета, чтобы достичь столь же высокой паспортной яркости. Такое усиление цвета достигается… Вы правильно догадались – увеличением доли белого цвета во всем изображении. Вот только цветным участкам достается меньше света и цвета буквально угасают.

Прошу:


Выходит, что 3LCD-проектор и одноматричный проектор с одинаковой мощностью лампы могут выдавать, например, 3000 люмен по белому цвету, но при этом 3LCD-проектор отобразит настолько яркие базовые цвета (красный, зеленый, синий), что сумма их яркостей тоже будет стремиться к 3000 люмен (что логично). А вот одноматричный проектор в самом ярком режиме может дать 1500 люмен цветовой яркости, а может и 1000 – как будет угодно производителю и в зависимости от того, какое цветовое колесо вертится в выбранной модели проектора.

Если взглянуть на изображение, которое мы проецировали в качестве примера, то подобное падение цветовой яркости будет означать падение контрастности цветных участков изображения в 2-3 раза в самом ярком режиме, хотя бесцветные участки сохранят такой же контраст. Вот вам и преимущество!


Если честно, мне нравится, как у проекторов Epson картинка выглядит в самых ярких режимах. Цвета, конечно, не столь правильные, как в «самых точных» режимах, но эти самые точные режимы не смотрятся так зрелищно в условиях освещенного помещения. А раз нет желания из яркого режима переключаться в точный, то все сделано правильно!

Конечно, одним из недостатков изображения любого проектора в освещенном помещении является черный цвет (точнее его условное отсутствие), но приведенные нами фотографии показывают, как черный цвет визуально становится таковым, если соседний участок изображения в несколько раз ярче. Глаз отстраивается по яркому, и там, где только что была освещенная стена, внезапно обнаруживается черный цвет. Одну причину данного явления мы уже описали, и она носит чисто оптическую природу.

Но есть и еще одна – более «психологического» характера…


Иллюзия контрастности

При определенном пороговом значении разницы между темным и светлым участком изображения срабатывает т.н. иллюзия с тенью на шахматной доске, когда в реальности соседние клетки – всего лишь разные оттенки серых и клетка в тени кажется светлее, в то время как обе клетки имеют один оттенок. Все это становится возможным благодаря особенностям работы нашего мозга. И это именно тот минимальный уровень контрастности, к которому мы стремимся.



Итоги в цифрах

Что касается контрастности, то минимальное значение контрастности изображения, на котором будет читаться текст – это около 5:1. А если взять проектор поярче и получить соотношение яркого света проектора к уровню фонового освещения в 15:1, то это уже вполне себе приятная глазу картинка, на которой можно смотреть, например, сериалы, всяко-разные динамичные игры и телепередачи.


И ещё нагляднее

На CnewsTV есть неплохое видеосравнение проекторов для офиса. Если не отвлекаться на различие технологий рассматриваемых проекторов, в обзоре наглядно показано, что самым контрастным проектором в освещенном помещении оказался самый яркий.


Впрочем, для нас с вами уже ничего нового.

Как выбрать экран для проектора (основные типы и критерии выбора) / Статьи / ProjectorWorld.RU

Перед вами — еще одна статья, посвященная проекционным экранам. В принципе, экран состоит из некой ткани определенного размера, которая к чему-то крепится. Что за ткань, какого размера и к чему она крепится — вот вопросы, на которые приходится отвечать в процессе выбора проекционного экрана.

Содержание:

1. Размер экрана — зависимость от объектива
2. Формат экрана
3. Предназначение экрана
4. Черная рамка
5. Размер экрана — зависимость от яркости
6. Коэффициент усиления (Gain)
7. Матовый белый экран
8. Экраны с большим усилением (gain)
9. Экраны повышенной контрастности
10. Экраны с перфорацией

 

Размер экрана — зависимость от объектива

Как же выбрать размер экрана? Чтобы сделать это, нужно учитывать особенности помещения и возможности проектора. То, что для экрана желаемого размера может не оказаться места — это и так понятно. Теперь заглянем в руководство пользователя для интересующего вас проектора — там мы обнаружим таблицу, где сказано, на каком расстоянии от экрана должен находиться проектор, чтобы получить желаемый размер изображения. То есть, даже если у вас есть место под экран, проектор должен также находиться в заранее известном положении относительно экрана и может не вписаться в ваше помещение.

Ниже — пример таблицы из руководства пользователя одного из тестируемых мной офисных проекторов. Поскольку у большинства проекторов есть зум (регулировка оптического масштабирования), в таблице интересующий вас размер экрана будет соответствовать двум различным расстояниям от проектора до экрана — минимальному и максимальному:

На схеме нам даже показали, что существуют два варианта установки проектора — настольный и потолочный (в перевернутом виде). Очевидно, потолочный вариант позволяет зрителям расположиться ближе к экрану, тогда как настольный вариант проще в установке. 

Из таблицы мы видим, что данный проектор проецирует изображение диагональю 100 дюймов с расстояния от 302 до 363 см. Можно сразу прикинуть, есть у вас в запасе эти 3 метра или нет.

Обратите внимание, что при настольной установке нижняя граница изображения будет ниже уровня центра объектива, а при потолочной установке в перевернутом виде — наоборот. Это называется «офсет», или фиксированным смещением. Согласно таблице, оно составляет 17 см. Если бы было указано не «-17 см», а «+17 см», то нижний край изображения при настольной установке оказался бы выше центра объектива.

А вот у продвинутых домашних проекторов сдвиг можно регулировать (функция «сдвиг объектива» или «lens shift»), причем диапазон сдвига может очень сильно различаться от модели к модели — начиная от возможности исправить небольшую ошибку по высоте, допущенную при установке проектора, и вплоть до такого диапазона сдвига изображения, который позволил бы ставить проектор на ножки хоть на низкий столик, хоть на высокую полку, проецируя поверх голов зрителей — при этом сдвиг регулируется пользователем. Однако, установка проектора не является темой данной статьи — я просто отметил, что все эти параметры могут сильно ограничивать вас в выборе размера экрана и его местоположения.

Формат экрана

Касательно приведенной выше таблицы — думаю вы обратили внимание, что она приведена для соотношения сторон экрана 4:3 в связи с тем, что разрешение проектора изначально 1024×768 (1024: 768 = 4: 3). Этот проектор лучше приспособлен для показа документов и презентаций благодаря более вытянутому по вертикали изображению. Как вы знаете, более популярный сегодня формат изображения (Full HD, Ultra HD) имеет соотношение сторон 16:9. Если вы берете домашний проектор, то, скорее всего, вам нужен именно такой экран.

Различные форматы экрана, расположенные внутри формата Синемаскоп

Различные форматы экрана, расположенные внутри формата 1:1

Другие популярные форматы соответствуют разрешениям 1280×800 и 1920×1200 (соотношение сторон 16:10) — тоже довольно популярный «деловой» формат, идеально отображающий видео в 1080p (Full HD) или 720p, но с вытянутой по вертикали формой экрана, дающей дополнительные 10% по высоте, что хорошо для просмотра документов и презентаций.

Проецируем изображение 4:3 на экран 16:9 (пилларбокс)

Ну а киноманы могут предпочесть широкий экран формата «синемаскоп» (соотношение сторон от 2,35:1 до 2,4:1). В последнем случае проектор должен быть в состоянии переключаться между форматом «синемаскоп» и форматом 16:9, что является темой для отдельной статьи. Стало быть, экран берется либо формата 16:9 — тогда кино формата «синемаскоп» займет всю ширину экрана, но сверху и снизу будет пустая область (полосы). Либо же берется экран формата «синемаскоп» — тогда фильмы формата 16:9 займут всю высоту экрана, но по бокам останутся неиспользованные области. 

К слову, в английском языке для этого есть специальные термины — если остаются полосы сверху и снизу, то это «letterbox». Если полосы по бокам, то это «pillarbox». 

Проецируем изображение 16:9 на экран 4:3 (леттербокс)

Итак, приведенная выше таблица для бюджетного офисного проектора предназначена для его «родного» разрешения 1024×768 (формат 4:3). Тем не менее, проектор также может при необходимости отобразить сигнал в формате full HD (16:9) — естественно,  внутри своего изображения формата 4:3, леттербоксинг (оставляя полосы снизу и сверху). Конечно, четкость при этом теряется. Я это лишь к тому, что в руководстве пользователя для этого проектора приведены еще две таблицы с размерми экрана — для изображения формата 16:9 и 16:10. 

И все же, обычно следует брать экран того же формата, что и разрешение проектора — не ошибетесь.

Обратите также внимание на тот факт, что многие рулонные экраны не имеют фиксированного формата — насколько развернете его — таким и будет формат.

Предназначение экрана

Экран — это полотно, которое удобно транспортировать, свернув в рулон, поэтому необходимо также определиться, на что его крепить (на какой каркас). Просматривая каталог экранов, вы обнаружите, что они сортированы по группам именно по конструкции каркаса:

  • Настенный экран в раме
  • Переносной экран
  • Рулонный экран (ручной или моторизованный, иногда — встраиваемый в потолок, иногда — с натяжением)
  • С жесткой поверхностью (аналог маркерной доски)
  • Пленка для обратной проекции 

Приведем пару примеров задач, которые стоят перед владельцем проектора и требуют различных конструкций каркаса экрана:

Проведение выездных презентаций — нужен переносной экран с самым обычным матовым полотном, но каркас экрана должен быть разборным, легким и устанавливаться на треноге. Все это должно сворачиваться и переноситься в чехле.

Проведение презентации для большой аудитории в помещении, в котором нет стационарного экрана. Здесь потребуется большой разборный экран на жесткой раме, который транспортируется в больших кейсах. Скорее всего, использоваться будет инсталляционный проектор с яркостью от 6000 люмен.

Epson проводит мероприятие для прессы — используется экран на сборной раме

Проектор для школы — велика вероятность, что для этой задачи будет использоваться простейший рулонный экран, который при необходимости разворачивается, закрывая часть классной доски. Можно также использовать мобильный экран для презентаций, либо проецировать на маркерную доску.

Тем не менее, простейший рулонный экран вряд ли подойдет при использовании ультракороткофокусного проектора, который светит с расстояния в несколько десятков сантиметров —  даже небольшие складки будут искажать изображение. Скорее всего, УКФ проекторы будут использоваться с маркерной доской. Хотя если есть место для экрана, натянутого на жесткую рамку — почему бы нет? Интерактивному же проектору лучше работать только по твердой поверхности.

Специфика применение проекторов в образовательных учреждениях и офисах почти одинаковая. 

Также никто не помешает вам проецировать на стену, если она более-менее белая.

Проектор в домашнем кинотеатре — как правило используется экран, натянутый на жесткую рамку. Энтузиасты также используют покрашенную стену, хотя темы красок для экрана я в этой статье касаться не буду. Еще один распространенный случай: допустим вы хотите изображение во всю стену, но поперек комнаты проектор не встает, а если ставить вдоль комнаты, то там окно. В этом случае можно закрывать окно моторизованным рулонным экраном во всю стену. Моторизованные рулонные экраны хороши и для гостиных, так как позволяют трансформировать помещение в домашний кинотеатр только на время просмотра. В таком случае вы, возможно, захотите встраиваемый в потолок экран. Здесь следует отметить, что существуют рулонные экраны с натяжением. Натяжение позволяет сделать поверхность экрана идеально ровной, избавившись от малейших искажений изображения.

Проекция на витрину магазина — вам потребуется наклеить на стекло пленку обратной проекции.


Фото изогнутого проекционного экрана SHENZHEN SMX Display

Сшивка изображения и маппинг. Здесь единое изображение проецируется несколькими согласованными проекторами. Очень помогает когда проекторы обладают встроеннной поддержкой Edge Blending (бесшовное соединение двух изображений) и возможностью коррекции геометрии изображения для проецирования на выпуклые или вогнутые поверхности. В качестве экрана можно использовать здание министерства обороны (маппинг на здания). Если вы хотите создать симулятор авиалайнера, то можете использовать большой вогнутый экран или даже проецировать на стены комнаты, создав обзор 270 градусов, а если надо — и все 360 градусов, используя 4 проектора.

Как видите, в качестве экрана может работать практически что угодно, поэтому руководствуйтесь своими задачами и пожеланиями — в большинстве случаев вам нужно лишь зафиксировать где-то экранное полотно нужного вам размера. А вот само экранное полотно — тема отдельного разговора.

Вообще говоря, когда речь идет о покупке экрана бюджетного уровня, может оказаться, что основную часть стоимости экрана вы отдаете за каркас — не стоит рассчитывать на какой-то «прирост качества изображения». Вполне возможно, что покрашенная хорошей матовой белой краской стена даст даже лучшее качество изображения, чем недорогой покупной экран.

Черная рамка

Скорее всего, изображение проектора не будет до миллиметра совпадать с формой экрана. Рамка как бы отрезает выступающую за границы часть изображения и производит эффект большого телевизора, которым для зрителя становится экран. Некоторые производители экранов для домашнего кинотеатра производят экранные рамки с очень тонкой окаемкой — как дань современным тенденциям в мире телевизоров. 

Есть у рамки и еще одна существенная роль. Если проецировать на большое полотно экрана без рамки, то будет видно, где начинается изображение проектора — черный цвет будет немного ярче, чем пустой экран, и вы будете обращать внимание на то, что у проектора черный цвет не идеален. А в полной темноте вам покажется, что даже самые дорогие проекторы засвечивают черный, хотя контрастность при этом может быть запредельной. Рамка не позволит вам обнаружить границу изображения, поскольку сама будет является ею. Все, что внутри рамки, воспринимается «как есть» и не сравнивается с окружающими объектами.

Некоторые экраны позволяют регулировать область проекции, закрывая неиспользуемые участки черной материей. Это полезно, к примеру, тем энтузиастам домашнего кино, которые смотрят фильмы форматов 2,35:1 и 16:9 на экране формата 2,35:1. При просмотре 16:9 на таком широком экране скрывание (masking) черных полос по бокам будет весьма кстати.

Историк Клим Жуков рассказывает об истории пехоты

Есть множество ситуаций, когда приходится проецировать на экран без окаемки, дибо когда изображение не вписывается точно в форму экрана. Пожалуй, это не будет иметь особого значения в школьном классе или на выездной презентации. 

Размер экрана — зависимость от яркости

Размер экрана ограничивается не только размерами помещения. Наиболее существенным ограничителем размера экрана является яркость проектора в том режиме цветопередачи, в котором вы его будете использовать, а не максимальная заявленная. К примеру, заявлено 3000 люмен, но может оказаться, что цвета на максимальной яркости — не очень. Вы переключаетесь в более точный режим, а там — 2500 люмен. 

Самые серьезные ограничения яркость проектора накладывает в освещенных помещениях. Да, существуют какие-то стандартные, проверенные варианты — к примеру, типичный офисный проектор — около 3000 люмен, а типичный экран — от 80 до 100 дюймов.  Это довольно стандартный вариант для школьного класса или переговорной комнаты. 

А вот если вы вдруг захотите рассчитать требуемую яркость проектора в освещенном помещении, то вам не обойтись без люксметра. Дело в том, что вы как заказчик должны определить, какой уровень контрастности вы хотите получить в освещенном помещении — от этого будут зависеть и размер экрана, и яркость проектора.

Люксметр измеряет освещеность поверхности проектором или лампами освещения. К примеру, освещенность поверхности экрана без проектора 50 люкс. Это довольно ярко. Теперь включаем проектор и выводим белый экран на это же место — освещенность теперь 500 люкс. Значит контрастность изображения = 500/50 = 10:1. 10:1 — нормально для презентаций (если вы скажете, что не нормально — значит нужен проектор поярче или экран поменьше). Теперь отодвинем проектор назад — белый цвет стал 250 люкс. Значит, контрастность изображения — 5:1. Это минимальная граница того, что я считал бы нормой, если речь идет о презентациях. 3:1 — это самый нижний уровень, обеспечивающий минимальную разборчивость. Преимущество проектора — это масштабируемость и гибкость, но злоупотребить этим в условиях сильного освещения не стоит.

Отмечу, что такой метод измерения контрастности предполагает, что у вас белый матовый экран или белая стена, поскольку люксметр повернут к проектору и не учитывает отражающие свойства поверхности экрана. Об этом мы еще поговорим.

Куда менее радикально яркость проектора ограничивает размер экрана в темном помещении. Здесь стараются не «переборщить» с яркостью, чтобы сохранить глубину черного цвета. У некоторых проекторов для домашнего кинотеатра элитного сегмента имеются средства, позволяющие плавно снизить общую яркость проектора. Обратите внимание: не в ущерб контрастности (в отличие от регулировки параметров изображения «яркость» и «контрастность»). Это достигается регулировкой яркости лазера (если проектор лазерный) или ручной настройкой диафрагмы. Максимум, что здесь могут предложить недорогие проекторы — это переход в экономичный режим лампы. 

Выражу свое личное мнение: можно в несколько раз занизить максимальную яркость по сравнению с рекомендуемым уровнем и все еще получить приятное глазу изображение — глаз все равно подстроится под более низкий уровень яркости. И, все-таки, нельзя передать солнечную летнюю сцену, не имея адекватной яркости — эффект будет уже не тот. И я уже не касаюсь темы HDR — для HDR эффекта нужно явно больше яркости, чем для обычного просмотра.

Поскольку в настоящем домашнем кинотеатре во имя сохранения глубины черного стремятся заглушить все лишние источники света в помещении, то контрастность изображения становится все ближе к максимальным возможностям проектора. В домашнем кинотеатре способ определения требуемой яркости будет иным, нежели при установке проектора в школьном классе или другом освещенном помещении — мы смотрим только на яркость изображения.

Когда мы говорим о люменах, речь идет скорее не о яркости, а о мощности проектора — яркость изображения будет зависеть от размера экрана и других факторов. Просто сравните яркость изображения проектора на 3000 люмен на экране диагональю 27 дюймов и 130 дюймов. Думаю вы понимаете, о чем я. Люмены — это «световой поток». «Яркость» — это немного другая единица измерения, причем часто в домашних кинотеатрах используют американский вариант — «фут-ламберты», хотя еще есть «ниты» (канделы на квадратный метр). Считается, что у обычного HD домашнего кинотеатра должна быть яркость от 12 до 22 фут-ламберт. Оптимальным кто-то считает 14, кто-то — 16 фут-ламберт. Я ранее уже обратил внимание на то, что у поверхности экрана могут быть различные параметры отражения. Очевидно, на сером матовом экране изображение будет менее ярким, чем на белом. Таким образом мы плавно подошли к теме «коэффициента усиления» экранной поверхности.

Но перед тем, как это сделать, предлагаю вашему вниманию цифры, которые я когда-то взял из таблицы одного из производителей элитных экранов, где указано соответствие светового потока в люменах яркости в фут-ламбертах для матового экрана с усилением (gain) 1,0.

Световой поток проектора (люмен)

диагональ экрана
80 дюймов (16:9),
фут-ламберт

диагональ экрана
100 дюймов (16:9),
фут-ламберт
диагональ экрана
130 дюймов (16:9),
фут-ламберт
5002012,87,6
6002415,49,1
7002817,910,6
8003220,512,1
900362313,6
10004025,615,1
11004428,216,7
12004830,718,2
13005233,319,7
14005635,821,2
15006038,422,7
1600644124,2
17006843,525,8
18007246,127,3
19007648,628,8
20008051,230,3

 

Как видно из таблицы, для экрана диагональю 130 дюймов световой поток проектора в точном режиме должен быть от 800 до 1500 люмен (оптимально 900-1100 лм), а для экрана диагональю 80 дюймов — даже менее 600 люмен.

Коэффициент усиления (Gain)

Неотъемлемым атрибутом экранного материала является так называемое усиление (gain) — число, сообщающее, во сколько раз экран усиливает яркость изображения для сидящего по центру зрителя. Принято считать, что у матового белого экрана усиление будет 1,0 (хотя может быть и 0,9).

Предположим, у вас проектор в точном режиме дает 700 люмен. При Gain 1,3 это будет восприниматься как 910 люмен, а при усилении 0,8 — как 560 люмен. Таким образом, данный коэффициент в той или иной степени позволяет управлять яркостью изображения на стадии выбора экрана. 

Матовый белый экран

Матовый экран — это такой экран, который (в идеале) равномерно рассеивает свет во все стороны. Это значит, что при просмотре под любым углом изображение выглядит почти одинаково ярко. По умолчанию лучше предположить, что пользователю нужен обычный белый матовый экран.

В качестве примера идеальной матовой поверхности экрана я предложил бы плотный лист матовой фотобумаги. К сожалению, в реальности нет гарантий, что поверхность экрана будет столь же хороша — особенно этого не следует ждать в бюджетном ценовом сегменте. К типичным проблемам недорогих матовых экранов можно отнести:

1. Гранулированность поверхности — поверхность обладает своей текстурой, которая может быть заметна зрителю. Отсюда и более дорогие экраны «совместимые с 4K».

2. Эффект блескости — напоминает иней. Если присмотреться, при ярком освещении вы можете различить на поверхности экрана редкие точечные отблески.

3. Несмотря на то, что полотно заявляется как матовое, оно может обладать небольшой неравномерностью яркости (световым пятном).

4. Баланс белого (оттенок) может чуть отличаться от идеально белого.

Все эти качества связаны с тем, что экранное полотно должно быть одновременно дешевым, прочным, без проблем сворачиваться и разворачиваться для транспортировки. Поэтому даже качеству простейшего белого матового экрана есть куда расти.

Сказанное ни в коем случае не должно вас отпугнуть от покупки недорогих экранов. Я считаю, что самый дорогой проектор все равно сможет раскрыть свой потенциал с самым дешевым матовым экраном. 

В контексте сказанного повторю, что покрашенная качественной матовой краской стена может оказаться даже лучшим экраном, чем бюджетный экран. И, безусловно, не следует рассчитывать на то, что каждый продавец поймет, о какой такой блескости или световом пятне может идти речь у экрана, на котором написано «матовый белый». Просто знайте, что матовый белый экран может стоить разных денег — значит и качество будет различным.

Если усиление (gain) 0,8 и ниже, то речь идет о сером экране. В простейшем случае это серый матовый экран — он может оказаться полезен лишь тем, что отсекает лишний свет, не влияя на контрастность. Такой экран имеет смысл в том случае, если у проектора имеются излишки яркости — снижая яркость, вы улучшаете черный цвет на темных сценах (хотя я давно не видел чтобы кто-либо их применял на практике). Важно не переборщить и не сделать картинку блеклой.

Экраны с большим усилением (gain)

У экрана с усилением 1,1 и более поверхность начинает приобретать «глянцевые» свойства — падая на экран, свет отражается не во все стороны равномерно, а как у зеркала — больше света отразится по принципу «угол падения равен углу отражения». К примеру, проектор стоит слева — картинка станет ярче справа. Ну а если зритель и проектор расположены примерно в одном направлении (что, скорее всего, так и есть), то зритель увидит более яркую картинку, чем дал бы матовый экран, ну а сидящие сбоку — менее яркую. Но прелесть данного типа экранов еще и в том, что…

Вообще, что происходит в случае с матовым экраном? 

При наличии в помещении включенных источников света, при просачивании света через шторы, а также при переотражении света проектора от стен и других поверхностей обратно на экран, нежелательный свет попадает на темные участки изображения, ухудшая контрастность.

Контрастность — это отношение яркости белого к яркости черного (например 500:10 = 50:1) — в случае с нежелательной засветкой яркость белого и черного увеличится на одинаковую величину, а контрастность — уменьшится (например 510:20 = 25,5:1).

Все благодаря матовому «экрану-коммунисту», который в равной степени отразил паразитную засветку во все стороны, в том числе — на зрителя.

Если у экрана большой gain, то внешний свет, падающий сбоку, имеет тенденцию отражаться не равномерно, а по принципу «угол падения равен углу отражения». К примеру, свет пришел из бокового окна и ушел в стену с противоположной стороны, а не на зрителя — туда ему и дорога. Это приводит к увеличению контрастности изображения.

Однако, побочными свойствами экранов с высоким коэффициентом усиления является большая неравномерность яркости по экрану — может появиться световое пятно в центре экрана (центр ярче, чем края).

При просмотре сбоку яркость также снижается. Для определения оптимальной зоны просмотра используется параметр «half gain«, или «угол половинного падения яркости». Он позволяет определить допустимое положение зрительских мест — считается, что падение яркости в 2 раза все еще допустимо.

К примеру, если прислониться к экрану спиной, вытянуть руки и начать раздвигать их в стороны, то угол между руками и будет «half gain». К примеру, если сказано, что HG = 90 Градусов, то разведите руки на 90 градусов — это и есть зона, где можно располагать зрительские места. По ее краям яркость будет 50% от центра.

Экраны повышенной контрастности

Они же «ALR экраны» (ambient light rejecting screens, блокирующие фоновую засветку экраны).

Как правило, это довольно дорогие полотна. Они многослойные — слои могут содержать различные микроструктуры, либо являться оптическими фильтрами. Сложность структуры полотна может привнести ограничения по его изгибанию и сворачиванию.

Как мы уже обозначили, производители экранов пытаются блокировать фоновую засветку увеличением «gain» — боковой свет отражается не равномерно, а преимущественно вбок, а свет со стороны проектора — преимущественно на зрителя.

ALR экраны — это следующий шаг. Зная предположительное местоположение проектора и зрителя, можно отражать с большим усилением только свет, падающий с этого направления, а весь остальной свет необходимо любыми способами поглощать или отражать в сторону. 

Сев перед таким экраном, он, вполне вероятно, покажется вам серым — он темнее, чем лист бумаги, поскольку падающий сверху и сбоку свет не отражается на вас. Но затем вы включаете проектор, и его свет, не рассеиваясь во все стороны, идет преимущественно обратно на вас — яркость изображения может оказаться выше, чем при проецировании на белый матовый экран. Можно представить себе, как микроскопические «катафоты» в структуре экрана возвращают свет строго в ту сторону, откуда он пришел. 

Получается, как бы, две цифры gain:

1. Усиление базового слоя — раз проектор выглядит серым, то должно быть менее 0,8. 

2. Когда проецируется белый, получается ярче, чем у матового экрана — стало быть, усиление 1,1 и более.

Колдовство! Однако, идя против природы, производители рискуют привнести в свое творение (и привносят) ряд нежелательных артефактов — может ухудшаться равномерность цветопередачи, появляться эффект «грязного окна», а в полночь из пустого экрана на вас смотрит…

Да шучу я! Посидите ночью в лесу напротив зеркала — убедитесь, что ничего такого не существует. 

Производители ALR экранов стремятся балансировать на грани заметного эффекта увеличения контрастности и отсутствия нежелательных артефактов. Чем сильнее помещение засвечено, тем заметнее эффект. В хорошо подготовленном черном помещении он может отсутствовать.

Избирательно перенаправляя на пользователя только свет, падающий на экран под определенным углом, можно, к примеру, сделать высококонтрастные экраны для ультракороткофокусных проекторов — ведь более-менее известно, под каким углом свет падает снизу на экран — надо принять этот свет и перенаправлять перпендикулярно экрану — на зрителя, отсекая остальное.

Но обычно рекомендуется расположить проектор подальше от экрана — это уменьшит световое пятно и лучше впишется в оптимальную зону с наилучшей яркостью.

Перфорированные экраны

Акустически прозрачные экраны требуются, как правило, в домашнем кинотеатре, когда центральный динамик акустической системы удобно расположить позади экрана. Для изготовления акустически прозрачного экрана в полотне проделываются небольшие отверстия. Еще один вариант — особая плетеная ткань. У такого экрана отверстия образуют зазоры между нитями. Безусловно, перфорированная поверхность может оказаться  менее гладкой. Кроме того, обычно стараются учесть тот момент, что через отверстия за экран проникает и свет — тут нужно проследить, чтобы позади экрана находилась черная поглощающая свет поверхность.


Я надеюсь, что эта статья была вам полезна и поможет вам лучше понять то, что производители пишут в характеристиках экранов. Помните, что экран лишь отражает то, что проецирует проектор — его значение не стоит переоценивать. И все же, я привел примеры ситуаций, когда экран может существенно повлиять на качство изображения. 

 

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. 

Экран для проектора — обзор лучших моделей и конструкций для домашнего использования

Проекторы в современной жизни прочно вошли в быт людей. Чаще всего их применяют для развлечения или бизнеса. Как бы то ни было, а текст или видео необходимо выводить на экран проектора, и часто несколькими метрами белой ткани здесь не обойтись. Выбор становится достаточно сложным процессом, когда, просмотрев массу предложений и фото экранов для проектора, нужно остановиться на одном. Важно определиться, что конкретно пользователь хочет получить, какие функции будет выполнять экран.

Как подобрать экран для проектора, который гарантирует первоклассное качество изображения? Для решения этой задачи необходимо изучить типы, важные функции и особенности этой техники.

Краткое содержимое статьи:

Главные параметры

Проектор – незаменимая вещь при проведении конференций, семинаров, тренингов. Также эта техника прочно вошла в быт людей, давая возможность иметь кинотеатр прямо в доме. Современные проекторы компактны, имеют очень удобное управление с помощью пульта или вручную.

Но важно ли приобретение экрана или достаточно простой белой стены? Мнение специалистов – никакая даже самая ровная и гладкая белая стена не даст того качества изображения, однородности и контрастности, которой можно добиться с помощью экрана.

Функция экрана – воспроизвести текст или видео без потери качества, отразить максимальное количество проекционного света в сторону зрителей, сделать просмотр приятным и безопасным для здоровья.

Поверхность

Экран может иметь различные поверхности, и выбор зависит от освещенности помещения, количества зрителей, площади зала. Существуют поверхности:

  • Матовая поверхность. Бывает белого или серого цвета. Отличается достаточно приемлемой стоимостью, равномерно отражает свет, не уменьшает качество видео или изображения.
  • Глянцевое покрытие. Показывает наилучшее качество, высокую контрастность и яркость. Но минусами является то, что нуждается в полном затемнении помещения и качественное изображение можно увидеть не со всех углов обзора. Стоимость его гораздо дороже матового экрана.
  • Диффузно-отражательная поверхность. Используется для показа обратной проекции.

Угол обзора и усиление изображения

Для большого числа зрителей оптимальный угол просмотра составит 100 градусов, для маленькой группы – 50 градусов.

Оптимальный угол комфортного просмотра колеблется от 40 до 170-180 градусов. В других значениях изображение будет смотреться искаженно.

Величина угла обзора напрямую зависит от коэффициента усиления изображения. Для ярких освещенных комнат оптимальный коэффициент усиления выше 1, для темных комнат – не превышать этого значения. Для домашних просмотров этот показатель не должен превысить 1,5.

Размер экрана

Размеры экранов для проектора колеблются от 60 до 250 дюймов по диагонали. При выборе важно помнить, что если расстояние от экрана до зрителей большое, то размер полотна тоже должен быть достаточно большим.

Размер и формат экрана выбирается в соответствии с целью его использования. Если он предназначен для просмотра фильмов, то важно знать, что большинство современных видеоматериалов записано в формате 16:9. В таком случае именно этот формат оптимален для приобретения.

Если планируется выводить на экран текстовые материалы или веб-страницы, то подойдет формат 4:3. Для комбинированного использования лучше приобрести рулонный экран, который можно развернуть до нужного формата. Существуют также VIP-форматные экраны, которые подстраиваются под любое изображение.

Неверный формат экрана может привести к появлению черных полос на изображении или обрезке его по краям. Часто при использовании неподходящего формата картинка уменьшается или обрезается, что приводит к неудобству просмотра.

Расстояние от проектора до экрана

Часто возникает вопрос, какое расстояние оставить между экраном и проектором. Этот показатель определяется оптическим масштабированием. Если вы хотите сделать размер изображения меньше, то расположите проектор дальше от экрана. Проекторы, оснащенные оптическим масштабированием, можно перемещать ближе или дальше от экрана, при этом не меняя размер изображения. Также можно изменять размер изображения, не перемещая проектор.

Тип конструкции и назначение

Для облегчения выбора важно знать, какие бывают экраны для проектора. По типу использования можно разделить на две категории:

Стационарное применение. Экран помещают на одном месте, и никогда не передвигают. Подходит для дома или помещения, где всегда проводятся конференции. Такой экран либо сворачивается в рулон, либо натянут на раму.

Передвижные экраны. Применимы чаще всего в бизнесе или для выездных конференций. Располагают их на штативе (полотно хранится в тубусе, а в нужный момент размещается на треноге), на полу или на ножках (полотно и элементы рамы хранятся в кейсе, а в нужный момент собирается рама, на которую натягивается экран).

Лучшие экраны для современных проекторов выпускают фирмы – производители Project, Classic Solution, Draper. При выборе экрана нужно только определиться с целью использования, и изучить параметры – яркость, расстояние от экрана до зрителей, количество зрителей и свои финансовые возможности, и приобретение нужного экрана не составит особой сложности.

Фото экранов для проектора


Поделитесь с друзьями 😉  

ТОП-7 лучших экранов для проектора: как выбрать, отзывы

Проектор переходит от престижной, редкой вещи в технику первой необходимости. Проекторы используют в офисах, школах или просто дома. Просмотр фильма на большом экране украсит вечер любой компании. Спикеры часто используют их в своем выступлении, а также рекомендуют объяснять идеи с помощью слайдов на большом экране. Исследования показали, что речь, подкрепленная картинками, гораздо эффективнее, то есть слушателю легче воспринимать услышанную информацию с визуальным дополнением.

монитор для проектора

ТОП-7 лучших экранов для проектора

Познакомимся с самыми популярными моделями проекторов:

  • Lumien Cinema Home;
  • Xiaomi;
  • Сactus Wallscreen CS-PSW;
  • Victory;
  • Brauberg Moto;
  • Cinema S’OK;
  • MotoExpert.

Подробнее о моделях расскажем ниже.

Lumien Cinema Home

Lumien Cinema Home_result

Натяжные экраны на раме применяются для построения домашнего кинотеатра. Поверхность экрана идеально ровная, это обеспечивает высокое качество картинки. Раму можно использовать в разных вариантах: прямая и изогнутая. Изогнутость рамы необходима для усиления эмоционального восприятия контента. Также возможно устанавливать экран на специальные ножки, это дополнительная функция.

Управление экраном встроенное РЧ управление: нет, встроенное ИК управление: нет
Ширина корпуса (см) 4
Высота корпуса (см) 182
Длина корпуса (см) 311

Ценник: 34 000-35 000 р.

Плюсы

  • технологичный внешний вид;
  • возможность использовать изогнутый экран;
  • простой монтаж.

Минусы

  • ножки не входят в комплект поставки.

В офисе часто приходится обсуждать рабочие моменты на экране. В наше время ни одно совещание без экрана не обходится. Сначала купили такой экран туда, я оценил и купил домой такой же. Теперь собираемся с друзьями у меня смотреть кино на большом экране. Кинотеатры уходят в прошлое.

Lumien Cinema Home

Xiaomi Универсальный экран для проектора 100 дюймов

Xiaomi Универсальный экран для проектора 100 дюймов_result

Специальный экран для улучшения видимости светового потока будет полезен при работе с проектом. Экран выполнен из стекловолокна, ему не страшны заломы или перегибы. Его легко хранить и переносить, так как он легко и просто сворачивается. Для установки на стену имеются специальные петли для подвешивания. Экран станет помощником в проведении мероприятий или демонстрации презентаций. Размещайте экран, где угодно, начиная от гостиной и зала и заканчивая переговорной и аудиторной комнатой.

Тип подвесной
Высота 124 см
Длина 220 см
Материал рамки  алюминий с черным бархатом

Ценник: 1 000-1 200 р.

Плюсы

  • удобный тубус для переноски.

Минусы

  • недолговечный.

Отличный китайский экран. Главное, что он прекрасно справляется со своей основной задачей — демонстрацией изображения с компьютера. Привык к этой технологии, не представляю, как жил раньше.

экран для проектора Xiaomi

Сactus Wallscreen CS-PSW

Сactus Wallscreen CS-PSW_result

Экран настенно-потолочный имеет белый цвет, который впишется в любой интерьер. Размер экрана составляет 332×187 см и диагональ 150 дюймов, что позволяют использовать его для показа большой аудитории, например, в актовых или лекционных залах, конференц-залах и холлах.

Установка настенно-потолочная
Привод ручной
Кейс есть
Материал полотна Matte White

Ценник: 2 800-4 500 р.

Плюсы

  • нет запаха;
  • удобно сворачивается.

Минусы

  • размер крепления превышает размер экрана;
  • цвет экрана с обратной стороны темный.

Читал отзывы про то, что размеры экрана не соответствуют описанию, но всё равно купил на свой страх и риск. Не прогадал, всё вошло идеально, качеством продукта остался довольный!

Сactus Wallscreen CS-PSW

Victory Экран для проектора настольный 20 дюймов

Victory Экран для проектора настольный 20 дюймов_result

Экран предназначен для установки на стол или любую другую жесткую горизонтальную поверхность. Экран имеет возможность совместной работы со всеми современными моделями проекторов. Безупречно гладкая поверхность учитывает значение баланса белого, это способствует адаптации трансляции к условиям освещения. Диагональ полотна составляет 20 дюймов, что идеально для домашнего и офисного использования. Экран легко собирать и легко транспортировать. В собранном виде устройство занимает немного места.

Цвет  белый
Ширина 2370 мм
Разрешенное видео 2210×1240 dpi
Высота 1400 мм

Ценник: 2 500-3 000 р.

Плюсы

  • удобно разбирать и собирать;

Минусы

  • легко пачкается.

У нас такие в офис закупали, отлично работают. Со своими прямыми задачами справляются. Единственное, что с этими экранами нужно быть аккуратными, а то у нас один сотрудник умудрился кофе пролить. Испортил экран, уже невозможно использовать.

экран для проектора Victory

Brauberg Moto

Brauberg Moto_result

Моторизированный проекционный экран имеет широкий спектр применения. Управление экраном реализуется за счет дистанционного пульта. Полотно возможно зафиксировать на любой высоте. Рекомендован для использования при проведении уроков, тренингов, занятий, а также презентаций.

Внешний вид матовый
Пульт дистанционного управления есть
Страна Китай
Упаковка коробка

Ценник: 6 000-7 000 р.

Плюсы

  • наличие инструкции;
  • удобный пульт управления.

Минусы

  • механизм автоматического свертывания имеет ошибки.

Крутой и современный экран. За такими экранами будущее! Стоит у нас в школе, удобно перелистывать слайды с помощью пульта. Переношу его редко, но когда это делаю, испытываю затруднения. Сборка не очень удобная.

экран для проектора Brauberg Moto

Cinema S’OK

Cinema S

Легкий, компактный экран предназначен для проведения презентаций, переговоров или просмотра кино. Конструкция экрана имеет высокий показатель прочности и надежности. Благодаря простоте конструкции, экран легко и быстро собирать и устанавливать. Чаще всего экран используют для мобильных короткофокусных проекторов.

Переносной тип да
Размер черной кромки 3 см
Размер проецируемого изображения 114×203 см
Производитель Sakura-Printing

Ценник: 5 500-6 000 р.

Плюсы

  • удобная конструкция;
  • компактный.

Минусы

  • слишком большая черная кромка.

Получил такой экран в подарок от коллег. Вещь полезная, но можно найти модель и получше. Меня отвлекает черная рамка на экране. Но дареному коню в зубы не смотрят, так что благодарен и за этот подарок. Собирать, разбирать очень легко, это радует.

экран для проектора Cinema S’OK

MotoExpert

MotoExpert_result

Экран является настоящим домашним кинотеатром. Он не боится длительного хранения в свернутом состоянии и при повышенной влажности, антиплесневое покрытие полотна не даст ему испортиться. Моторизированный привод и пульт управления делают использование экрана лёгким. Проводите презентации где и как вам удобно.

Цвет белый
Пульт  есть
Привод электрический
Тип экрана рулонный

Ценник: 36 000-50 000 р.

Плюсы

  • крупный размер;
  • яркое изображение.

Минусы

  • тяжёлый вес (около 50 кг).

Установили в местном сельском клубе, не можем нарадоваться. Каждое воскресенье вся молодежь собирается смотреть фильм. Здорово,что экраны стали такими доступными, качественными и простыми в установке.

экран для проектора MotoExpert

Сравнение моделей

Разобраться, какая же модель самая подходящая, поможет сравнительная таблица.

Модель Тип проекции Соотношение сторон Угол обзора Диагональ изображения (см) Вес экрана нетто (кг)
Lumien Cinema Home прямая 16:9 160 градусов(по горизонтали), 160 градусов(по вертикали) 133 15
Xiaomi прямая 16:9 130 градусов 150 33
Сactus Wallscreen CS-PSW прямая 4:3 100 градусов 100 10
Victory прямая 16:9 100
Brauberg Moto прямая 4:3 160 градусов 120 12.5
Cinema S’OK  прямая 16:9 160 градусов 92 12.7
MotoExpert прямая 1:1 160 градусов 200 51

Какое расстояние выбрать

расстояние до проектора

Выбираете расстояние от зрителя до экрана так, чтобы:

  • зритель имел угол просмотра экрана по горизонтали от 36 до 40 градусов;
  • взгляд зрителя не поднимался выше, чем на 15 градусов;
  • центр экрана был на уровне глаз зрителя.

Определите параметры помещения и выберите подходящий размер экрана:

  • Всем присутствующим должно быть комфортно смотреть на изображение на экране. 
  • Подберите высоту экрана не менее 1/6 расстояния до дальнего зрителя, расстояние от пола до нижней кромки экрана — не менее 125 см. Самый ближний зритель должен находиться на расстоянии вдвое больше высоты экрана.
  • Учтите, что универсальная зона комфортного просмотра находится в пределах от 2 до 5 высот экрана. 
  • Помните, что при отображении стандартного качества ролика рекомендуется расширять границы до 8 высот, но при отображении графики высокого разрешения рекомендуется уменьшать до 3-4 высот экрана. 
  • Нижнюю кромку экрана можно опускать не ниже 60 см от пола.

Советы по выбору

какой должен быть экран проектора

Выбрать отличный экран вполне возможно, особенно если соблюдать ряд простых рекомендаций:

  • Изучите отзывы от покупателей, поскольку именно реальные пользователи опишут недостатки, если таковые имеются. Продавец вам вряд ли о них расскажет. 
  • Не гонитесь за именитыми фирмами, но и не берите самые дешевые товары сомнительного происхождения. 
  • Соотнесите размеры помещения с размерами выбранного экрана, чтобы понять, насколько удобно будет его использовать. 

Как выбрать экраны для проекторов — Обзоры и статьи

Бестселлер категории

Саундбар Jamo SB 40 Grey CE Jamo SB 40 Grey CE

40 990 ₽ -37%

25 990 ₽

В корзину Сравнить В избранное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о