Сопротивление обмоток асинхронного двигателя таблица: Какое сопротивление обмоток электродвигателя. Сам себе электрик

Содержание

Проверка обмоток асинхронного двигателя — Морской флот

Как прозвонить асинхронный трёхфазный электродвигатель?

Работая промышленным электриком по ремонту и обслуживанию электрооборудования приходилось часто менять электродвигатели вентиляции и различных станков. Для более быстрой предварительной диагностики неисправного электродвигателя выработалась методика его проверки мультиметром. Нужно измерить сопротивление его обмоток между фазными выводами А-В, А-С и В-С, оно должно быть примерно одинаковым, а так же измерить сопротивление между этими выводами и корпусом электродвигателя в пределе измерений прибора 2 МОм или 2000 кОм, оно не должно показать ничего, значит пробоя на корпус нет. Не забываем что провода прибора тоже имеют своё сопротивление, так что при сопоставлении измеренных данных с табличными, вычитайте это сопротивление. На видео показан пример измерения:

Составил таблицы сопротивлений обмоток некоторых электродвигателей по данным старых книг по перемотке, рассчитав последний столбец методом сложения сопротивления двух обмоток, так как при измерении между выводами А-В, В-С, А-С это и есть последовательное соединение двух обмоток (соединение звезда – все 3 обмотки соединены в одной точке). В таблицах указаны обороты двигателя в зависимости от числа пар полюсов, то есть 750 об/мин, 1000, 1500 и 3000, но на практике они всегда немного меньше и реальные обороты указаны на табличках электродвигателей. Старые движки уже могли быть перемотаны не один раз, и с табличными данными могут не совпадать, но в пределах этого. Так что эта информация нужна только для примерного сопоставления мощности от сопротивления обмоток, у электродвигателей других производителей сопротивление обмоток может отличаться существенно.

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Как Проверить Трехфазный Двигатель Мультиметром

Как проверить состояние обмотки электрического двигателя

На 1-ый взор обмотка представляет кусочек проволоки смотанной спецефическим образом и в ней нечему особо ломаться. Но у нее есть особенности:

серьезный подбор однородного материала по всей длине;

четкая калибровка формы и поперечного сечения;

нанесение в промышленных критериях слоя лака, владеющего высочайшими изоляционными качествами;

крепкие контактные соединения.

Если в каком-либо месте провода нарушена хоть какое из этих требований, то меняются условия для прохождения электронного тока и движок начинает работать с пониженной мощностью либо вообщем останавливается.

Чтоб проверить одну обмотку трехфазного мотора нужно отключить ее от других цепей. Какие электромоторы можно проверить мультиметром? Трехфазный как проверить изоляцию. Во всех электродвигателях они могут собираться по одной из 2-ух схем:

Концы обмоток обычно выводятся на клеммные колодки и маркируются знаками «Н» (начало) и «К» (конец). Как проверить двигатель мультиметром. Время от времени отдельные соединения могут быть спрятаны снутри корпуса, а для выводов употребляются другие методы обозначения, к примеру, цифрами.

У трехфазного мотора на статоре употребляются обмотки с схожими электронными чертами, владеющими равными сопротивлениями. Если при замере омметром они демонстрируют различные значения, то это уже повод серьезно задуматься над причинами разброса показаний.

Как проявляются неисправности в обмотке

Зрительно оценить качество обмоток не представляется вероятным из-за ограниченного допуска к ним. На практике инспектируют их электронные свойства, беря во внимание, что все неисправности обмоток появляются:

обрывом, когда нарушается целостность провода и исключается прохождение электронного тока по нему;

маленьким замыканием, возникающем при нарушении слоя изоляции меж входным и выходным витком, характеризующимся исключением обмотки из работы с шунтированием концов;

межвитковым замыканием, когда изоляция нарушается меж одним либо несколькими близлежащими витками, которые этим выводятся из работы. Ток проходит по обмотке, минуя короткозамкнутые витки, не преодолевая их электронное сопротивление и не создавая ими определенной работы;

пробоем изоляции меж обмоткой и корпусом статора либо ротора.

Проверка обмотки на обрыв провода

Этот вид неисправности определяется замером сопротивления изоляции омметром. Устройство покажет огромное сопротивление — ∞, которое учитывает образованный разрывом участок воздушного места.

Проверка обмотки на возникновение короткого замыкания

Движок, снутри электронной схемы которого появилось куцее замыкание, отключается защитами от сети питания. Но, даже при резвом выводе из работы таким методом место появления КЗ отлично видно зрительно за счет последствий воздействия больших температур с ярко выраженным нагаром либо следами оплавления металлов.

При электронных методах определения сопротивления обмотки омметром выходит очень малая величина, очень приближенная к нулю. Ведь из замера исключается фактически вся длина провода за счет случайного шунтирования входных концов.

Проверка обмотки на возникновение межвиткового замыкания

Это более сокрытая и трудно определяемая неисправность. Для ее выявления можно пользоваться несколькими методиками.

Способ омметра

Устройство работает на неизменном токе и замеряет только активное сопротивление проводника. Обмотка же при работе за счет витков делает существенно огромную индуктивную составляющую.

При замыкании 1-го витка, а их полное количество может быть несколько сотен, изменение активного сопротивления увидеть очень трудно. Ведь оно изменяется в границах нескольких процентов от общей величины, а тотчас и меньше.

Как прозвонить электродвигатель

Трёхфазный асинхронный электродвигатель, проверка тестером. На практике довольно проверить электродви.

Расположение контактов трехфазного двигателя и прозвонка обмоток

Рассматриваем размещение концов обмоток трехфазного двигателя, определяем, верно ли они подключены.

Можно испытать точно откалибровать устройство и пристально измерить сопротивления всех обмоток, сравнивая результаты. Но разница показаний даже в данном случае не всегда будет видна.

Более четкие результаты позволяет получить мостовой способ измерения активного сопротивления, но это, обычно, лабораторный метод, труднодоступный большинству электриков.

Замер токов потребления в фазах

При межвитковом замыкании меняется соотношение токов в обмотках, проявляется лишний нагрев статора. У исправного мотора токи схожи. Потому прямое их измерение в действующей схеме под нагрузкой более точно отражает реальную картину технического состояния.

Измерения переменным током

Найти полное сопротивление обмотки с учетом индуктивной составляющей в полной рабочей схеме не всегда может быть. Для этого придется снимать крышку с клеммной коробки и врезаться в проводку.

У выведенного из работы мотора можно использовать для замера понижающий трансформатор с вольтметром и амперметром. Ограничить ток дозволит токоограничивающий резистор либо реостат соответственного номинала.

При выполнении замера обмотка находится снутри магнитопровода, а ротор либо статор могут быть извлечены. Баланса электрических потоков, на условие которого проектируется движок, не будет. Про то как проверить и двигатель от можно ли поверить мультиметром? И как можно. Потому употребляется пониженное напряжение и контролируются величины токов, которые не должны превосходить номинальных значений.

Замеренное на обмотке падение напряжения, поделенное на ток, по закону Ома даст значение полного сопротивления. Его остается сопоставить с чертами других обмоток.

Эта же схема позволяет снять вольтамперные свойства обмоток. Просто нужно выполнить замеры на различных токах и записать их в табличной форме либо выстроить графики. Если при сопоставлении с подобными обмотками серьёзных отклонений нет, то межвитковое замыкание отсутствует.

Шарик в статоре

Метод основан на разработке вращающегося электрического поля исправными обмотками. Как проверить электродвигатель мультиметром пошаговая. Для этого на их подается трехфазное симметричное напряжение, но непременно пониженной величины. С этой целью обычно используют три схожих понижающих трансформатора, работающих в каждой фазе схемы питания.

Для ограничения токовых нагрузок на обмотки опыт проводят краткосрочно.

Маленькой металлической шарик от шарикоподшипника вводят во крутящееся магнитное поле статора сходу после включения витков под напряжение. Если обмотки исправны, то шарик синхронно катается по внутренней поверхности магнитопровода.

Когда одна из обмоток имеет межвитковое замыкание, то шарик зависнет в месте неисправности.

Во время теста нельзя превосходить ток в обмотках больше номинальной величины и следует учесть, что шарик свободно выскакивает из корпуса со скоростью вылета из рогатки.

Электрическая проверка полярности обмоток

У статорных обмоток может отсутствовать маркировка начала и концов выводов и это сделает труднее корректность сборки.

На практике для поиска полярности употребляются 2 метода:

1. при помощи маломощного источника неизменного тока и чувствительного амперметра, показывающего направление тока;

2. способом использования понижающего трансформатора и вольтметра.

В обоих вариантах статор рассматривается как магнитопровод с обмотками, работающий по аналогии трансформатора напряжения.

Проверка полярности посредством батарейки и амперметра

На наружной поверхности статора выведены шестью проводами три отдельных обмотки, начала и концы которых нужно найти.

При помощи омметра вызванивают и отмечают вывода, относящиеся к каждой обмотке, к примеру, цифрами 1, 2, 3. Потом произвольно маркируют на хоть какой из обмоток начало и конец. К одной из оставшихся обмоток подключают амперметр со стрелкой в центре шкалы, способной указывать направление тока.

Минус батарейки агрессивно подключают к концу избранной обмотки, а плюсом краткосрочно прикасаются к ее началу и сходу разрывают цепь.

При подаче импульса тока в первую обмотку он за счет электрической индукции трансформируется во вторую замкнутую через амперметр цепь, повторяя первоначальную форму. При этом, если полярность обмоток угадана верно, то стрелка амперметра отклонится на право при начале импульса и отойдет на лево при размыкании цепи.

Если стрелка ведет себя по-другому, то полярность просто спутана. Остается только промаркировать выводы 2-ой обмотки.

Еще одна 3-я обмотка проверяется аналогичным образом.

Проверка полярности посредством понижающего трансформатора и вольтметра

Тут тоже сначала вызванивают обмотки омметром, определяя вывода, которые к ним относятся.

Потом произвольно маркируют концы первой избранной обмотки для подключения к понижающему трансформатору напряжения, к примеру, на 12 вольт.

Две оставшиеся обмотки случайным образом скручивают в одной точке 2-мя выводами, а оставшуюся пару подключают к вольтметру и подают питание на трансформатор. Его выходное напряжение трансформируется в другие обмотки с таковой же величиной, так как у их равное число витков.

За счет поочередного подключения 2-ой и третьей обмоток вектора напряжения сложатся, а их сумму покажет вольтметр. Как проверить датчик парктроника мультиметром (тестером. В нашем случае при совпадении направления обмоток данная величина будет составлять 24 вольта, а при разной полярности — 0.

Остается промаркировать все концы и выполнить контрольный застыл.

В статье дан общий порядок действий при проверке технического состояния какого-то случайного мотора без определенных технических черт. Они в каждом личном случае могут изменяться. Смотрите их в документации на ваше оборудование.

Для выявления неисправности электродвигателя в домашних условиях за неимением дорогостоящего профессионального оборудования ничего не остается, как прозвонить электродвигатель мультиметром. С его помощью можно определить большинство поломок, и вам не придется привлекать специалиста. Итак, что нужно сделать?

Подготовка

Перед тем, как проводить диагностику, следует:

  • Обесточить агрегат. Если измерение сопротивления осуществляется в цепи, подключенной к электросети, прибор выйдет из строя.
  • Откалибровать аппарат, то есть выставить стрелку в нулевое положение (щупы должны быть замкнуты).
  • Осмотреть двигатель и выяснить, не затоплен ли он, нет ли запаха горелой изоляции или отломанных деталей и т.д.

Асинхронный, коллекторный, однофазный и трехфазный двигатели прозваниваются по одной и той же методике, небольшая разница в конструкции особой роли не играет, но есть нюансы, которые необходимо учитывать.

Этапы работы

Самые частые неисправности можно поделить на два вида:

  • Наличие контакта в месте, где его не должно быть.
  • Отсутствие контакта в месте, где он должен быть.

Для начала рассмотрим, как прозвонить 3-фазный электродвигатель мультиметром. Он имеет три катушки, соединенные по схеме «треугольник» или «звезда». На его работоспособность влияют надежность контактов, качество изоляции и правильная намотка.

  • Для начала проверьте замыкание на корпус (имейте в виду, значение получится приблизительное, так как для точных показаний требуются более чувствительные приборы).
  • Установите значения измерений на мультиметре на максимум.
  • Соедините щупы друг с другом, чтобы убедиться в правильности настроек и исправности прибора.
  • Соедините один из щупов с корпусом двигателя, если есть контакт, присоедините второй щуп к корпусу и следите за показаниями.
  • Если сбоев нет, поочередно коснитесь щупом вывода каждой из трех фаз.
  • Если изоляция качественная, проверка должна показать достаточно высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегом).

Необходимо помнить, что при измерении сопротивления изоляции с помощью мультиметра показания будут выше допустимых, так как ЭДС прибора не превышает 9в. Двигатель же работает при 220 или 380в. По закону Ома значение сопротивления зависит от напряжения, поэтому делайте скидку на разницу.

Далее проверьте целостность обмоток, прозвонив три конца, входящих в борно двигателя. При наличии обрыва дальнейшая проверка не имеет смысла, поскольку прежде нужно устранить эту неисправность.

Затем проверьте короткозамкнутые витки. При соединении «треугольником» показателем неисправности будет большее значение в концах А1 и А3. При соединении «звездой» прибор показывает завышенное значение в цепи А3.

Зная, как прозвонить асинхронный электродвигатель мультиметром, вы сэкономите время и деньги, так как, возможно, выявятся только мелкие неисправности, которые вы легко устраните самостоятельно. Для более серьезной и детальной диагностики требуются другие приборы, которые редко используются в быту по причине дороговизны. Если вы не смогли найти повреждения с помощью мультиметра, обратитесь к специалисту.

Проверка коллекторного электродвигателя

Теперь перейдем к вышеупомянутым нюансам, ведь двигатели бывают разных видов. Как прозвонить коллекторный электродвигатель мультиметром? Схема его проверки выглядит следующим образом:

  • Включите прибор на единицы Ом и измерьте попарно сопротивление ламелей коллектора.
  • Затем измерьте сопротивление между корпусом якоря и коллектором.
  • Проверьте обмотки статора.
  • Измерьте сопротивление между корпусом и выводами статора.

Межвитковое замыкание определяется только специальным прибором. Существует способ измерения сопротивления якоря. Снимите с него щетки и подведите к пластинам напряжение до 6в, измерьте падение напряжения между ними.

Для проверки однофазного двигателя прозвоните рабочую и пусковую обмотки. Сопротивление первой должно быть в полтора раза ниже, чем второй.

Для примера возьмем однофазный мотор с тремя выводами, использующийся в стиральных машинах (чаще старого образца). Если между концами очень большое сопротивление, значит катушки соединены последовательно. Остается найти среднюю точку и таким образом определить концы каждой из них в отдельности.

Поскольку электродвигатели встречаются в каждом доме в бытовых приборах – это и холодильник, и пылесос, и многое другое – и они периодически ломаются, знать, как проверить однофазный электродвигатель мультиметром, просто необходимо. Если поломка не слишком серьезная, нести прибор в ремонтную мастерскую нецелесообразно. И у вас появится возможность набраться опыта и получить навыки, работая с двигателями разных типов и модификаций.

Таблица 23. Электродвигатели переменного тока

Наименование испытания

Вид испытания

Нормы испытания

Указания

23.1. Измерение сопротивления изоляции:

 

У электродвигателей мощностью более 5 МВт измерения производятся в соответствии с установленными нормами и инструкциями заводов-изготовителей

Сопротивление изоляции измеряется мегаомметром на напряжение:

500 В — у электродвига-телей напряжением до 500 В

1000 В — у электродвига-телей напряжением до 1000В

2500 В — у электродвига-телей напряжением выше 1000 В

1) обмоток статора, у электродвигателей на напряжение выше 1000 В или мощностью от 1 МВт до 5 МВт

К, Т

Сопротивление изоляции должно быть не ниже значений, приведенных в табл.28 (Приложение 3.1)

 

2) обмоток статора, у электродвигателей на напряжение до1000 В

К, Т

Сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 1 МОм при температуре 10-30°С, а при температуре 60°С — 0,5 МОм

Значения сопротивлений относятся ко всем видам изоляции

3) коэффициент абсорбции (отношение R60/R15) обмоток статора электродвигателей напряжением выше 1000 В

К, Т

Значение R60/R15 должно быть не ниже 1,3 у электро-двигателей с термореактивной изоляцией и не ниже 1,2 у электродвигателей с микалентной компаундированной изоляцией

Производится мегаомметром на напряжение 2500 В для электродвигателей мощностью от 1 до 5 МВт, а также меньшей мощности для электродвигателей наружной установки с микалентной компаундированной изоляцией

4) обмоток ротора

К, Т

Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,2 МОм

Производится у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором напряжением 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт мегаомметром на напряжение 1000 В  (допускается 500 В)

5) термоиндикаторов с соединительными проводами

К

Не нормируется

Производится мегаомметром на напряжение 250 В

6) подшипников

К

Не нормируется

Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, подшипники которых имеют изоляцию относительно корпуса, производятся относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах мегаомметром на напряжение 1000 В при ремонтах с выемкой ротора

23.2. Оценка состояния изоляции обмоток электродвигателей перед включением

К

Электродвигатели включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции не ниже значений, приведенных в п.23.1.

 

23.3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты

К

Значение испытательного напряжения принимается по табл.29 (Приложение 3.1)

По решению технического руководителя Потребителя испытание электродвигателей напряжением до 1000 В может не производиться

23.4. Измерение сопротивления постоянному току:

К

 

 

1) обмоток статора и ротора;

 

Измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, приведенные к одинаковой температуре, не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на ±2%

Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, сопротивление обмотки ротора измеряется у синхронных двигателей и электродвигателей с фазным ротором

2) реостатов и пускорегулировочных резисторов

 

Сопротивление не должно отличаться от исходных значений более чем на ±10%

У электродвигателей напряжение 3 кВ и выше производится на всех ответвлениях. У остальных измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек

23.5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора

К

У электродвигателей мощностью 1000 кВт и более, у всех электродвигателей ответственных механизмов, а также у электродвигателей с выносными подшипниками скольжения размеры воздушных зазоров в точках, расположенных по окружности ротора и сдвинутых относительно друг друга на угол 90°, или в точках, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться более чем на 10% от среднего размера

Производится, если позволяет конструкция электродвигателя

23.6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения

К

Увеличение зазоров в подшипниках скольжения сверх значений, приведенных в табл.30 (Приложение 3.1), указывает на необходимость перезаливки вкладыша

23.7. Проверка электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом

К

Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10% от значения, указанного в каталоге или в инструкции завода изготовителя. Продолжительность испытания — 1 час

Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и мощностью 100 кВт и более

23.8. Измерение вибрации подшипников электродвигателя

К, М

Вертикальная и поперечная составляющая вибрации, измеренные на подшипниках электро-двигателей, сочлененных с механизмами, не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях. При отсутствии таких указаний см. табл.31 (Приложение 3.1)

Производится у электро-двигателей напряжением 3 кВ и выше и электро-двигателей ответственных механизмов

23.9. Измерение разбега ротора в осевом направлении

К

Не выше 4 мм, если в заводской инструкции не установлена другая норма

Производится у электро-двигателей, имеющих подшипники скольжения, ответственных механизмов или в случае выемки ротора

23.10. Проверка работы электродвига-теля под нагрузкой

К

Производится при нагрузке электродвигателя не менее 50% номинальной

Производится у электро-двигателей напряжением выше 1000 В

23.11. Гидравлические испытания воздухоохладителя

К

Производится избыточным давлением 0,2-0,25 МПа (2-2,5 кгс/см2), если отсутствуют другие указания завода-изготовителя

Продолжительность испытания — 5-10 мин

23.12. Проверка исправности стержней короткозамкнутого ротора

К

Стержни коротко-замкнутых электродвигателей должны быть целыми

Производится у асинхронных электродвига-телей мощностью 100 кВт и более

23.13. Испытание возбудителей

 

Производится у синхронных электро-двигателей в соответствии с требованиями заводских инструкций

 

5.4 Расчет фазного ротора

Для нормальной работы асинхронного двигателя необходимо, чтобы фазная обмотка ротора имела столько же фаз и полюсов, сколько и обмотка статора, т.е. m2 = m1 и p2 = p1.

Число пазов на полюс и фазу ротора q2, а также число пазов ро-тора z2 определяется по формулам

(5.22)

Для определения числа витков

(5.23)

в фазе роторов с катушечной обмоткой (когда q2≥1) устанавливается значение ЭДС фазы Е2:

Здесь U2k – напряжение на контактных кольцах в момент пуска двигателя, которое должно находиться в пределах 150÷ 200 В.

Число эффективных проводников в пазу

(5.24)

должно быть четным, поэтому полученное значение округляется до un2, уточняется число витков в фазе W2 = uп2·p2·q2 и проверяется

Фазный ток ротора

(5.25)

где

Ki – коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и сопротивления обмоток на отношение I1/I2, принимается по рисунку 10;

Kпр – коэффициент для приведения параметров неподвижного ротора к параметрам статора,

(5.26)

где Kоб1, Kоб2 – обмоточные коэффициенты статора и ротора.

Значения коэффициентов Kоб для диаметральных обмоток приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Значения коэффициентов Kоб

q2

1

2

3

4

≥5

Kоб

1

0,965

0,960

0,955

0,950

Внешний диаметр ротора, м, определяется по формуле

(5.27)

Зубцовое деление (зубцовый шаг) ротора, м,

(5.28)

Рисунок 10 – Зависимость коэффициента Кi от cos φ

Заменив индекс 1 на индекс 2 в формулах (5.10), (5.13), (5.15), (5.16), (5.17), определить число эффективных, элементарных и полное число проводников в пазу; определить свободную площадь паза ротора, изобразить эскиз паза ротора и определить высоту паза hn2 или зубца hz2. Заполнение паза проводниками и изоляцией производить не надо.

5.5 Параметры двигателя

Параметрами асинхронного двигателя называют активное и индуктивное сопротивление обмоток статора R1, X1, ротора R2, X2, сопротивление взаимной индуктивности X12 и расчетное сопротивление R12 (Rµ), введением которого учитывают потери мощности в стали статора.

Для расчета активного сопротивления необходимо определить среднюю длину витка обмотки (м), состоящую из суммы прямолинейных пазов и изогнутых лобовых частей катушки

(5.29)

Точный расчет длины лобовой части обмотки трудоемок, поэтому необходимо использовать эмпирические формулы. Ниже приводятся формулы для расчета лобовой части всыпных обмоток

(5.30)

где

Kл – коэффициент, принимаемый по таблице 4;

bкт – средняя ширина катушки, м; определяется по дуге окружности, проходящей по серединам высоты пазов:

  • в статоре:

    (5.31)

  • в роторе:

(5.32)

В – длина вылета прямолинейной части катушек из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части, можно принять В=0,015 м;

β – относительное укорочение шага обмотки, β = 1.

Таблица 4 – значения Kл для изолированных лобовых частей

2·p

2

4

6

8

Kл

1,45

1,55

1,75

1,90

Для расчета других типов обмотки можно обратиться к соответствующей справочной литературе.

Общая длина проводников фазы обмотки, м:

(5.33)

Активное сопротивление фазы обмотки

(5.34)

где ρ – удельное сопротивление медного материала обмотки:

  • при температуре 75 °С с изоляцией класса А, В, Е ρ75=1,46;

  • при температуре 115 °С с изоляцией F, H ρ115=1,41.

Используя выражения (5.26), (5.27), (5.28), (5.30), (5.31) определяют активное сопротивление фазы обмотки статора; а выражения (5.26), (5.27), (5.29), (5.30), (5.31) – неподвижного ротора с контактными кольцами.

Приведенное сопротивление ротора определяется по формуле

(5.35)

Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателей и внутренних соединений машин переменного тока

Цель работы: измерения сопротивления изоляции обмоток двигателя методом вольтметра; выполнение внутренних соединений обмоток статора трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

Краткие теоретические сведения

Применяемая для изоляции обмоток электрических машин и трансформаторов изоляция не является идеальным диэлектриком. Нагрев и воздействие внешних факторов приводят к тому, что в изоляции появляются микротрещины, которые способствуют появлению тока утечки между фазами, что приводит к коротким замыканиям между фазами или фазой и землей.

Нормы значения сопротивления изоляции при приемосдаточных испытаниях регламентированы «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ).

Таблица 1. Допустимое сопротивление изоляции электродвигателей переменного тока

Испытуемый

объект

Напряжение

мегомметра,

кВ

Сопротивление изоляции

Обмотка  статора  напряжением до 1 кВ

1

Не менее 0,5 МОм при температуре 10-300С

Обмотка     ротора     синхронного электродвигателя и электродвигателей с фазным ротором

0,5

Не менее 0,2 МОм при температуре 10-300С (допускается не ниже 2 кОм  при  +750С  или  20  кОм  при

+200С  для  неявнополюсных  роторов)

Сопротивление изоляции обмоток вновь вводимых в эксплуатацию электрических машин до 500 кВт на номинальное напряжение до 10,5 кВ должно соответствовать нормам, приведенным в таблице 2.

Таблица 2. Допустимое сопротивление изоляции обмоток R  оС

электродвигателей мощностью до 5000 кВт

Температура обмотки, 0С

R60, МОм, при номинальном напряжении машины, кВ

3-3,15

6-6,3

10-10,5

10

20

60

100

20

30

40

70

30

15

30

50

40

10

20

35

50

7

15

25

60

5

10

17

75

3

6

10

Для машин мощностью выше 5000 кВт, а также для машин на номинальное напряжение выше 10,5 кВ наименьшее сопротивление изоляции, измеренное при температуре 750С, определяется по формуле:

R60

=          U ном             ,

1000 + Р ном  ⋅ 0,01

где Uном – номинальное линейное напряжение, В;

Рном – номинальная мощность, кВт

Если  сопротивление  изоляции,  вычисленное  по  этой

формуле, ниже 0,5 МОм, то наименьшее допустимое значение принимают равным 0,5 МОм.

Для температур 10-750С наименьшее значение сопротивления изоляции обмоток машины определяют, умножая значения, полученные по формуле, на температурный коэффициент Кт, значения которого приведены в таблице 3.

Таблица 3. Значения температурного коэффициента (Кт)

Температура, 0С

Кт

Температура, 0С

Кт

10

9,4

50

2,4

20

6,7

60

1,7

30

4,7

70

1,2

40

3,4

75

1

При измерении сопротивления изоляции обмоток электродвигателей с номинальным напряжением до 500 В включительно рекомендуется применять мегомметр до 500 В, а для кнопку SB2 («НАЗАД»). В результате должен произойти прямой пуск двигателя Ml с обратным направлением вращения, о чем должна будет сигнализировать загоревшаяся красная лампа HLR2 («НАЗАД»). Стрелки вольтметра PV1 и амперметра РА1 укажут напряжение и ток двигателя Ml. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет. На мониторе А4 высветится увеличенное в 100 раз текущее значение тока двигателя Ml в выбранной фазе. Для наблюдения значения тока в другой фазе нажмите и отпустите кнопку «    ».

• Нажмите и удерживайте не менее 2 секунд кнопку SB2 («СТОП»). В результате произойдет отключение   двигателя Ml от электрической сети и последующий его останов. Двигатель Ml будет готов к очередному пуску, о чем будет сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД») погаснет.

•  Вновь пустите двигатель Ml нажатием кнопки SB1  («ВПЕРЕД»).

• Смоделируйте обрыв фазы двигателя M1 выниманием перемычки, например, в фазе «В» на его терминальной панели. Стрелки вольтметра PV1 и амперметра РА1 укажут напряжение и увеличившийся ток двигателя Ml. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет. На мониторе А4 высветится увеличенное в 100 раз текущее значение тока двигателя Ml в выбранной фазе. Двигатель Ml начнет издавать характерный гудящий звук. Через время t3 = 5 с двигатель Ml должен аварийно отключиться от электрической сети и остановиться. Об этом будет сигнализировать надпись «OL3», которая должна появиться па мониторе блока А4.

• Устраните искусственно созданный обрыв фазы «В» двигателя

Ml.

• Отключите шкаф от сети электропитания лаборатории.

• Откройте дверь шкафа.

• Отключите выключатели QF1 и SF1.

• Вставь ранее вынутый проводник в гнездо «В».

• Создайте механический момент сопротивления на валу двигателя M1, исключающий его пуск. Для этого снимите кожух, ной на двери шкафа, с аппаратурой внутри шкафа используйте в   качестве   промежуточных  контактов   блоки   зажимов   Х5, Х6 расположенные на шасси шкафа.

• Включите выключатели QF1 и SF1.

• Закройте дверь шкафа ключом.

• Подайте на шкаф электропитание от сети лаборатории. О наличии последнего должна сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»), На мониторе тока двигателя А4 (далее мониторе) высветится надпись «А.000», означающая увеличенное в 100 раз текущее (равно нулю) значение тока в фазе «А» двигателя Ml, a также загорится светодиод около надписи «СТОП».

• Проверьте, что в мониторе А4 заданы следующие значения параметров управления асинхронного двигателя: токи I1  = 0,42 А (во всех фазах). I2 = 50%, I3 = 70% и времена t0 = 10 с, tl = 3 с,

t2 = 5 с, t3 = 5 с. Если это не так, то восстановите их или измените на свои желаемые значения этих параметров. (Порядок проверки, восстановления и  изменения параметров  приведен в разделе «Программирование монитора тока двигателя» настоящего руководства).

• Нажмите и удерживайте не менее 2 секунд кнопку SB1 («ВПЕРЕД»). В результате произойдет прямой  пуск  двигателя Ml, о чем  должна  будет  сигнализировать  загоревшаяся       красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»). Стрелки вольтметра PV1 и амперметра РА1 укажут напряжение и ток двигателя Ml. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет. На мониторе А4 высветится увеличенное в 100 раз текущее значение тока двигателя Ml  в выбранной фазе. Для наблюдения значения тока в другой фазе нажмите

и отпустите кнопку «    ».

• Нажмите и удерживайте не менее 2 секунд кнопку SB2 («СТОП»). В результате произойдет отключение двигателя Ml от электрической сети и последующий его останов. Двигатель Ml будет готов к очередному пуску, о чем будет сигнализировать загоревшаяся зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД») погаснет.

• Дважды с интервалом времени не менее t0 = 10 с нажмите электродвигателей напряжением выше 500 В – мегомметр на

1000 В. Ручку мегомметра рекомендуется вращать равномерно с частотой около 150 об/мин. Измерение следует проводить при установившемся положении стрелки по истечении 60с после начала вращения ручки мегомметра.

Для электродвигателей, у которых выведены концы и начала всех фаз, измерение сопротивления изоляции производят между каждой фазой и корпусом. В этом случае допустимое минимальное сопротивление изоляции должно быть повышено в 3 раза.

При измерении сопротивления изоляции каждой из электрических цепей все другие цепи должны быть соединены с корпусом машины. По окончании измерения сопротивления изоляции каждой электрически независимой цепи следует разрядить ее на заземленный корпус электродвигателя.

Измерение сопротивления изоляции можно производить также сетевым мегомметром и методом вольтметра. Схемы соединений при измерении сопротивлений изоляции методом вольтметра при питании сетей постоянным и переменным током изображены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Измерение сопротивления изоляции вольтметром от сети постоянного тока

Ф         QF

~   N

HL TV

SA VD            V

I           II C

M

Рис.2. Измерение сопротивления изоляции вольтметром от сети переменного тока

Методические указания

Для получения большей точности измерений вольтметр выбирают  с  большим  собственным  сопротивлением  (3000050000 Ом). Измерения производят на одном пределе вольтметра.

При измерении от электрической сети, один полюс которого может быть заземлен (рис.1), во избежание короткого замыкания следует подключить заземленный корпус электродвигателя таким образом, чтобы он оказался заземленным с заземленным полюсом сети.

При питании измерительной схемы от сети переменного тока (рис. 2), если выпрямительный мост включен в сеть не непосредственно, а через трансформатор, отделяющий сеть переменного тока от цепи выпрямленного напряжения, заземленный корпус электродвигателя может быть присоединен к любому из зажимов выпрямительного моста.

Метод вольтметра основан на известном в электротехнике положении: напряжения на последовательно соединенных сопротивлениях распределяются пропорционально этим сопротивлениям.

Для  подачи  напряжений  могут  использоваться лабораторные автотрансформаторы.

Для проведения испытаний необходимо включить автоматический выключатель QF, при этом загорается сигнальная лампочка HL. При установке переключателя SA в положении I вольтметром V  измеряется напряжение испытаний U1, B. После перевода переключателя в положение II измеряется показание вольтметра U2. Таким образом, падение напряжения в изоляции U1-U2, В. Так как в положении II переключателя  SA сопротивление вольтметра Rв  (указанное на шкале вольтметра или приведенное в его паспорте) и измеряемое сопротивление изоляции Rиз  соединены последовательно, то падение напряжения в них распределяются прямо пропорционально значениям их сопротивлений:

R         U

в          =          2     ,

R         U  − U

1          2

Материал взят из книги Монтаж и эксплуатация электрооборудования предприятий и установок (Амирова С.С.)

FAQ по электродвигателям | Техпривод

Какие электродвигатели применяются чаще всего?
Какие способы управления электродвигателями используются?
Как прозвонить электродвигатель и определить его сопротивление?
Как определить мощность электродвигателя?
Как увеличить или уменьшить обороты электродвигателя?
Как рассчитать ток и мощность электродвигателя?
Как увеличить мощность электродвигателя?
Каковы потери мощности при подключении трехфазного двигателя к однофазной сети?
Какие исполнения двигателей бывают?
Зачем электродвигателю тормоз?
Как двигатель обозначается на электрических схемах?
Почему греется электродвигатель?
Типичные неисправности электродвигателей

1. Какие электродвигатели применяются чаще всего?

Наиболее распространены асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором. Они имеют сравнительно простую конструкцию и относительно недороги.

Для работы асинхронного двигателя требуется трехфазное напряжение, создающее на обмотках статора вращающееся магнитное поле. Это поле приводит в движение ротор двигателя, который передает крутящий момент на нагрузку, например, на пропеллер вентилятора или редуктор конвейера. Изменяя конфигурацию обмоток статора, можно менять основные характеристики привода – частоту оборотов и мощность на валу. В случае работы асинхронного электродвигателя в однофазной сети применяют фазосдвигающие и пусковые конденсаторы.

Также в настоящее время находят применение двигатели постоянного тока. Данные приводы имеют щетки, подверженные износу и искрению. Кроме того, необходима обмотка подмагничивания (возбуждения), на которую подается постоянное напряжение. Несмотря на эти недостатки, электродвигатели постоянного тока используются там, где необходимо быстрое изменение скорости вращения и контроль момента, а также при мощностях более 100 кВт.

В быту также применяют коллекторные (щеточные) электродвигатели переменного тока, которые имеют низкую надежность по сравнению с асинхронными.

2. Какие способы управления электродвигателями используются на практике?

Управление электродвигателем подразумевает возможность изменения его скорости и мощности. Так, если на асинхронный двигатель подать напряжение заданной величины и частоты, он будет вращаться с номинальной скоростью и сможет обеспечить мощность на валу не более номинала. Если же нужно понизить или повысить скорость электродвигателя, используют преобразователи частоты. ПЧ может обеспечить нужный режим разгона и торможения, а также позволит оперативно управлять частотой работы.

Для обеспечения требуемого разгона и торможения без изменения рабочей частоты применяют устройство плавного пуска (УПП). Если нужно управлять только разгоном двигателя, используют схему включения «звезда-треугольник».

Для запуска двигателей без ПЧ и УПП широко применяются контакторы, которые позволяют дистанционно управлять пуском, остановом и реверсом.

3. Как прозвонить электродвигатель и определить его сопротивление?

Асинхронный электродвигатель, как правило, имеет три обмотки. У каждой обмотки есть по два вывода, которые должны быть обозначены в клеммной коробке двигателя. Если выводы обмоток известны, то можно легко прозвонить каждую из них и сравнить величину сопротивления с остальными обмотками. Если величины сопротивлений отличаются не более, чем на 1%, то скорее всего, обмотки исправны.

Сопротивление обмоток электродвигателя измеряется с помощью омметра, как и сопротивление обмоток трансформатора. Чем больше мощность двигателя, тем меньше сопротивление его обмоток, и наоборот.

4. Как определить мощность электродвигателя?

Проще всего определить номинальную мощность электродвигателя по шильдику. На нем указана механическая мощность (мощность на валу), значение которой всегда меньше потребляемой мощности за счет потерь на трение и нагрев. Однако, если шильдик на корпусе двигателя отсутствует, можно очень приблизительно оценить характеристики привода по его габаритам. При одинаковой мощности двигатель с бо́льшим диаметром вала будет иметь более высокую мощность на валу и меньшую частоту оборотов.

Также мощность можно определить по нагрузке и по настройкам защитных устройств, через которые питается двигатель (мотор-автомат, тепловое реле).

Еще один способ – включаем двигатель на номинальную мощность, обеспечив нужную нагрузку на валу. После этого измеряем токоизмерительными клещами ток, который должен быть одинаков по всем обмоткам. Для приблизительной оценки мощности асинхронного двигателя, подключенного по схеме «звезда», нужно разделить номинальный измеренный ток на 2.

5. Как увеличить или уменьшить обороты электродвигателя?

Управление скоростью вращения двигателя необходимо в трех режимах работы – при разгоне, торможении, и в рабочем режиме.

Наиболее универсальный способ управления оборотами — использование частотного преобразователя. Настройками ПЧ можно добиться любой частоты вращения в пределах технической возможности. При этом можно управлять и другими параметрами электродвигателя, а также следить за его состоянием во время работы. Частоту можно менять и плавно, и ступенчато.

Управление оборотами двигателя в режиме разгона и торможения возможно при использовании УПП. Это устройство позволяет значительно снизить пусковой ток за счет плавного разгона с медленным увеличением оборотов.

6. Как рассчитать ток и мощность электродвигателя?

Бывает так, что известен ток асинхронного двигателя (по измерениям в номинальном режиме или по шильдику), но неизвестна его мощность. Как в таком случае рассчитать мощность? Обычно используют следующую формулу:

Р = I (1,73·U·cosφ·η)

где:
Р – номинальная полезная мощность на валу двигателя в Вт (указывается на шильдике),
I – ток двигателя, А,
U – напряжение питания обмоток (380 В при подключении в «звезду», 220 В при подключении в «треугольник»),
cosφ, η – коэффициенты мощности и полезного действия для учета потерь (обычно 0,7…0,8).

Для расчета тока по известной мощности пользуются обратной формулой:

I = P/(1,73·U·cosφ·η)

Для двигателей мощностью 1,5 кВт и более, обмотки которых подключены в «звезду» (это подключение используется чаще всего), существует простое эмпирическое правило – чтобы приблизительно оценить ток двигателя, нужно умножить его мощность на 2.

7. Как увеличить мощность электродвигателя?

Номинальная мощность на валу, которая указывается на шильдике двигателя, обычно ограничивается допустимым током, а значит – нагревом корпуса привода. Поэтому при увеличении мощности необходимо предпринять дополнительные меры по охлаждению электродвигателя, установив отдельный вентилятор.

При использовании преобразователя частоты для повышения мощности можно изменить несущую частоту ШИМ, однако следует избегать перегрева ПЧ. Мощность также можно увеличить с помощью редуктора или ременной передачи, пожертвовав количеством оборотов, если это допустимо.

Если приведенные советы неприменимы – придётся менять двигатель на более мощный.

8. Каковы потери мощности при подключении трехфазного двигателя к однофазной сети (380 на 220)?

При таком подключении используются пусковой и рабочий фазосдвигающие конденсаторы. Номинальную мощность на валу в данном случае получить не удастся, и потери мощности составят 20-30% от номинала. Это происходит из-за невозможности обеспечить отсутствие перекоса по фазам при изменении нагрузки.

9. Какие исполнения двигателей бывают?

В зависимости от исполнения электродвигатели классифицируются по способу монтажа, классу защиты, климатическому исполнению. Существует два основных способа монтажа асинхронных электродвигателей – на лапах и через фланец. Оба варианта исполнения в различных комбинациях показаны в таблице ниже.

Виды климатического исполнения предполагают использование двигателя в определенных климатических зонах: умеренный климат (У), холодный климат (ХЛ), умеренно-холодный климат (УХЛ), тропический климат (Т), общеклиматическое исполнение (О), общеклиматическое морское исполнение (ОМ), всеклиматическое исполнение (В). Также различают категории размещения (на открытом воздухе, под навесом или в помещении и т.д.).

Класс защиты обозначает характер защиты двигателя от попадания пыли и влаги. Наиболее часто встречаются приводы с классами IP55 и IP55.

10. Зачем электродвигателю тормоз?

В некоторых устройствах (лифтах, электроталях, лебедках) при остановке двигателя необходимо зафиксировать его вал в неподвижном состоянии. Для этого применяют электромагнитный механический тормоз, который входит в конструкцию двигателя и располагается в его задней части. Управление тормозом осуществляется с помощью частотного преобразователя или схемы на контакторах.

11. Как двигатель обозначается на электрических схемах?

Электродвигатель обозначается на схемах с помощью буквы «М», вписанной в круг. Также на схемах могут быть указаны порядковый номер двигателя, количество фаз (1 или 3), род тока (переменный или постоянный), способ включения обмоток ( «звезда» или «треугольник»), мощность. Примеры обозначений показаны ниже.

12. Почему греется электродвигатель?

Двигатель может нагреваться по одной из следующих причин:

  • износ подшипников и повышенное механическое трение
  • увеличение нагрузки на валу
  • перекос напряжения питания
  • пропадание фазы
  • замыкание в обмотке
  • проблема с обдувом (охлаждением)

Нагрев двигателя резко снижает его ресурс и КПД, а также может приводить к поломке привода.

13. Типичные неисправности электродвигателей

Выделяют два вида неисправностей электродвигателей: электрические и механические.

К электрическим относятся неисправности, связанные с обмоткой:

  • межвитковое замыкание
  • замыкание обмотки на корпус
  • обрыв обмотки

Для устранения этих неисправностей требуется перемотка двигателя.

Механические неисправности:

  • износ и трение в подшипниках
  • проворачивание ротора на валу
  • повреждение корпуса двигателя
  • проворачивание или повреждение крыльчатки обдува

Замена подшипников должна производиться регулярно с учетом их износа и срока службы. Крыльчатка также меняется в случае повреждения. Остальные неисправности устранению практически не подлежат, и единственный выход — замена двигателя.

Если у вас есть вопросы, ответы на которые вы не нашли в данной статье, напишите нам. Будем рады помочь!

Другие полезные материалы:
Выбор электродвигателя
Использование тормозных резисторов с преобразователями частоты

Правила устройства электроустановок. Издание 7 (46304)


Значение tgδ собранного концевого вывода не должно превышать 130 % значения, полученного при измерениях на заводе. В случае измерения tgδ концевого вывода без фарфоровых покрышек его значение не должно превышать 3 %.

16.2. Проверка газоплотности.

Испытание на газоплотность концевых выводов, испытанных на заводе давлением 0,6 МПа, производится давлением сжатого воздуха 0,5 МПа.

Концевой вывод считается выдержавшим испытание, если при давлении 0,3 МПа падение давления не превышает 1 кПа/ч.

17. Измерение остаточного напряжения генератора при отключении АГП в цепи ротора.

Значение остаточного напряжения не нормируется.

18. Испытание генератора (компенсатора) под нагрузкой.

Нагрузка определяется практически возможностями в период приемо-сдаточных испытаний. Нагрев статора при данной нагрузке должен соответствовать данным завода-изготовителя.

1.8.14. Машины постоянного тока

Машины постоянного тока мощностью до 200 кВт, напряжением до 440 В следует испытывать по пп. 1, 2, 4в, 8; все остальные — дополнительно по пп. 3, 4а, 5 настоящего параграфа.

Возбудители синхронных генераторов и компенсаторов следует испытывать по пп. 1 — 6, 8 настоящего параграфа.

Измерение по п. 7 настоящего параграфа следует производить для машин, поступивших на место монтажа в разобранном виде.

1. Определение возможности включения без сушки машин постоянного тока.

Следует производить в соответствии с указаниями завода-изготовителя.

2. Измерение сопротивления изоляции.

а) Сопротивление изоляции обмоток.

Измерение производится при номинальном напряжении обмотки до 0,5 кВ включительно мегаомметром на напряжении 500 В, а при номинальном напряжении обмотки выше 0,5 кВ — мегаомметром на протяжении 1000 В.

Измеренное значение сопротивления изоляции должно быть не менее приведенного в табл. 1.8.7.

Таблица 1.8.7

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции обмоток машин постоянного тока

Температура обмотки, °С

Сопротивление изоляции R60″, МОм, при номинальном напряжении машин, В

230

460

650

750

900

10

2,7

5,3

8,0

9,3

108

20

1,85

3,7

5,45

6,3

7,5

30

1,3

2,6

3,8

4,4

5,2

40

0,85

1,75

2,5

2,9

3,5

50

0,6

1,2

1,75

2,0

2,35

60

0,4

0,8

1,15

1,35

1,6

70

0,3

0,5

0,8

0,9

1,0

75

0,22

0,45

0,65

0,75

0,9

б) Сопротивление изоляции бандажей.

Измерение производится относительно корпуса и удерживаемых ими обмоток.

Измеренное значение сопротивления изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

3. Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты.

Испытание производится по нормам, приведенным в табл. 1.8.8. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин. Обмотки машин мощностью менее 3 кВт допускается не испытывать.

Таблица 1.8.8

Испытательное напряжение промышленной частоты изоляции машин постоянного тока

Испытуемый объект

Характеристика электрической машины

Испытательное напряжение, кВ

Обмотка

Машины всех мощностей

8Uном., но не ниже 1,2 и не выше 2,8

Бандажи якоря

Тоже

1

Реостаты и пускорегулировочные резисторы (испытание может проводиться совместно с цепями возбуждения)

1

(Изоляцию можно испытывать совместно с изоляцией цепей возбуждения)

4. Измерение сопротивления постоянному току:

а) обмоток возбуждения. Значение сопротивления должно отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 2 %;

б) обмотки якоря (между коллекторными пластинами). Значения сопротивлений должны отличаться одно от другого не более чем на 10 % за исключением случаев, когда колебания обусловлены схемой соединения обмоток;

в) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление, проверяется целость отпаек. Значения сопротивлений должны отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 10 %.

5. Снятие характеристики холостого хода и испытание витковой изоляции.

Подъем напряжения следует производить: для генераторов постоянного тока до 130 % номинального напряжения; для возбудителей — до наибольшего (потолочного) или установленного заводом-изготовителем напряжения. При испытании витковой изоляции машин с числом полюсов более четырех среднее напряжение между соседними коллекторными пластинами должно быть не выше 24 В. Продолжительность испытания витковой изоляции — 3 мин.

Отклонение данных полученной характеристики от значений заводской характеристики должно находиться в пределах погрешности измерения.

6. Снятие нагрузочной характеристики.

Следует производить для возбудителей при нагрузке до значения не ниже номинального тока возбуждения генератора. Отклонение от заводской характеристики не нормируется.

7. Измерение воздушных зазоров между полюсами.

Измерения производятся у машин мощностью 200 кВт и более. Размеры зазора в диаметрально противоположных точках должны отличаться один от другого не более чем на 10 % среднего размера зазора. Для возбудителей турбогенераторов 300 МВт и более это отличие не должно превышать 5 %.

8. Испытание на холостом ходу и под нагрузкой.

Определяется предел регулирования частоты вращения или напряжения, который должен соответствовать заводским и проектным данным.

1.8.15. Электродвигатели переменного тока

Электродвигатели переменного тока напряжением до 1 кВ испытываются по пп. 2, 4б, 5, 6.

Электродвигатели переменного тока напряжением выше 1 кВ испытываются по пп. 1 — 6.

1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ.

Электродвигатели переменного тока включаются без сушки, если значение сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции не ниже указанных в табл. 1.8.9.

2. Измерение сопротивления изоляции.

Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.10.

Таблица 1.8.9

Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции для обмоток статора электродвигателей

Мощность, номинальное напряжение электродвигателя, вид изоляции обмоток

Критерии оценки состояния изоляции обмотки статора

Значение сопротивления изоляции, МОм

Значение коэффициента абсорбции R60/R15

1. Мощность более 5 МВт, термореактивная и микалентная компаундированная изоляция

При температуре 10 — 30 °С сопротивление изоляции не ниже 10 МОм на 1 кВ номинального линейного напряжения

Не менее 1,3

при температуре 10 — 30 °С

2. Мощность 5 МВт и ниже, напряжение выше 1 кВ, термореактивная изоляция

3. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение выше 1 кВ, мощностью от 1 до 5 МВт включительно, а также двигатели меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением выше 1 кВ

Не ниже значений, указанных в табл. 1.8.10.

Не менее 1,2

4. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение выше 1 кВ, мощностью более 1 МВт, кроме указанных в п. 3

Не ниже значений, указанных в табл. 1.8.10.

5. Напряжение ниже 1 кВ, все виды изоляции

Не ниже 1,0 МОм при температуре 10 — 30 °С

6. Обмотка ротора

0,2

7. Термоиндикаторы с соединительными проводами, подшипники

В соответствии с указаниями заводов-изготовителей

У синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт производится измерение сопротивления изоляции ротора мегаомметром на напряжение 1000 В. Измеренное значение сопротивления должно быть не ниже 0,2 МОм.

Таблица 1.8.10

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей (табл. 1.8.9, пп. 3, 4)

Температура обмотки, °С

Сопротивление изоляции R60″, МОм, при номинальном напряжении обмотки, кВ

3 — 3,15

6 — 6,3

10 — 10,5

10

30

60

100

20

20

40

70

30

15

30

50

40

10

20

35

50

7

15

25

60

5

10

17

75

3

6

10

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.

Производится на полностью собранном электродвигателе.

Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса.

Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.11. Продолжительность приложения испытательного напряжения 1 мин.

4. Измерение сопротивления постоянному току.

Измерения производится при практически холодном состоянии машины.

а) Обмотки статора и ротора*

* Сопротивление постоянному току обмотки ротора измеряется у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором.

Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше. Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, а также обмотки возбуждения синхронных двигателей не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 2 %.

б) Реостаты и пускорегулировочные резисторы

Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3 кВ и выше сопротивление измеряется на всех ответвлениях. Для электродвигателей напряжением ниже 3 кВ измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.

Значения сопротивления не должны отличаться от исходных значений более чем на 10 %.

5. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом.

Продолжительность проверки не менее 1 часа.

6. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.

Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования. Проверяется тепловое и вибрационное состояние двигателя.

1.8.16. Силовые трансформаторы, автотрансформаторы, масляные реакторы и заземляющие дугогасящие реакторы (дугогасящие катушки)

Маслонаполненные трансформаторы мощностью до 630 кВА испытываются по пп. 1, 2 (только сопротивление изоляции), 11 — 14.

Таблица 1.8.11

Испытательные напряжения промышленной частоты для обмоток электродвигателей переменного тока

Испытуемый элемент

Мощность электродвигателя, кВт

Номинальное напряжение электродвигателя, кВ

Испытательное напряжение, кВ

1. Обмотка статора.

Менее 1,0

Ниже 0,1

0,8(2Uном. + 0,5)

От 1,0 и до 1000

Ниже 0,1

0,8(2Uном. + 1)

 

Выше 0,1

0,8(2Uном. + 1), но не менее 1,2

От 1000 и более

До 3,3 включительно

0,8(2Uном. + 1)

От 1000 и более

Свыше 3,3 до 6,6 включительно

0,8 × 2,5Uном.

От 1000 и более

Свыше 6,6

0,8(2 Uном. + 3)

2. Обмотка ротора синхронных электродвигателей, предназначенных для непосредственного пуска, с обмоткой возбуждения, замкнутой на резистор или источник питания.

8-кратное Uном. системы возбуждения, но не менее 1,2 и не более 2,8

3. Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором.

1,5Uр*, но не менее 1,0

4. Резистор цепи гашения поля синхронных двигателей.

2,0

5. Реостаты и пускорегулирующие резисторы.

1,5Uр*, но не менее 1,0

* Uр напряжение на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и номинальном напряжении на статоре.

Испытательное оборудование для всего, что связано с обмоткой и двигателем.

Консультант по продукту

Ищете личную консультацию?

Свяжитесь с нами напрямую: +49 2372 901 25 40

Или просто отправьте нам свои вопросы по электронной почте.

Электронная почта запрос

Как найти подходящий тестер?

Количество тестеров, доступных на рынке, велико, и предлагаемые функции иногда необходимы, а иногда нет.
Поэтому у SCHLEICH есть один из самых полных инструментов портфелей — подходящий для вашей задачи.

SCHLEICH — пионер в испытании обмоток и двигателей. Наша компания отличается более чем 35-летним опытом работы с импульсными перенапряжениями и множеством инноваций.
Доказательством этого являются 1000 тестеров обмоток у восторженных клиентов по всему миру.

Испытание обмоток статора и двигателя

  • стандартное импульсное напряжение
  • частичный разряд IEC 61934 и DIN EN 60034-18-41
  • сопротивление изоляции
  • высоковольтный AC / DC
  • сопротивление обмотки
  • индуктивность
  • вместимость
  • вращающееся поле / направление вращения
  • и более…

Испытания двигателя

  • электробезопасность
  • функция
  • Тестирование и настройка энкодера
  • на холостом ходу и под нагрузкой
  • крутящий момент / частота вращения
  • направление вращения
  • тормоза
  • U к
  • вибрация
  • непроницаемость
  • пробег на вынос
  • испытание на нагрев
  • ротор
  • EOL
  • и более…

Ассортимент продукции SCHLEICH

  • тестеры с одним методом тестирования
  • комбинированный тестер / многофункциональный тестер
  • испытательные машины / испытательные системы с малой и сложной матрицей реле
  • комплектных испытательных станций
  • испытательные машины
  • производственных линий с транспортными системами
  • Стенды EOL
  • крупномасштабные системы
  • измерительные щупы
  • тестовые адаптеры
  • одинарные / сдвоенные испытательные крышки, испытательные камеры, испытательные стенды…
  • Модульные соединительные устройства
  • интерфейсы для автоматизации
  • интерфейсов к ERP-системам
  • интерфейсы к системам MES
  • объединение в сеть испытательного оборудования
  • инструменты статистического анализа
  • и многое другое…

При выборе устройства для тестирования также обращайте внимание на «soft skills» провайдера.Мы предлагаем все необходимые аксессуары и сопровождаем вас в течение всего срока службы вашего испытательного оборудования:

  • профессиональные консультации с ноу-хау
  • тщательный ввод в эксплуатацию
  • стандартная сертифицированная калибровка
  • послепродажное обслуживание нашей сервисной командой
  • обслуживание по телефону, дистанционное обслуживание или на месте
  • тренингов

SCHLEICH — единственный в мире производитель испытательного оборудования, который уже четыре раза был награжден немецким знаком качества «Top100 Innovator».

Параметры асинхронного двигателя от о.е. до фактического значения

Параметры асинхронного двигателя от о.е. до фактического значения — Обмен электротехнического стека
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Подписаться

Electrical Engineering Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для профессионалов в области электроники и электротехники, студентов и энтузиастов.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 407 раз

\ $ \ begingroup \ $

Каким было бы фактическое значение сопротивления статора и индуктивности этого двигателя в Ом, а не в p.ты?

Может ли кто-нибудь дать мне действительную формулу для его расчета? Я получаю представление о «о.е.», но я не уверен, что такое «номинальное значение» сопротивления двигателя, и используется ли то же значение для расчета «о.е.» как для сопротивления, так и для реактивного сопротивления. Заранее спасибо

Создан 26 ноя.

\ $ \ endgroup \ $ 4 \ $ \ begingroup \ $

Источник примера

  Базовая мощность = 200к / 3 = 66.6к кВА
Базовое напряжение = 400 / sqrt (3) = 230 В
Базовый ток = 66,6 кВА / 230 В = 290 А
Базовое сопротивление = 230 В / 290 А = 0,793 Ом

Rs = 0,011 о.е. -> 0,011 * 0,793 = 0,0087 Ом
  

Редактировать:

  Базовое напряжение = 230 В
Базовый ток = 350 А
Базовое сопротивление = 0,657 Ом

Rs = 0,011 о.е. -> 0,011 * 0,657 = 0,007227 Ом