Шина для соединения автоматов – Соединительная шина для автомата (гребенка)

А вы соединяете автоматы с помощью гребенчатых шин?

Сегодня современные распределительные щиты состоят из большого количества автоматических выключателей, УЗО или дифавтоматов. Все эти защитные устройства необходимо правильно подключить и самое главное, чтобы это было надежно и безопасно.

Чем большинство людей объединяет несколько групповых автоматов? Правильно, самодельными перемычками из кабеля. Конечно, если все сделать аккуратно и качественно, то они будут служить исправно не один год. Но, как показывает опыт, что у большинства людей «руки-крюки» и это мастерство может привести к плачевным последствиям.

Вот несколько реальных примеров подключения автоматических автоматов в щитках с помощью перемычек из кабеля.

Ниже щиток от застройщика в новом 16-ти этажном доме. Так сделано в сотнях квартирах. Электрики застройщика не заинтересованы в качестве сборки щитков. В этом уже все и причем давно убедились. Поэтому перебирайте их.

Ниже еще один пример применения перемычек…

 Это фото мне прислали в ВК. Большой щит и собран на аппаратах Schneider Electric, но перед перемычками он не устоял.

Вот что может случиться с перемычками. Даже автомат расплавился!

Люди, если вы тратите большие деньги на аппараты защиты и хотите чтобы было все безопасно, то потратьте еще немного денег и купите гребенчатые шины. Обычно многие на этом экономят, чем подкладываю себе мину замедленного действия.

Гребенчатые шины, или как многие называют, гребенки сегодня продаются в любых магазинах электротоваров. Их выпускают разные производители и они бываю однополюсные, двухполюсные и трехполюсные.

Для подключения нескольких групповых автоматических выключателей применяют однополюсные гребенки 1P. Они легко режутся на нужные длины для разного количества автоматов и способны выдержать длительное протекание тока до 63А. Этого для дома вполне достаточно. Также они еще имеют диэлектрический пластиковый корпус.

Вот пример применения однофазной гребенчатой шины. Тут объединены три автомата в одну группу, а последующие четыре в другую.

Ниже уже эти две гребенки в одном общем диэлектрическом корпусе. Это очень удобно, надежно, а самое главное безопасно и без лишних движений в отличии от перемычек.

Для подключения нескольких однофазных УЗО и дифавтоматов применяют двухполюсные гребенчатые шины. Они отличаются тем, что в диэлектрическом корпусе находятся, разделенные между собой, уже две однофазные шины, но с увеличенным шагом в два раза.

Смотрите, для объединения нескольких защитных устройств нам нужно подключить «ноль» первого УЗО, затем перепрыгнуть через его фазный контакт подключить «ноль» второго УЗО и т.д. Здесь уже однофазная гребенка нам не подойдет, так как она замкнет «ноль» и «фазу» у всех УЗО. Поэтому тут применяется только гребенка 1P+N (двухполюсная). Сразу скажу, что трехфазная гребенчатая шина сюда не подойдет, даже если из нее выкинуть третью шину, так как шаг между язычками тут будет составлять уже три модуля. Я это подробно сейчас пишу, так как я уже немного устал объяснять как устроены такие шины заказчику (он не хотел тратить на нее еще 350 р.) и некоторым продавцам электротоваров. Меня очень удивило, что консультант мужчина соответствующего отдела в «Максидоме» и несколько девушек в других магазинах электротоваров впервые про нее слышали. Они же предлагали трехфазную гребенку попробовать переделать в двухполюсную.

Смотрите фото ниже и все поймете как устроена двухполюсная гребенчатая шина 1P+N.

Вот ее внутренности — две шины.

Вот пример применения 2-х полюсной гребенки. Ею объединены два УЗО. Это очень удобно и безопасно. А если таких защитных устройств стоит большее количество, то без такой гребенки думаю не обойтись.

Трехполюсная гребенка 3P применяется для подключения 3-х полюсных автоматических выключателей, а также для подключения однополюсных автоматов на разные фазы. В ней присутствуют уже три шины с шагом язычков в три модуля. Думаю тут все понятно после описанного выше.

Вот ниже пример применения гребенок 3P. Она находится во 2-м и 3-ем рядах. Во втором ряду она подключает два 3-х фазных и 6 однофазных автоматов. В третьем ряду она подключает два трехфазных и четыре однофазных автоматов. А теперь представьте если тут все три фазы раскидать перемычками из кабеля — что получится?

Если вы все-таки решили объединить автоматы с помощью перемычек из кабеля, то обязательно помните, что подключать к автомату два кабеля разного сечения нельзя, так как хорошо зажмется более толстая жила, а которая немного тоньше будет иметь плохой контакт. Это может привести к нагреву и оплавлению изоляции на перемычках, как на четвертом фото сверху.

А вы соединяете автоматы с помощью гребенчатых шин?

Улыбнемся:

Электрический ток не бьёт, он защищается.

sam-sebe-electric.ru

Силовые шины в щитах: суровые и красивые соединения на CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана

Силовые шины для PE и N

Внимание! Этот пост выделен из поста про сборку ВРУ на силовых шинах. Тут рассказано про сами шины, а приключения с ВРУ можно прочитать в исходном посте.

Силовые шины — штука брутальная и удобная. Я долго обходил их стороной, потому что думал: «Ну нафига они мне нужны, если я собираю щиты на мелкие токи до 63А, и больше напичканные автоматикой, чем силовыми автоматами типа TMax?» А на деле потихоньку (с 2014 года) пропёрся шинами и стал их использовать и для того, чтобы сделать шины N/PE в щитах ВРУ или других, и даже для того, чтобы сделать при помощи шин большой кросс-модуль. Вот как раз когда я сделал кросс-модуль, я и решил собрать всю информацию про шины в отдельный пост на блоге.

Силовая шина — это брусок (или кусок) из МЕДИ или алюминия (вот блин радости у цветметчиков-то), который может проводить гораздо больший ток, чем провод. Ну например моя любимая шина 12×5 мм расчитана на ток 250А. Из-за этого у меня сразу придумалось два варианта, как это можно применить: или для шины PE в вводном щитке дачного дома, или для какого-нибудь злого кросс-модуля, где кросс-модули и распределительные блоки на DIN-рейку не пойдут из-за огромного количества толстых проводов, которые к ним надо будет подвести.

А ещё мне повезло, потому что я не застал старую «школу» работы с этими шинами: когда в них сверлили дырки и все отходящие линии прикручивали наконечниками при помощи болтов. В тех щитах, с которыми работаю я (на небольшие токи) для силовых шин давно используются специальные П-образные зажимы (и такие системы есть не только у ABB, а у многих других производителей), которые позволяют подключить провод, не сверля шину и не ловя гайку от болта где-то там внутри щита под шинами. И вот это и было тем, что перевернуло моё представление о шинах и после чего я и стал их использовать у себя в щитах.

Итак, из чего это всё состоит у ABB. Я разделю всю систему шин на такие части:

  • Сами силовые шины. Они различаются шириной и толщиной. Есть ряд шин толщиной 5 мм, и есть ряд шин толщиной в 10 мм. Для этих шин будут нужны разные зажимы. В каталогах у ABB есть куча разных вариантов обычных шин полоской (их так и зовут — полосовые): и разной длины, и даже нарезанные точно под ширину по панелям системы CombiLine. Но учтите, что все эти нарезанные шины всегда заказные (4-6 недель), потому что в Германии на заводе лично под вас берут шину длиной в 4 метра и режут как вам надо.
    Поэтому если вы хотите заказать шину — то лучше берите её длинным цельным куском в 4 метра. Да-да! В ЧЕТЫРЕ МЕТРА =) Правда у нас в Москве дорогущий магазин «Электромонтаж» продаёт шины по метрам, и вот там вы совершенно спокойно можете попросить отрезать себе кусок шины 12×5 длиной в метр.
    Ещё надо заметить что кроме вот моего любимого размера 12×5 никто не заставляет заказывать шины именно от ABB. Если вы хотите использовать шину 20×5, то вы совершенно спокойно можете заказать её и нашенского производства.
  • Специальные зажимы кабелей на шину. Зажимы отличаются между собой сечением кабеля, которые они могут прижать к шине и толщиной шины, на которую они рассчитаны. Есть зажимы от 1,5 до 16 квадратов, а есть, например до 70 квадратов. Такие зажимы продаются или в коробке по 50 штук, или в розницу — зависит от магазина.
  • Готовые собранные шины. Их я ни разу не использовал, потому что не дошёл ещё до злых ВРУ (и надеюсь, не дойду, потому что там работы мало, а ненавистных мне бумаг тьма). Это части шин, которые заранее заточены под определённые шкафы. Благодаря этому собрать какую-нибудь систему шин внутри шкафа можно сразу, используя прямые и угловые участки шин — надо только скрутить их между собой, а резать, гнуть и делать отверстия — не надо.
  • Специальные болты и пружинные тарельчатые шайбы для шин. Это надо для шкафов на большие токи. Нормативы говорят, что при коротком замыкании шина может нагреваться до 300 градусов. Из-за такого нагрева обычные шайбы Гровера перестают пружинить и поджимать соединения и, как говорится, коротнуло — иди и протягивай все болты. Вот чтобы такого не было, есть специальные тарельчатые пружинные шайбы, которые не теряют своих свойств от нагрева и продолжают пружинить дальше. Я их ещё не заказывал, но артикулы уже выписал: ZX216P10 — 6мм, ZX217P10 — 8 мм, ZX218P10 — 10 мм.
  • Держатели и крепления для шин. Такие держатели предназначены для того, чтобы изолированно закрепить шину где-то в щите. Обычно они созданы для того, чтобы крепиться на EDF/WR-профиль. Шина прижимается в них при помощи изолированных крышек или винтов, что опять удобно: не надо делать в шине дырок для крепления. Часть этих держателей будет заказная, потому что они идут в комплекте CombiLine-модулей, а часть — складская. Ну и если вам хочется — то вы легко можете использовать обычные изоляторы-бочонки.
  • Модули CombiLine для шин. Это готовые комплекты (без самих шин), чтобы быстро огранизовать в щите или кросс-модуль на шинах, или шины N/PE или ещё чего-нибудь. В таком модуле будут все нужные крепления, изоляторы и держатели — только подбери подходящие шины и используй!

Важно! Штатно всё это не влезает в шкафы серии AT/U из-за того, что у них мелкая глубина. Самый минимум для шин — это шкафы типа TwinLine (или «B», но это я ещё не проверял) глубиной 225 мм. Но если применить свои хитрые крепления — то конечно шины можно и в AT/U запихать без проблем.

Когда я делал тот самый ВРУ на базе серии AT/U, то я купил вот что:

ABB ZX350 Шина медная 12×5 мм 250А, длина 4 м
ABB ZX351 Шина медная 20×5 мм 320А, длина 4 м
ABB ZX157 Держатель одной шины 12×5..30×5 мм на EDF-профиль / монтажную панель
ABB ZK79P50 Зажим кабеля 1,5..16 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)
ABB ZK81P50 Зажим кабеля 1,5..35 кв.мм для шины 5 мм (50 штук)

На тот момент я пилил шины ножовкой по металлу, а потом для этого дела отлично приспособил торцовку и до сих пор все шины ей и пилю. Вся купленная шинная фигня выглядела вот так:

Медные силовые шины ABB и специальные зажимы для них

Тут как раз видны те самые хитрые зажимы для подключения проводов к шине. Шина при этом не сверлится, и про «сурового мужика», который будет затягивать болты на шине гаечными ключами, можно опять забыть. За счёт этого мелкая шинка 12х5 мм позволяет тащить ток 250 ампер, потому что никакие дырки не ослабляют её сечения. А если подключение не нужно — достаточно просто снять зажим.

Однако, у такого решения есть минус: оно рассчитано строго на медь! Провод там прижимается вплотную к шине, и поэтому алюминиевый провод всё-таки придётся подключать по старинке, без таких зажимов (или как-то переходить на медь, а может и использовать алюминиевые шины). Но вот в варианте «поставили злобный вводной автомат, с него подали всё на шины» — это идеальное решение.

Вот держатель шины ZX157. Всё просто: он крепится винтами на EDF-профиль, или на монтажную панель, а в него вставляется шина и зажимается внутренним пластиковым винтиком. Держатель за счёт своей конфигурации может держать шины разных размеров. А продаётся он поштучно, поэтому при длинной шине таких держателей можно ставить столько штук, сколько надо.

Держатель силовых шин ZX157

А вот шинный зажим ZK79P50. Тут тоже всё просто: нащёлкнули его сбоку на шину, и всё.

Зажим на шину ZK79P50

А в открытое «отверстие» заложили провод и до одури затянули винтом. Уже проверено: шуруповёрт и тут жжот! =)

Зажимы надеваются на шину и затягиваются винтом

Ну и вот подобие кросс-модуля: скажем, два зажима до 35 кв.мм, чтобы подтащить ввод, а потом рядком зажимы до 16 квадратов. На большие токи всё получается гораздо компактнее чем болты и наконечники типа ТМЛ.

Если поставить зажимы подряд, то получится злобный кросс-модуль!

Тогда я просто поставил в ВРУ парочку шин N/PE и сдал его. А вспомнил про шины только в этом, 2016 году, когда делал дядьке щиты TwinLine для коттеджа. Там мне надо было сделать ему шины PE сверху и снизу, и я вместо того чтобы городить мелкие шинки на WR-профиль, решил поставить туда брутальную медную шину.

Решение получилось настолько клёвым, что я его уже почти что запатентовал и вовсю использую в больших шкафах, если там все отходящие линии не делаются на клеммах. Мы берём модуль для клемм MBK (ну или MBB — с глухим пластроном без всего), оставляем от него пластрон и регуляторы глубины. И прямо на них прикручиваем кусок шины! Ну а если модуль MBB — то можно прикрутить шину прямо на EDF/WR-профиль, если она будет шиной PE. Всё выходит очень технично: и шину по глубине можно регулировать, и контакт с корпусом шкафа есть (и если надо — его можно усилить, подключив кусок жёлто-зелёного провода.

Использование силовых шин для шины PE в щите

А вот я тут собирал очень скандальный шкафчик для офиса в СИТИ (от которого блевать охота), и там хоть все линии и были сделаны на клеммах .NLP, всё равно надо было сделать небольшую шинку PE для того, чтобы подключать заземление от потолков и металлических лотков с кабелями. Шинка PE была загнана в глубину шкафа, а поверх и ниже неё было немного клемм для отходящих линий (основная масса клемм справа и на фотке не видна).

Использование силовых шин для шины PE в щите

И в этом же шкафу было много дифов для отходящих линий. Ввод там был на 40..50А, трёхфазный. И вот я и решил вместо хилых и в таком шкафу неудобных кросс-модулей на DIN-рейку поставить шинный модуль. Я выбрал модуль MBS224 (2 панели шириной), а есть модули и MBS124 и MBS324 — на одну и на три панели, если надо. Также есть такие модули с разным расстоянием между шинами и на разное количество шин и их ширину.

Будьте внимательны! У этих модулей сейчас большой срок поставки — 4..6 недель. Я заказал модуль MBS124 для щита ещё одному аудиофилу 29 июня, а приедет он только 7 августа.

Такой модуль состоит из шинных держателей ZB5, крепёжных скоб (пара для EDF-профиля и пара — для WR-профиля) и глухого пластрона. Всякие крышки шин в комплекте не идут, потому что считается: внутри шкафа шины закрывать и изолировать нехрен, потому что они вообще могут через весь шкаф идти и вокруг ничего не будет, а снаружи крышкой является сам пластрон.

Шинные модули Combiline MBS

Держатели ZB5 хитрые — они могут зажимать шины разной ширины: 12×5, 12×10, 20×5. Эта фишка реализована при помощи хитрых пазов в крышке, которая шины прижимает: если повернуть её одной стороной — то паз для шин будет широкий. А если другой — то узкий, как у меня на фотке.

Держатель шин ABB ZB5

Варианты извращений с модулем или такими держателями у меня родились вот какие:

  • Выкинуть кронштейны и прикрутить держатели ZB5 напрямую на профиль, если это прокатит по высоте. Тогда такой модуль можно ставить в щитки мелкой глубины.
  • Взять стеклотекстолит, текстолит и соорудить к модулю задник, чтобы изолировать шины сзади. Подложить изолятор прям под кронштейны и радоваться.
  • Аналогичную фишку провернуть спереди, чтобы закрыть шины снаружи. У держателя ZB5 наружу выступают две втулки — вот на них оргстекло и надеть.
  • Собрать аналог модуля MBS, купив пару держателей и модуль с глухим пластроном.

Вот в щите аудиофила я как раз попробую все эти варианты покомпоновать и потом напишу, что получилось. Стеклотекстолит и оргстекло для его шин я уж прикупил: у него будет голая WR-рама без корпуса, и там шины сзади конечно же надо будет изолировать.

Подключение питания к шинному модулю MBS

В этом же шкафу я ничего не изолировал, потому что создал такую компоновку шкафа, что вокруг шин в нём пусто и ничего не проходит. На шины надел зажимы ZK79P50 (их на щит ушло две коробки по 50 штук) и заготовил шины к подключению проводов.

Зажимы ZK79P50 на шинах 12×5 мм

А после того, как всё подключил — порадовался тому, как моя конструкция выглядит! Мне очень понравилось! Это не мелкий кросс-модуль тебе, где всё рядышком и хрен что увидишь. Тут тебе и свободное пространство есть, и места навалом и всё свободно и наглядно.

Кросс-модуль на базе силовых шин в щите

А в готовом щите всё это выглядит как просто глухой пластрон. Я наклеил на него молнию для красоты, и так щит и сдал. С боем и криками (как-нибудь расскажу длинным постом).

Готовый щит с кросс-модулем на базе силовых шин

Понятно что всё это стоит недёшево. Поэтому использовать такие шины и шинные модули надо там, где это оправдано — не только там, где большие токи, а например там где много соединений и их надо оформить красиво и более просторно. Ну а сами шины как N/PE для всяких ВРУ у меня прижились без проблем и я их так и использую.

cs-cs.net

Соединительные шины для автоматов, гребенки. Основные описания

Соединительные шины для автоматов, гребенки. Основные описания Skip to content

Информация для электрика

Информация и практические навыки для электрика

При сборке электрощитов ввод фазы на рядом стоящие модульные автоматы приходится делать при помощи шлейфа, составленного из перемычек. Данный процесс является трудоемким, провода занимают много места и в них легко запутаться. 

Чтобы упростить подключение однотипных модулей, стоящих в ряд, была придумана гребёнчатая соединительная шина, на сленге электриков называемая гребёнкой.

Характеристики гребёнчатых шин

Принцип действия данного электромонтажного приспособления прост – цельнолитая медная пластина в негорючей пластиковой изоляции, с отводами, расположенными соответственно размерам модулей, вставляется в монтажные гнёзда автоматов и фиксируется зажимными винтами.

В зависимости от типа подключаемых модулей (однофазные, фаза + ноль, трёхфазные, три фазы + ноль), выпускаются гребёнки с соответствующим количеством шин внутри защитного пластикового корпуса, маркируемые следующим образом:

  • Однополюсные (L1) – 1Р;

infoelectrik.ru

схема подключения, устройство и принцип действия

Содержание статьи:

При монтаже электрических щитов для объединения линейки из автоматов или УЗО применяются сборные соединительные перемычки различной конструкции. Шина 3х фазная распределительная – один из таких элементов, используемых при обустройстве силовых шкафов на 380 Вольт. Соединители этого типа обеспечивают надежное объединение нескольких 3-х или 4-х полюсных автоматов в электрощите и позволяют обходиться без утомительного монтажа перемычек из медных проводников.

Конструкция соединительных шин

Шина трехфазная изолированная вилочная

В отличие от однополюсных приборов, где перемыкаются по одному фазному контакту, в конструкции шины трехфазной соединительной предусмотрены четыре изолированные гребенки с фиксируемыми штырями. С их помощью фазные контакты соединяются на 3-х и 4-х полюсных автоматах, а также на устройствах защитного отключения, рассчитанных на 380 Вольт. Четвертый ряд используется для объединения нулевых клемм при расключении нескольких групповых или линейных УЗО.

При проведении аналогичных операций в 3-х полюсных автоматах, куда заводятся только фазы, контактные отводы четвертого соединительного ряда просто отгибаются.

При установке вместо двух защитных устройств полностью заменяющего их 4-х полюсного дифференциального автомата отводы гребенки подключаются ко всем задействованным в схеме контактам.

Известные образцы трехфазных шинных соединителей имеют исполнения, отличающиеся шагом между отводами в каждом из 4-х рядов (18 мм и 27 мм). Первое из них востребовано при объединении автоматов в одномодульном исполнении: общее число занимаемых мест – 3 или 4. Вторая более редкая разновидность выбирается при ширине корпуса в 1,5 модуля: занимаемая длина – 4,5 или 6 посадочных мест. Конструкция медных соединительных шин позволяет устанавливать пакет автоматов с общим числом штырей от 12 до 60-ти штук.

Приобретать гребенки при необходимости установки небольшого количества 3-х фазных защитных приборов не имеет смысла. Обычно они востребованы при монтаже распределительных щитов с большим числом автоматов, УЗО и других коммутационных устройств.

При знакомстве с конструкцией медной рейки также важно учитывать ее рабочее сечение, которое, согласно нормативам, должно быть не менее 16 кв. мм. Подтверждением эффективности применения этих электротехнических изделий является приблизительный расчет объема проводников, сэкономленных при использовании шин.

Виды отводов

Шина соединительная штырьковая

Известно два вида соединительных контактов медных шинок, отличающихся своей конструкцией и особенностями монтажа.

  • Соединители, выполненные в виде штырей и имеющие общепринятое обозначение «Pin». Эти изделия подходят для подавляющего большинства моделей автоматических устройств.
  • Отводы вилочного типа, маркируемые как «Fork».

Вторая разновидность в бытовых условиях применяется редко, что объясняется специальными требованиями к ее монтажу. Для надежной фиксации таких отводов необходим особый зажим, не предусмотренный комплектацией большинства подключаемых АВ. Независимо от типа отводящих штырей их сечение подбирается из расчета, чтобы медный материал не перегревался при рабочих токах до 63-100 Ампер включительно.

При выборе трехфазных шин, отличающихся видом соединительных отводов, учитываются особенности конструкции самого автомата. Для каждого комплекта объединяемых на DIN рейке приборов подходят вполне конкретные марки гребенок. Если пытаться обустроить соединение посредством гребня, отводы которого не соответствуют данным устройствам, они не войдут до конца в фиксирующие гнезда. При этом небольшая часть плоскости шинки останется открытой для прикосновения.

Согласно ПУЭ наличие не защищенных изоляцией частей гребенки является нарушением требований техники безопасности.

В качестве примера применения шинок различного класса рассматриваются автоматические выключатели марки «АВВ», которые традиционно выпускаются в двух различных исполнениях. Первые из них обозначаются как «S200». Они рассчитаны на установку шинки типа PSH. Для приборов второго класса, маркируемых как «S200L» необходимы гребенки под обозначением PS.

Специалисты отмечают, что китайские шинные изделия с типовыми отводами по размеру и шагу иногда не состыкуются с автоматами от других зарубежных и отечественных производителей. Поэтому профессиональные электрики советуют приобретать их только после консультации со специалистами по электротехнике.

Достоинства и недостатки

Преимуществами использования 3-хфазной шины из медных соединителей считаются:

  • простота конструкции, существенно сокращающая время монтажа всего распределительного шкафа;
  • надежный электрический контакт между клеммами отдельных модулей;
  • двойное сокращение числа соединений, заметно повышающее эксплуатационную надежность всей конструкции.

Последнее объясняется тем, что при установке типовых проволочных перемычек на один фазный зажим приходится два очищенных от изоляции контактных конца. При использовании же трехфазной гребенки к каждой из фаз подсоединяется всего один отвод.

К недостаткам применения таких соединителей относят:

  • неудобство обновления трехфазных автоматов или УЗО, так как в этом случае придется снимать целиком всю гребенку;
  • невозможность увеличения общего количества приборов в линейке. Для этого потребуется шина большей размерности.
  • при монтаже потребуется подбирать однотипные автоматы, поскольку к различным приборам одна и та же гребенка может просто не подойти.

Профессионалы предлагают простое решение проблемы добавления новых приборов к уже имеющимся на дин-рейке образцам. Для этого следует заранее установить на крепежную планку пару резервных устройств с самыми «ходовыми» номиналами 16 и 25 Ампер и подключить только их верхние контакты (нижние клеммы останутся в резерве). Все это время коммутирующие механизмы автоматов остаются в выключенном состоянии.

Если срочно потребовалось задействовать еще один прибор, достаточно подключить новую нагрузку к трем его нижним контактам.

Порядок установки шины и обслуживание

Монтируется шина трехфазная достаточно просто, однако при ее установке потребуется учитывать некоторые нюансы.

При монтаже случается, что неизолированная часть гребенки не полностью входит в обжимы контакта. Чтобы избежать этого нарушения, имеющийся в ее конструкции пластиковый изолятор, слегка выдающийся наружу, потребуется расположить выступом в сторону винтового крепления. Если этого не сделать, получится не очень аккуратное соединение с частично оголенной плоскостью, лишенное плавности линий изгиба.

При монтаже 3-х фазных гребенок расположению изоляторов уделяется особое внимание, поскольку нарушение этого правила чревато опасным межфазным замыканием.

При установке соединительных шин, объединяющих клеммы УЗО и трехфазных автоматов, обязательно соблюдение оговоренной в нормативах маркировки. Она имеется на корпусах приборов и указывает порядок расположения фаз.

Подсоединение вилочной гребенки

В открытую продажу гребенки поступают в виде линеек, уже отмеренных по стандартному размеру с различным количеством монтажных контактов-шипов. Непосредственно перед подключением трехфазных автоматов подсчитывается их общее количество и с учетом толщины модуля от шины отрезается излишки. Возможны ситуации, когда в распределительном шкафу в одной линейке объединяются приборы различного класса (трехфазные 3-х полюсные АВ и 4-х полюсные УЗО). Монтаж перемычек из меди в этом случае несколько усложняется, так как в районе подводки к автоматам их шипы нужно будет слегка отогнуть в сторону.

При профилактическом обследовании элементов распределительных шкафов особое внимание обращается на соединительные шинки в месте фиксации их отводов в гнездах автоматов. Со временем от значительных токовых нагрузок в зоне контакта металл нагревается, что проявляется в образовании характерного потемнения. В течение длительной эксплуатации это место просто обугливается и покрывается черным нагаром, что нередко приводит к утончению и резкому снижению проводимости перемычек.

Чтобы избежать неприятных последствий обгорания, потребуется обязательно заменить медную шину, для чего придется полностью демонтировать ее. Из-за особенностей конструкции перемыкающих гребенок заменять одну из 3-х или 4-х реек не представляется возможным. В этом случае приходится менять все изделие в сборе.

Соединительная трехфазная гребенка, используемая для объединения по входу автоматических выключателей и УЗО – очень надежный способ получения единого конструктивного блока. Линейки из нескольких разнотипных модулей при наличии надежной соединительной шины устанавливаются не только в распределительных шкафах закрытого типа. Такую конструкцию допускается монтировать в любом другом месте внутри дома, хорошо защищенном от непогоды и отведенном специально для этих целей.

strojdvor.ru

Соединительная шина «Гребенка» для автоматов. Перемычки в щитке для соединения автоматов какое сечение

ГлавнаяРазноеПеремычки в щитке для соединения автоматов какое сечение

Перемычки в электрощите. Какой провод использовать?

Статья написана опираясь на собственный опыт и связанные с монтажом трудности. Перед монтажом щитка рекомендую получить у Вашей энергокомпании технические требования.

  • Внимание! Если на вашем питающем проводе, присутствует напряжение, то перед началом выполнения электромонтажных работ, по подключению автоматического выключателя, подачу электричества необходимо отключить. После чего, в обязательном порядке, убедиться в его отсутствии, используя указатель напряжения, или мультиметр. И только после этого, приступать к работе.
  1. Вся хитрость заключается в том, что места размещения автоматов защиты рассчитываются заранее, затем они устанавливаются на DIN рейку, и лишь потом протягиваются все провода не под рейкой, а сбоку используя пластиковые хомуты затяжки.
  2. Если размеры вашего щита довольно большие, скажем на 12 и более модулей, разумно взять щит более большого размера, чтобы все можно было компактно разместить, и все провода сбоку уместились.
  3. Также в одну колодку автомата не рекомендуется подключать более 2 проводов, а если и подключаете 2 провода то пусть они будут одного сечения.
  4. Варианты размещения нулевых, заземляющих и дополнительных нулевых колодок могут быть различны в зависимости от типа самого щита, но сути это меняет.

Для подключения лучше всего использовать провод одного сечения с питающим, то есть, если у питающего провода сечение каждой из жил 6 квадрат, то для подключения счетчика, применяем тоже 6 квадрат. Максимальное сечение, на которое рассчитаны клеммы электросчетчика, 25 квадрат, но здесь следует отметить, что максимальный ток, на который электросчетчик рассчитан, равен 50-60 Ампер (в зависимости от марки электросчетчика), это 10-12 Киловатт. Отсюда следует, что разумным сечением жилы провода, используемого для подключения счетчика, стоит считать, медный провод, сечением 10-16 квадрат или алюминиевый провод, сечением 16-25 квадрат. Соответственно, и защитное устройство, должно быть номиналом меньше предельной пропускной способности счетчика, то есть, если счетчик рассчитан на 50-60 Ампер, то автомат следует ставить, номиналом, не более 40-50 Ампер.

Как правило, если мощность превышает 7-10 кВт, сетевые организации, что бы усреднить межфазную нагрузку на линии, выдают технические условия, уже не на 220 Вольт, а на 380 Вольт. В этом случае, для установки потребуется трехфазный счетчик электроэнергии, который имеет совершенно иную схему подключения.

Что бы не покупать лишнего, можно рассчитать необходимое сечение жил, которое потребуется для каждого конкретного случая. Точкой отсчета, будет номинал вводного автоматического выключателя. При наличии этих данных, высчитываем необходимое сечение провода, для изготовления соединительных перемычек внутри бокса, используя таблицу сечения медных проводов по длительно допустимому току (ПУЭ). Или, таблицу ПУЭ для алюминиевых проводов.

Выбрав нужное сечение, делаем перемычку, между фазным контактом автомата и первым контактом электросчетчика. В качестве перемычек, как правило, применяются провода двух марок:

ПВ 1 — одножильный жесткий проводПВ 3 — многожильный гибкий провод

Обычно в практике используется провод марки ПВ 1, его выбор обусловлен максимальной простотой в обращении. Если говорить, о проводе марки ПВ 3, то он так же, применяться в качестве перемычек, но здесь, следует отметить, что выполнение соединений данным проводом, имеет свои особенности. Так, чтобы получить от многожильного провода максимально качественный контакт, на кончиках зачищенных жил необходимо использовать специальные гильзы типа НШВИ. Сечение не менее 6 мм2 (по фэншую — 10 мм2). Желательно использовать провод ПВ 3, с моножилой в щитке несколько сложно работать.

С проводами разобрались. Теперь, подготавливаем перемычку к подключению, снимаем необходимое количество изоляции, вставляем жилы в контакты, а затем хорошо протягиваем контактные винты отверткой, сначала крестовой, затем, контрольно, плоской.

Выполняя данную операцию, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Нужно проследить, чтобы изоляция провода не попала в контактный прижим. Пластиной, должен прижаться только проводник (медь, алюминий).
  • Голая часть жилы, не должна сильно торчать из контакта. Это требование сетевых организаций к поломбируемым элементам. После пломбировки, у вас не должно быть возможности подключиться «по левому».

Затягивая контактные винты на счетчике, сначала, протягиваем верхний винт. Затем, нижний.

Повторяем данное действие несколько раз, пока винты не пе

ep2nnov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *