Бренд: | |
DKC | |
IEK | |
Legrand | |
Schneider Electric | |
TE-Entrelec | |
Способ подключения: | не важноВинт |
Количество полюсов: | не важно468102124 |
Длина: | не важно70 мм105 мм108 мм109 мм140 мм175 мм186 мм |
Защита контактов безопасное прикосновение: | не важноДа |
Количество соединений | не важно511 |
Цвет: | не важноПрочееСерый |
Способ монтажа: | не важноВинтовой оеНа DIN рейку |
Высота: | не важно45 мм70 мм87 мм88.5 мм96.8 мм150 мм |
Количество соединений 25 мм?: | не важно24 |
Тип электрич. соединения 1: | не важноВинтовое соединение |
Ширина: | не важно65 мм70 мм98 мм100 мм105 мм132 мм136 мм140 мм160 мм179 мм |
Глубина: | не важно44 мм50 мм |
Общ. количество соединений: | не важно711121315 |
Поперечн. сечение подключ. однопроволочного жесткого провода: | не важно25 … 25 мм? |
Количество соединений 10 мм?: | не важно7811 |
Количество соединений > 25 мм?: | не важно234 |
Макс. номин. ток: | не важно250 А |
не важно26 | |
Попереч. сечение гибкого проводника многопроволочного с кабельным наконечником: | не важно1 … 1 мм? |
Пломбируемый ая: | не важноНет |
Номин. напряжение изоляции Ui: | не важно500 В |
Макс. поперечное сечение проводника: | не важно10 25 мм?16 мм? |
Количество соединительных зажимов клемм: | не важно4 |
Количество вводов: | не важно52 |
С прозрачн. светопрониц. крышкой: | не важноДа |
С крышкой ами: | не важноДа |
Материал: | не важноЛатуньПластик |
Для взрывоопасной зоны по газу Ex: | не важноНет |
Защитное покрытие поверхности: | не важноНеобработанная |
Возможность расширения: | не важноНет |
Для взрывоопасной зоны по пыли Ex: | не важноНет |
Рабочая температура: | не важно5 … 40 °C |
Взрывобезопасное исполнение: | не важноНет |
Тип ввода: | не важноКабель |
Степень защиты IP: | не важноIP20Прочее |
Сохранение работоспособности целостность цепи: | не важноНет |
Крепление крышки: | не важноНа защелках |
Не содержит без галогенов: | не важноДа |
Конструктивное исполнение: | не важноКрепление к поверхности в блочном исполнении |
Изолятор: | не важноДа |
Общ. количество соединений круглого проводника: | не важно1113 |
Модель исполнение: | не важноВ корпусе |
Количество соединений круглого проводника 8 10 мм: | не важно4 |
Материал направляющей контакта: | не важноЛатунь |
Поверхность направляющей контакта: | не важноПрочее |
Материал зажима клеммы: | не важноЛатунь |
Поверхность зажима: | не важноГальваническое электролит. цинковое покрытие |
Температура эксплуатации: | не важноот 25 до +40 °C |
Длина шины пильной: | не важно65 мм100 мм132 мм |
Номин. ток In: | не важно100 А125 А |
Тип поверхности: | не важноНеобработанная |
не важно400 В | |
Тип электрического подключения: | не важноВинтовое соединение |
Ширина размер ячейки: | не важно71 мм126 мм162 мм174 мм |
Производитель: | не важноSchneider ElectricTE-EntrelecIEKDKCLegrand |
Сбросить |
shop220.ru
назначение и области применения, крепление и параметры
Содержание статьи:
При монтаже электропроводок в распределительный щит входит главный кабель, а от него отходят несколько проводников. Чтобы не допустить перегрева проводов и обеспечить надежный контакт, для разводки проводов в щитке применяется кросс-модуль электрический.
Определение и назначение кросс-модуля
Кросс-модуль на din-рейку
Кросс-модуль представляет собой устройство, внутри которого размещены изолированные металлические шины. Они предназначены для подсоединения с помощью винтовых зажимов отходящих проводов разного сечения.
Кросс-шина изготавливается из электротехнической меди или латуни, обеспечивающей пожарную безопасность. Все элементы устройства размещены в защитном пластмассовом корпусе. Для доступа внутрь имеется откидная крышка.
Применение модульного распределительного устройства позволяет избежать ненадежной и пожароопасной скрутки кабелей в распределительном щитке и значительно упростить монтаж. Прибор имеет небольшие размеры и может быть компактно установлен в самом щитке.
Разводка и подсоединение проводов занимает считаные минуты, винтовой зажим шины обеспечивает надежный контакт нулевой и силовой жилой. Особенно это важно для промышленных предприятий, где от распределительного щитка могут отходить десятки ответвлений.
Трехфазный кросс-модуль
Трехфазный блок комплектуется 4 металлическими шинами для подсоединения нулевого провода и трех силовых фаз А, В, С. Число выходящих соединений может быть от 7 до 15. Выходящие провода могут использоваться как однофазные для освещения и розеток, так и трехфазные для подключения промышленных двигателей.
При наличии большого количества выходящих кабелей разгрузить систему поможет кросс-модуль на DIN-рейку, 3 фазы которого будут компактно расположены для удобства сборки. Кроме того, на DIN-рейку можно разместить несколько устройств.
Преимущества модульного распределительного блока
Кросс-модули в щитке
Применение кросс-модулей при монтаже электропроводки имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной скруткой. Они заключаются в следующем:
- Прежде всего это безопасность в пожарном отношении. Надежное крепление проводов к металлическим шинам не дает возможности возникновения искры из-за неплотности контакта. Наличие шины с нулевой фазой препятствует появлению замыкания.
- Простота монтажа электропроводки. С такой работой можно справиться даже без особого опыта. Весь процесс монтажа, разводки и подсоединения проводов проходит быстро.
- Возможность подсоединения кабелей разного сечения.
- При большом количестве соединений можно на одну DIN-рейку устанавливать несколько связанных между собой устройств.
- Отсутствие нагромождения пучков скруток проводов, привлекательный внешний вид распределительного щитка, возможность визуально просмотреть состояние всех соединений.
Эти качества способствуют широкому применению распределительных блоков при установке электропроводки на промышленных предприятиях.
Затраты на покупку устройств и монтаж электропроводки быстро окупятся за счет безотказной работы системы в течение длительного срока.
Установка кросс-модуля
Конструктивное исполнение кросс-модуля PDB
Кросс-модули устанавливаются на стенку двумя способами: с помощью шурупов или на DIN рейку. Первый способ применяется довольно редко, когда необходимо установить только отдельный блок. При монтаже на рейку можно вместе установить сразу нескольких различных электрических устройств, связанных между собой проводами, что очень удобно и компактно.
Установочную DIN-рейку крепят с помощью саморезов в месте, где предполагается установка блока. Длину рейки отрезают из расчета количества устройств, которые планируют установить. Для крепления в кросс-модулях предусмотрены специальные пазы, поэтому установка происходит быстро и надежно.
Кросс-модуль ИЭК
Шина на DIN-рейку в корпусе (кросс-модуль) 3L+PEN 4х7 (YND10-4-07-100)
Предварительная схема распределительного щитка составляется с учетом того, что к блоку должен быть свободный доступ для выполнения монтажных работ. Подбор проводится учетом многих факторов: сечение и количество подсоединяемых проводов, габаритные размеры модели, максимальная нагрузка в амперах и возможность установки блока на DIN-рейку вместе с другими электрическими устройствами.
Одним из основных критериев, на которые надо обратить внимание при выборе модели распределительного блока, является максимальная нагрузка тока в амперах, на которую рассчитан прибор. Если она превышает указанный в техдокументации показатель, провода будут нагреваться, возможно воспламенение кабеля.
Для предотвращения таких случаев в систему ставят специальные защитные устройства типа МЗН или МЗТ. В кросс-модуле ИЭК предусмотрена дополнительная защита: все шины внутри блока изолированы друг от друга. Это дает возможность при определенных навыках подсоединять провода даже не снимая напряжения с блока. Благодаря такой конструкции кросс-модуль ИЭК считается одним из самых применяемых устройств.
Конструктивные особенности, разновидности кросс-модулей
Нулевой кросс-модуль
В зависимости от количества металлических шин распределительные блоки могут использоваться в однофазных или трехфазных сетях. Они различаются по количеству соединений и значению нагрузки. Кроме того, выпускаются три разновидности моделей для коммутации проводов разного назначения:
- Нулевой. В пластмассовом корпусе находится одна шина с зажимами. Подсоединение проводов с помощью винтовых зажимов.
- Фазный. Внешне похож на нулевой, только шина рассчитана на высокую нагрузку при напряжении 1000 вольт и силе тока 500 ампер. Корпус такого устройства выполнен из термостойкого пластика.
- Комбинированный тип, в котором размещены шины для подключения фаз и нулевого провода. Для промышленных сетей с большим количеством разветвлений такой кросс-модуль – самый подходящий вариант.
Промышленностью выпускаются модели распределительных блоков для информационных сетей. Применяются для подсоединения оптического волокна и витой пары.
Применение распределительных устройств позволяет значительно ускорить монтажные работы при прокладке электрических сетей. Большой выбор выпускаемых моделей обеспечит любую потребность заказчика.
strojdvor.ru
Кросс-модуль: назначение, размеры, область применения
Во время электромонтажа очень часто возникает необходимость соединять один вводной провод с несколькими отходящими линиями, от которых уже идет питание на отдельные группы: освещение, розетки, мощные электроприборы. Использовать для коммутации ненадежные скрутки очень опасно, т.к. возникает вероятность короткого замыкания или же воспламенения электропроводки в результате перегрева. Поэтому на рынке электроустановочных изделий появились достаточно простые и в то же время удобные приспособления, называемые модульными распределительными блоками (сокращенно РБ). О том для чего нужны и где применяются кросс-модули (еще одно их название), мы расскажем в этой статье.
Конструкция
Модульный распределительный блок состоит из определенного количества металлических шин, которые изолированы друг от друга. Материал изготовления шин может быть либо электротехническая медь, либо латунь. Также в конструкцию кросс-модуля входят винтовые зажимы, благодаря которым и осуществляется быстрая и безопасная коммутация проводов различного сечения.
Сам корпус распределительного блока изготовлен из термостойкого самозатухающего пластика, благодаря чему такие изделия считаются пожаробезопасными. Помимо этого конструкция кросс-модуля включает в себя откидную крышку, благодаря которой шины защищаются от случайного проникновения посторонних предметов. Крышка изготавливается из прозрачного пластика, что позволяет удобно делать ревизию распределительного щитка.
Следует также отметить, что кросс-модули бывают нескольких видов: нулевые (для подключения нулевых проводов), фазные и комбинированные. Отличие нулевого распределительного блока от фазного заключается в том, что последний способен выдержать более высокую токовую нагрузку, благодаря своей конструкции.
Помимо этого изделия могут быть однополюсными (или как их еще называют однофазными) либо многополюсными (на 2, 3, 4 полюса). Модульные распределительные блоки на несколько полюсов используются для сборки трехфазных щитов.
Что касается технических характеристик, кросс-модули бывают рассчитаны на различную токовую нагрузку: от 80 до 500 А. Также существуют различия в сечениях на входе и выходе. Входное сечение провода может быть от 16 до 185 мм2, а на выходе может иметься от 2 и более клеммников, рассчитанных на различное, меньшее сечение. Чтобы выбрать подходящий вариант исполнения, нужно изначально составить схему распределительного щитка, чтобы знать, какие провода будут коммутироваться.
Следует также отметить, что существуют кроссовые модули, предназначенные для коммутации цифровых сетей: витой пары либо же оптоволокна. Они так и называются, оптические кросс-модули.
Область применения
Как вы уже поняли, назначение кросс-модуля – коммутация проводов в щитке. Действительно, гораздо профессиональнее будет выглядеть распределительный щит, в котором провода соединены через специальный кроссовый модуль. В этом вы можете убедиться, просмотрев данное фото:
К тому же, применение данных изделий позволяет быстрее разобраться в схеме электрощита, что ускорит ремонтные и электромонтажные работы.
Также кросс-модули применяют при монтаже главной заземляющей шины. В этом случае распределительный блок играет роль клеммника – соединяет провода заземления маленького сечения с вводным.
Подключение
Установка и подключение кросс-модуля не представляет ничего сложного. Корпус достаточно просто крепиться на din-рейку, благодаря чему установить его можно очень быстро. Коммутация проводов также осуществляется с легкостью. На видео ниже показывается, как подключить кроссовый модуль, а также наглядно демонстрируется преимущество его использования:
Схема подключения
Достоинство монтажа
Вот мы и рассмотрели, что такое кросс-модуль, зачем он нужен и каких размеров бывает данное изделие. Напоследок рекомендуем покупать модульный распределительный блок от проверенных производителей: ABB, IEK, Legrand, Dekraft либо Schneider Electric. Качество материалов играет очень важную роль в работе этого приспособления.
Советуем также прочитать:
samelectrik.ru
Кросс модули. Устройство и виды. Установка и подключение
При производстве электромонтажных работ часто бывает необходимо соединить один кабель ввода с несколькими разными отходящими проводниками на различные группы потребителей. Ранее для таких целей выполняли скрутки, надежность которых очень низкая, поэтому часто возникали короткие замыкания и возгорания электрической проводки из-за перегрева места соединения. В современный период времени такие скрутки уже не используются. Вместо этого применяют удобные и простые приспособления, по сути являющиеся распределительными модульными блоками. Такие блоки часто называют кросс модули.
Устройство
Основным предназначением распределительного блока является разводка кабеля по разным участкам. В корпус устройства входит один кабель, а выходит несколько выводных проводников с меньшим сечением проводов, которые могут отличаться между собой в зависимости от нагрузки по току.
Кросс модули состоят из некоторого числа металлических шин, изолированных между собой. Материалом шин может служить латунь, электротехническая медь. В устройство модуля входят крепежные элементы и зажимы. С их помощью производится безопасное и быстрое подключение проводов и кабелей разных сечений.
1 — Гибкая шина на входе
2 — Соединение с дополнительными модулями
3 — Ступенчатый блок из латуни
4 — Крепление на DIN-рейку
5 — Крепление на плоскую поверхность
6 — Гибкая шина на выходе
7 — Прозрачная крышка
8 — Защита от прикосновения
Корпус кросс модуля изготавливается из самозатухающего термостойкого пластика, поэтому кросс модули считаются пожаробезопасными устройствами. Также имеется откидная крышка. С помощью нее осуществляется защита шин от попадания внутрь корпуса посторонних предметов.
Кроме того, прозрачная крышка придает эстетичность внешнему виду. Через крышку видны все внутренности устройства. Отверстия в крышке, выполненные напротив зажимных винтов, позволяют подтянуть крепление контактов, не снимая крышки. Допускается подключать провода из алюминия и меди.
Разновидности
Существует несколько видов распределительных модулей. Рассмотрим основные из них.
Нулевые
Такие модули являются самыми простыми по устройству, и представляют собой пластиковый корпус с внутренними перегородками и медной шиной. Провода крепятся к шине с помощью винтов с головкой под ключ или отвертку. Нулевые модули отличаются от фазных модулей величиной допустимой нагрузки по току из-за своего устройства.
Фазные
Такие распределительные модули по своему устройству ничем не отличаются от нулевых модулей. Однако изготовители устройств при их производстве учитывают, что кросс модули будут функционировать при нагрузке 0,5 кА и напряжении 1 кВ. Это обуславливает применение пластика, обладающего особыми свойствами: самозатухания, термической стойкости.
Комбинированные
Комбинированная модель модуля состоит из двух одинаковых частей, расположенных в одном корпусе. С помощью такого распределительного модуля можно проводить сразу нулевой провод и фазу сети питания. Для распределительных щитов, имеющих в устройстве множество ответвлений по участкам с наличием большого числа подключенных электрических устройств, модули являются незаменимыми помощниками.
Также модули бывают:
Распределительные блоки, предназначенные для нескольких полюсов, применяются для комплектации трехфазных щитков.
По техническим свойствам и токовой нагрузке модули производятся на нагрузку 80-500 ампер. Имеются различия и по допустимым сечениям проводов на выходе и входе. Выпускаются распределительные модули с возможным сечением проводов на входе 16-185 мм2, на выходе может располагаться более 2-х клеммников, предназначенных для разных сечений.
Существует специальный вид кросс модулей, служащих для подключения цифровых сетей: оптического кабеля, витой пары. Их еще называют оптическими кросс модулями. Для правильного выбора модели кросс модуля необходимо составить электрическую схему щита.
Достоинства распределительных блоков
Несмотря на некоторые негативные высказывания электромонтеров о том, что модули не нужны, что они только занимают место в распределительном щите, и что на это тратятся деньги, у распределительных блоков имеется ряд положительных моментов.
- Эстетичность установленного в щите модуля. Распределительный модуль, закрепленный на DIN рейке в щите, придает привлекательный внешний вид. Особенно актуальным оказалось использование таких модулей при монтаже проводки в частных постройках. В распределительном щите все смотрится аккуратно и на своих местах.
- В конструкции модуля имеется мощная контактная шина. Если распределительный щит будет собирать человек без опыта, то, применяя кросс модуль, меньше вероятность того, что произойдет короткое замыкание. Поэтому для новичков в этом деле целесообразно использовать такие распределительные блоки.
- Надежное крепление проводников внутри винтовых клемм с головками под ключ, с длинной резьбой, в отличие от обычных зажимов, позволяет создать качественный и надежный контакт проводников.
- Широкая линейка допустимых сечений проводников, подходящих для крепления.
- Большое число точек подключения с наличием возможности применения проводов с наконечниками или без наконечников.
- Возможность визуального контроля качества соединения проводов.
- Формирование распределительной упорядоченной структуры в электрических щитах, сборках, шкафах.
- Прозрачная лицевая часть панели создает степень защищенности класса IР 20, не допускает случайного касания человеком токоведущих частей модуля.
- Возможность крепления кроме дин-рейки, на поверхность монтажных плат.
Методы крепления кросс модулей
Существует два способа крепления распределительных модулей:
Наиболее современным способом является крепление кросс модуля на установочную рейку, так как это удобнее, и выглядит более современно. Дин-рейку можно установить так, что на ней можно зафиксировать сразу несколько электрических устройств различного назначения. Однако, при этом необходимо учесть габариты устройств и удобство прокладки проводников.
Также крепление распределительных блоков можно выполнить с помощью саморезов, если нет возможности установить дин-рейку.
Подключение кросс модуля
Рассмотрим, как и для чего подключают кросс модули в электрическом щите. Если представить схему, где монтируют реле напряжения или другие устройства на каждый участок цепи здания, то подключения в ней без кросс модулей происходят следующим образом.
От счетчика выводится проводник, который разделяют на несколько частей. Далее скруткой соединяют несколько небольших проводников с толстым кабелем. Получается неаккуратное и ненадежное соединение.
Схема станет намного удобнее, если между реле напряжения и счетчиком установить кросс модули. Они займут немного места. Через них будет проходить нулевой и фазный контур. При этом не будет ни одной скрутки и мест, где бы соединялись в одной клемме сразу несколько проводов, как это бывает в клеммных распределителях. Установка модулей на дин-рейку осуществляется, так же как и большинство устройств, создавая при этом законченный аккуратный вид распределительного щита.
Проведение диагностики при наличии кросс модулей не составит большого труда. При этом отключают необходимый участок для его диагностики от сети, ослабив винты крепления в модуле.
Имеется возможность быстрого изменения схемы распределения энергии по разветвлениям, изменив расположение проводов в модуле. Однако при этом монтажная схема остается неизменной. Не нужно переставлять в другое место приборы или дин-рейку, а также мест подключения и проводов.
Рекомендации по выбору
Во-первых, следует обратить внимание на наибольшую токовую нагрузку кросс модуля, которая не должна быть меньше допустимой. Если требуется подключить кабель, который выходит от 3-фазного автоматического выключателя на 63 ампера, то согласно правилам монтажа необходим распределительный модуль на три фазы с допустимым током не ниже 63 ампер, то есть, понадобится четырехполюсной кросс модуль. Три полюса будут задействованы фазами, а четвертый нолем.
Также, для создания общей безопасности целесообразно приобрести защиту линейной стороны модуля. Для таких целей применяются защитные устройства по току и напряжению, которые называются интеркроссом.
Фирма производитель также играет не последнюю роль. Специалисты советуют приобретать кросс модули от фирмы Шнайдер Электрик, АРС, АВВ, ИЕК и другие качественные модели. Отечественные образцы модулей имеют качество, не уступающее импортным образцам.
При приобретении распределительных модулей необходимо проверить наличие сертификата качества, так как вся электротехническая продукция должна быть сертифицирована. Если сертификата нет, то продукция скорее всего контрафактная, и имеет низкое качество.
Серия ШН – 103 кросс модулей
Эта серия распределительных блоков выполнена в виде нулевых шин в пластиковом корпусе. Они монтируются на дин-рейку размером 35 мм, или винтами М4 на монтажную панель.
Каждый модуль имеет съемную крышку, защищающую человека от случайного касания к токоведущим частям. Корпус имеет защиту IP 20. Особенностью модулей фирмы DEKraft является зеленый цвет полупрозрачной крышки.
Кросс модули обеспечивают:
- Удобство контроля и обслуживания электрощита.
- Защита от касания к частям, находящимся под напряжением.
- Компактность размеров корпуса, разводки кабелей.
Корпус модуля изготовлен из термостойкого негорючего пластика. Нулевые шины выполнены из электротехнической бронзы высокого качества, с изоляцией. На головках крепежных болтов имеется универсальный шлиц для отвертки.
При подключении на проводах необходимо наличие наконечников. Кросс модули ШН-103 используются для соединения с нулевыми и рабочими проводниками, а также в шкафах, щитах для механического и электрического соединения проводов сети постоянного и переменного тока до 0,4 кВ.
Похожие темы:
electrosam.ru
что это такое, назначение и разновидности
Удобство подключение различных электрических приборов, а также соединение сетей или шлейфов сегодня стало приоритетным. Никто уже не хочет заниматься скрутками и соединениями на болтовые элементы. Во всяком случае, стандарты это не запрещают, то электрики-то знают, что это не самый качественный стык. Поэтому, как говорится, спрос рожает предложения. Одним из таких приборов, с помощью которого можно легко провести подключение большого количества участков или шлейфов, это кросс модуль.
Во-первых, слово «кросс» английское. Оно имеет два значения: крест и пересечение. В случае с электрическим прибором применение нашла вторая позиция. И это очень правильно отражает конструкцию модуля. Кстати, иногда его называют по-другому – модульный распределительный блок. И если в технической документации встречается аббревиатура «РБ» – это и есть кросс модуль.
Для чего необходим РБ
Основное назначение распределительного блока – это разводка электрического кабеля по участкам. То есть, получается так, что в прибор входит один вводной кабель, а из него выходит несколько проводов меньшего сечения. Кстати, сечением может быть одинаковым у каждого выводного щлейфа, а может быть, разным. Все будет зависеть от токовой нагрузки, действующей или спланированной на каждом участке. Короче, ввод один, выходов на потребителей несколько.
Производители сегодня предлагают несколько конструктивных моделей, которые устанавливаются на разные контуры сети.
- На нулевую шину.
- На фазную.
- Комбинированный вариант.
Самая простая конструкция – нулевая. Это прибор в пластиковом корпусе, внутри установлена медная шина, разделенная пластмассовыми перегородками. Крепление проводов к шине производится винтами. Последние могут быть под отвертку или под гаечный ключ.
Фазная конструкция точь-в-точь повторяет нулевую. Но производители при изготовлении приборов этого типа учитывают, что они будут работать при напряжении 1000 вольт под токовой нагрузкой в 500 ампер. Необходимо отметить, что такой1 аппарат изготавливается из специального пластика. Он термостойкий и самозатухающий. Как говориться, безопасность прежде всего.
Комбинированный кросс модуль – это две одинаковые части в одном корпусе. То есть, через него можно проводить одновременно и фазу сети, и ноль. Для распределительных щитов, в которых устанавливается большое разветвление по участкам и присутствует большое количество электрических приборов – это оптимальное решение. Чуть ниже будет разобрана схема такого подключения.
Что интересно в плане конструкции модуля. Верхняя крышка у него прозрачная. Это, во-первых, красиво, во-вторых, можно визуально видеть всю, так сказать, подноготную прибора. Некоторые производители в крышках делают отверстия под зажимные винты. Это удобно, потому что при подтяжке контактов нет необходимости снимать саму крышку. Ограничений по проводам (медный или алюминиевый) здесь нет.
КонструкцияВиды кросс модулей
Разделение распределительных модулей (блоков) производится по сечению провода, который вставляется в клемму на входе. Конечно, учитывается и токовая нагрузка. Давайте обозначим все имеющиеся позиции, тем более их не очень много.
- РБ-80 1П 80А. Понятно, что такой прибор выдерживает ток номиналом 80 ампер. Но нас интересуют сечения проводов. Так вот в этот блок можно вставлять провод сечением 16 мм², а выводить 4х6 или 2х16.
- РБ-125. Вводной провод – 16 или 35 мм², выводные: 6х16.
- РБ-160. Вводной: 16; 35 или 70 мм², выводные: 6х16.
- РБ-250. Вводной: 120 мм², выводные: 4х10; 5х16 и 2х35.
- РБ-400. Вводной: 185 мм², выводные: 4х10; 5х16 и 2х35.
- РБ-500. У этой модели плоские контакты. У входных ширина: 15-24 мм, толщина 3-8. А вот выходные клеммы повторяют две предыдущие позиции.
Конечно, такой широкий модельный ряд требуется в основном для производственных мощностей. В бытовых электрических сетях достаточно будет первой позиции. Редко когда используется вторая позиция.
Внимание! Конструкция блоков у всех производителей однотипная. Просто каждая компания на крышке устанавливает свой логотип.
Преимущества распределительных блоков
Некоторые электрики негативно относятся к кросс модулям, считая, что они загромождают распределительный щит, плюс лишние расходы на приобретение дополнительного элемента. Не скажите, у этого блока есть несколько положительных качеств.
- Эстетическую сторону дела еще никто не отменял. Установленный на DIN-рейку в щит кросс модуль – это не только функциональность аппарата и качество соединения, это красота. Особенно это оценили электрики, которые предлагают свои услуги по монтажу электрической разводки частных домов. Хозяева таких домов готовы платить за красоту. И ничего в этом предосудительного нет. К тому же внутри щита все встает на свои места, он становится аккуратным.
- Внутри распределительного блока расположена монолитная контактная шина. Изготавливают ее обычно из луженой меди или латуни. И если сам щит собирается новичком, то вероятность коротнуть фазу-ноль через блок просто не получится. Конечно, КЗ это крайняя ситуация, но для тех, у кого руки растут не из того места, рекомендуется применять кросс модули.
- Надежная фиксация провода внутри контакта винтом с головкой под шестигранный ключ, плюс резьба винта длиннее обычных зажимов – это высокое качество контакта, который смогли оценить настоящие профессионалы.
- И как уже было сказано выше, это достаточно широкий ряд сечений проводов, которые могут быть зажаты в кросс модулях.
Способы крепления
В принципе, способов крепления всего два: на DIN-рейку или саморезами. Конечно, установка на DIN-рейку – это и современно, и удобно. К тому же крепежное устройство можно смонтировать таким образом, чтобы на его одном элементе сразу закрепилось несколько разнотипных электрических прибора. Правда, придется в этом случае учитывать размеры этих приборов и удобство прокладки проводов. Но как показывает практика, монтаж на DIN-рейку всегда проводится легко. Это связано с возможностью переносить ее части на разные уровни, подрезая сам элемент под определенную длину. Таким образом, можно добиться компактного монтажа самого распределительного щита.
Схема подключения кросс модуля
Почему кросс модуль облегчает схему монтажа распределительного щита? Представьте себе схему, в которой устанавливают реле напряжения на каждый участок электрической разводки здания. Пусть это будет однофазная питающая сеть. Как в ней происходит подключение.
От счетчика выводится провод, который при помощи скрутки разделяется на несколько участков. В скрутке соединяются один кабель большого сечения и несколько малых. Не совсем удобный контакт. Установив между счетчиком и реле распределительный блок, можно схему сделать более удобной. Займет этот прибор места немного, но через него пройдет сразу и фазный контур, и нулевой. При этом нет скруток, нет соединения проводов большого сечения с малыми, к тому же отсутствует установка через клеммные распределители, где в одну клемму вставляется два или три провода одновременно. При этом, как и все приборы, кросс модуль устанавливается на DIN-рейку.
И последнее. С таким прибором можно легко провести диагностику. Это делает так, надо просто отключить требуемый (диагностируемый) участок от электрической сети в кросс модуле. Если по каким-либо причинам требуется изменить схему распределения электроэнергии по шлейфам, то все это можно сделать в распределительном блоке, поменяв местами провода. Самое главное, что при этом не изменяется сама монтажная схема. То есть, нет необходимости менять месторасположение приборов и дин-реек, проводов и мест подключения.
onlineelektrik.ru
Кросс-модули: IEK ШНК (впервые подвели с 2010) vs оригинальный LeGrand на CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана
Кросс-модули LeGrand в силовом шкафу
Хе хе хе! Продолжаю рассказывать про тот самый шкаф в РадиоЦентр. Так вот уж вышло, что с этим шкафом было много интересного и полезного, и поэтому из него получается сразу несколько постов. И сегодня ещё одна история про то, как я его собрал… заказчик уже вызвал грузчиков… хех, и тут я обнаружил что мои любимые кросс-модули от ИЭКа меня подвели впервые с ~2010 года!
Когда я собирал свои первые трёхфазные щиты (да хотя бы вот этот), я увидел в Леруа кросс-модули от ИЭКа — и так на них и остался, потому что за долгие годы не было ни одного нарекания на них… пока я не начал протягивать соединения в щите в РадиоЦентр =)
Вообще, почему я использую кроссы от ИЭКа? Да потому что в те времена, когда я собирался использовать всё-всё строго от ABB, я увидел (и потом написал пост) то, что кросс-модули от АББ несколько бестолковые. Во-первых, у них нет изоляторов между шинами (а на эти изоляторы удобно клеить маркировку фаз или шинок модуля), во-вторых, у них нет чёткой классификации по числу дырок в шине (4×7, 4×11, 4×15) и, в-третьих, они при этом всё охренеть столько стоят.
Вот кросс-модуль от ABB. Странный он. И не хочу я его использовать — не нравится он мне. Так на ИЭКе и собирал щиты.
Распределительный блок (кросс-модуль) BRT80
И вот собрал я щит в РадиоЦентр с IPM (и ещё и с отключаемыми линиями). Протестировал работу и стал протягивать все соединения, в том числе и кросс-модули. И тут вдруг смотрю — ОПАНЬКИ! А в шине кросса ТРЕЩИНА!
Трещина в шине кросс-модуля IEK (ИЭК)
А щит просили сдать срочно, поэтому мы договорились с заказчиком о том, что он приедет, я ему покажу щит, за часа три расскажу, чего и как там устроено, а потом подъедут грузчики, которые и заберут щит. Мне оставалось-то всего лишь соединения протянуть и надписи наклеить. И тут такая засада!
Грузчиков отменили, а я стал соображать, чего делать. Бежать в магазин и менять брак — не катит. До кучи ещё оказалось, что трескалась именно вторая шинка и именно у кроссов 4×11. Значит есть риск нарваться на полностью бракованную партию кроссов: заменят тебе на кросс из той же партии — и снова будет пиздец.
Кстати, моя статистика — 302 штуки кроссов за всё время сборок щитов. И ни одного брака, кроме этого вот случая.
Скорее всего и правда попалась бракованная партия. Но, блин! У нас в щите три фазы. Там отваливание нуля чревато полной ведьмежутью. Значится, настало время принимать суровое корневое решение: отказываться от ИЭКа и искать другие кросс-модули ему на замену. А чего искать? ABB дорого, но бестолково, и не даёт мне нужных фич (изоляторов между шинками). Всякие Tekfor и прочие — это тот же китай, как и ИЭК. Шнайдер — это тот же ИЭК, только зелёный…
А когда-то очень давно кто-то мне говорил, что ИЭК содрали конструкцию своих кросс-модулей у LeGrand. И даже когда-то давно я щупал эти кроссы руками. Ну? На принятие решения есть день-два, потому что заказчику в среду надо уже подключать шкаф, а на момент брака кроссов было воскресенье. Хрен ли! Рвём в ЭлектроМонтаж и начинаем собирать кроссы по всем его магазинам втридорога (за свои деньги, естессно).
И вот щас я их и изучу как следует вместе с вами. Вот чего я накупил:
Новые кросс-модули от LeGrand после покупки
Мне же страшно! Представляете, я много лет собирал всё на ИЭКе, и уже привык к ним и руками и головой — точно знаю, что и в какую дырку влезет, в какое место щита сам кросс запихается, а в какое — нет. А тут всё новое! Ой, жуть!
Сначала смотрим на кросс сзади. В оригинальном кроссе всё так же, как у ИЭКа — есть возможность прикрепить его к монтажной панели винтами или посадить на DIN-рейку. У LeGrand гораздо более мягкий пластик, поэтому защёлкивать его на DIN-рейку — одно удовольствие! У ИЭКа с этим иногда были проблемы.
Задняя часть крепления кросс-модуля LeGrand
Второе, что более приятно сделано у LeGrand (и странно что это не скопировал ИЭК) — это крышка кросс-модуля. Здесь она очень гибкая и приятная на вид. Нет лишних закруглений, а закрывается и открывается гораздо легче, чем у ИЭКа. В труднодоступных местах щита это бывает важно.
Замок крышки кросс-модуля LeGgrand
Ещё удобно то, что крышка тут более прозрачная, и ты видишь то, что творится внутри кросс-модуля.
Шины самого кросса сделаны из более, кхм, латунной латуни: они имеют цвет, который больше похож на тот цвет, которым латунь и обладает. Ну, так, за то мы и денег платим, потому что LeGrand понятно что стоит дороже ИЭКа. Между шинами есть изоляторы, которые так же, как и у ИЭКа, не дадут вставить провод глубже чем надо и устроить межфазное замыкание.
Винты и изоляторы шин кросс-модуля LeGrand
Шлицы винтов у LeGrand более глубокие, и сами винты сделаны из более прочной стали. Вот смотрите, как не глубоко влезает насадка шурика в винты ИЭКа:
Винты кроссов ИЭК имеют неглубокие шлицы и насадка часто вылетает
А теперь сравните это с LeGrand. Блин! Ну вот почему китайцы не могли отклонировать такие мелочи? У LeGrand я все винты смело могу тянуть шуриком, а у ИЭКа приходилось дотягивать отвёрткой.
Глубокие шлицы винтов кросс-модулей от LeGrand
Ещё у LeGrand винты сделаны так хитро, что если его вкручивать — то винт начинает немного подклинивать с середины и он сам по себе никогда не раскрутится, даже если в этой дырке нет провода и винт не закручен до упора. У ИЭКа такого нет (хотя там всего лишь, возможно, винт сделан немного коническим), и там приходится затягивать все неиспользуемые винты.
ОКей! Порадовались? Злые шинки, суровые винты, всё можно тянуть шуриком?.. Агась! А теперь добавляем ложку дёгтя. То бишь, кое-какие особенности кроссов от LeGrand, с которыми будет тяжко, если вы, как и я, переходите с ИЭКа.
Особенность первая — это то, что в крайние дырки самой дальней шинки ни хрена не лезут провода с наконечниками НШВИ на 4..6 квадратов: юбочка мешает. С другими шинками таких проблем нет. Моё решение — стараться не использовать эти дырки, а если уж пришлось — срезать юбочку у НШВИ.
Крайние зажимы шин у LeGrand не принимают провод с НШВИ
Вторая особенность — это то, что не везде есть место, чтобы подписать шины кросса. Это касается прежде всего кроссов размером 4×7. Дело в том, что у LeGrand есть своя система маркировки оборудования: специальные П-образные скобочки с цифрами и буквами, которые надеваются на держатели. И у кроссов как раз такие держатели и сделаны посередине изоляторов между шинами.
И если брать кросс 4×7, то на все шины, кроме первой, я могу наклеить свои надписи вот так:
Не совсем удобно маркировать шины на изоляторах
А вот около верхней шинки совсем нет места для наклейки — только для штатного LeGrand’овского маркера. Шо делать, если мне надо написать «L.ПЭФ»? Это ж я даже штатными маркерами не напишу!
Я нашёл такое решение: клеить наклейку на белый выступ корпуса кросса. Но на фотке видно, что там есть неровность от отливки корпуса. Вот я подрезаю эту неровность ножом и клею туда свой маркер (на фотке он просто прилеплен на край кросса, чтобы не потерялся).
Верхнюю шину кросс-модуля 4×7 маркировать негде
При этом кроссы больших размеров (4×11 и 4×15) таких проблем не имеют: там изолятор шинок сделан длинным, и на нём везде есть место для наклеек и надписей.
Маркировка шин большого кросс-модуля (4×11, 4×15)
Вот только эти две проблемы меня напугали и чуток разозлили. Но я их успешно решил и изменил стандарт приклеивания маркировки: теперь я на все кроссы буду клеить её вертикально, ребром, как вы и видели на фотках.
Ну а теперича нам предстоит адский ад! Заменить ВСЕ кроссы в щите на новые. Почему все? Да потому что нафига мне в красивом щите разнобой? Раз уж кроссы стоят все в ряд — то весь ряд и меняем.
Я промаркровал все кроссы и их шинки, сделал понятные надписи снаружи:
Все кросс-модули от LeGrand готовы к замене ИЭКа
И стал плакать, оценив фронт работ. Вот он какой:
Кросс-модули от ИЭК в силовом шкафу
Щит при этом был уже начисто собран, поэтому все концы проводов были как следует уложены и убраны. Первый кросс шёл тяжело — руки привыкали к новому. Второй — полегче, третий уже на ура. Не так всё страшно: отключил все провода, аккуратно их отогнул, снял кросс, надел новый — и подключаешься заново.
Постепенно меняем ИЭК на LeGrand
И вот чего у меня получилось в итоге:
Все кросс-модули заменены на суровые от LeGrand и щит успешно работает
Самым злым был кросс-модуль 4×15 (второй справа). Вот там было ОЧЕНЬ много концов и пришлось повозиться. Зато потом эта возня окупилась тем, что все кроссы я легко протянул шуруповёртом, а не вручную отвёрткой!
Я остался очень доволен и быстро, не думая, во всех подсчитанных щитах поменял кроссы на LeGrand’овские, чтобы совсем отказаться от ИЭКовских кроссов. Не знаю, верно ли это или нет — но всё. Назад пути нет. Теперь буду юзать эти кросс-модули и к ним и привыкать.
cs-cs.net