Как почистить коллектор электродвигателя: Чистка коллектора якоря в бытовых условиях

Содержание

Чистка коллектора якоря в бытовых условиях

Зачастую, на этапе необходимости замены графитовых щеток, электроинструмент «выхаживает» достаточно весомые моточасы. Будет уместно, снять якорь электродвигателя и провести чистку коллектора, а заодно сделать профилактику и более тщательно продефектовать состояние подшипников, основных узлов и смазки. Правильно подготовленный коллектор, на порядок повыщает возможность полноценного ресурса угольных щеток, снижает искрение щеток и обеспечивает работу инструмента при номинальных параметрах.

Для примера (и как раз пришло время профилактики моей Ferm FAG-125 N), я привел в порядок якорь болгарки. Если брать во внимание чистку бытовыми методами и подручными средстами, то нам понадобится:

  1. Наждачное полотно, абразивным числом 1000 — для первоначального восстановления поверхности и грубой отчиски
  2. Наждачное полотно, абразивным числом 2000 — для финишной чистки и подготовки к полировке
  3. Надфиль, прямоугольной формы — для удаления фаски с ламелей
  4. Войлочный круг с цилиндрическим хвостовиком — для полировки
  5. Паста ГОЙЯ — для полировки
  6. Дрель / Шуруповерт — для оптимизации процесса
  7. Иголка (крупная) — для удаления остатков материала между ламелей
  8. Щетка / Сжатый воздух — для окончательной чистки коллектора и ротора целиком.

Как чистить коллектор якоря

  1. Для начала необходимо вывести геометрию поверхности, убрав неровности, царапины и следы графита с ламелей. На данном этапе, более чем достаточно наждачного полотна абразивным числом 1000. Якорь следует удобно разместить на твердой и ровной поверхности, прокручивая, круговыми движениями (не надавливая) снимать деффекты оборот за оборотом. По пятну контакта, можно судить о общем состоянием коллектора, если повреждения глубокие, следует лишь убрать самые серьезные охрехи, следуя разумному балансу «толщина ламели-состояние» (руководствуясь принципу «не навреди!»).
  2. Слудующем решением, как на мой взгляд, стоит убрать острую фаску с ламели. В противном случае, подобну резцам, будет уничтожать щетки, буквально за считаные часы.ПРИМЕЧАНИЕ — угол прямоугольного надфиля с алмазным напылением, мне показался идеальным. В одно легкое движение, от намотки до края удирая буквально 0,1 мм одновременно с двух соседних ламелей, учитывая ровность угла и равномерность снятия (также работает принцип «не навреди!»)
  3. Отлифовать можно наждачным полотном, абразивным числом 2000. Для простоты и укорения процесса, я использовал привод шуруповерта, закрепив в патроне вал ротора, а пальцами ладони повторил окружность коллектора удерживая наждачку. Буквально пол минуты и результат уже виден и даже можно было бы остановится на данном этапе, но это не для НАС!
  4. Установив войлочный круг на дрель и зафиксировав обороы, прокручивая якорь, я окончательно довел коллектор, заполировав поверхность с применением пасты ГОЙЯ.
  5. В идеале, убрать остатки материалов после чистки и накопившеюся пыль между витками и с каркаса, сжатым воздухом через насадку. Но у меня пока компрессора нет, и я ограничелся механическим путем при помощи щетки и иглы.

Буквально несколько минут (не считая времени на снятие и установку), и колектор даже лучше чем у некоторых новых роторов, и можно быть спокойным за состояние и работу данного узла, ВАЖНОГО узла. Повторюсь, заодно это лишний повод (который совсем не лишний, извините за тавтологию) провести профилактику, а как известно, ухоженному инструменту — НЕТ СНОСУ!

Как почистить коллектор якоря своими руками : Labuda.blog

В данном обзоре вы узнаете, как в домашних условиях можно почистить коллектор якоря. Зачем вообще это нужно?

Как почистить коллектор якоря своими руками

Во-первых, чтобы продлить ресурс щеток. Во-вторых, периодическая чистка позволяет уменьшить искрение щеток в процессе работы электродвигателя.

Бывает так, что якорь электродвигателя не подлежит восстановлению. Однако не спешите его выбрасывать — из него можно сделать полезную вещь для мастерской. Читайте: как сделать шлифовальную насадка на дрель из якоря электродвигателя.

Чтобы почистить коллектор якоря, потребуется шуруповерт, наждачная бумага №1000 и 2000, канцелярский нож, старая зубная щетка и растворитель.

Первым делом снимаем якорь электродвигателя и зажимаем его в патроне шуруповерта (можно также использовать электродрель).

Как почистить коллектор якоря своими руками

Затем шлифуем поверхность коллектора наждачной бумагой: сначала с зерном 1000, потом — 2000.

Основные этапы работ

На следующем этапе при помощи канцелярского ножа или иголки нужно будет удалить грязь между отдельными пластинами.

Как почистить коллектор якоря своими руками

Как почистить коллектор якоря своими руками

Дополнительно, используя прямоугольный надфиль с алмазным напылением, можно удалить острую фаску на каждой пластине коллектора. Эта процедура тоже продлит «жизнь» графитовым щеткам.

Далее берем старую зубную щетку, смачиваем ее в растворителе и, включив шуруповерт, обрабатываем поверхность коллектора и другие элементы якоря.

Как почистить коллектор якоря своими руками

При желании, чтобы добиться идеального результата, можно еще отполировать пластины. Для этого потребуется паста ГОИ и войлочный круг или насадка для полировки.

Как почистить коллектор якоря своими руками

Подробно о том, как почистить коллектор якоря своими руками, рекомендуем посмотреть в видеоролике.

Как шлифовать коллектор якоря перфоратора своими руками

Правильная работа перфоратора Makita 2450 с коллекторным двигателем сопровождается незначительным искрением щеток в районе коллектора. У исправно работающего электродвигателя искрение равномерное с коротким хвостом.

По изменению картины искрения можно определить характер и место неисправности в перфораторе Makita 2450, 2470.

Причинами увеличения искрения в коллекторе электродвигателя могут быть неисправности щеток и их износ, короткое замыкание или обрыв якоря, неисправность статорных обмоток электродвигателя, поломка или неправильное крепление щеткодержателей.

Существенное искрение в районе коллектора приводит к появлению борозд на коллекторе, подгоранию пластин, неравномерному истиранию щеток.

Возникновение перечисленных дефектов вызывает быстрый износ и выработку ламелей самого коллектора.

 

Шероховатость выше нормы

Поскольку перфоратор является мощным инструментом, допускается небольшое искрение без нагрузки, при значительных усилиях на инструмент возможно пробегание одиночных искр по кругу. В случае сильного искрения необходимо выяснить причину появления сильного искрения.

Самой распространенной неисправностью на коллекторе является увеличивающаяся шероховатость ламелей при усиливающемся искрении щеток.

Увеличение шероховатости поверхности коллектора перфоратора Makita 2450 происходит не только за счет усиления искрения. На медных пластинах коллектора образуется окись меди, по твердости превышающая твердость угольных щеток. На величину шероховатости влияет неравномерный износ щеток и нагар от искрения.

Царапины образуются не только из-за неравномерного износа щеток и разной структуры материала, но и попадания в рабочую зону твердых частиц из воздуха.

Неправильное хранение перфоратора Макита  может привести к появлению окиси на медных пластинах коллектора из-за высокой влажности или значительных перепадов температур при работе.

Чтобы устранить дефекты поверхности коллектора, его надо отшлифовать.

Как правильно отшлифовать поверхность коллектора

Прежде чем приступать к доработке коллектора перфоратора Makita 2470, надо обязательно выполнить балансировку ротора.

Вариант замера биения коллектора относительно ротора

В домашних условиях шлифовку коллектора перфоратора Макита 2450или 2470 лучше всего проводить наждачной бумагой, закрепленной на деревянной колодке уже на отбалансированном роторе.

Конец вала ротора крепится в патроне дрели через мягкую медную или алюминиевую фольгу. Дрель с ротором надежно крепится в тисках или самодельном приспособлении.

Вращая ротор, постарайтесь отцентрировать его в патроне дрели.

Установка ротора в патрон

Как центровать ротор в дрели перед шлифовкой

Центровка ротора в патроне дрели производится для обеспечения минимального биения радиальной поверхности коллектора относительно вала ротора.

Сначала проверьте биение губок патрона. Закрепите дрель в тисках, установите в патрон сверло самого большого диметра.

Вращая дрель, подведите к вращающейся боковой поверхности сверла карандаш, опирая его на простой упор. При минимальном биении карандаш будет очерчивать на поверхности сверла сплошную линию. Если биение значительное, поменяйте патрон в дрели или подберите дрель с меньшим биением патрона.

Теперь вместо сверла зажмите вал ротора и таким же способом определите места биения ротора или коллектора.

Процесс шлифования коллектора

Процесс шлифовки коллектора надо начинать с подбора наждачного материала. Для шлифовки коллектора рекомендуется использовать шлифовальную бумагу или надфиль.

Выбирайте шлифовальную бумагу нескольких номеров, начиная от №100 и выше.

Теперь приступайте к шлифованию. Приложив к коллектору деревянную колодку с закрепленной наждачной бумагой, вращайте дрель и, не сильно прижимая колодку к поверхности коллектора, шлифуйте.

Шлифовка коллектора в дрели

Операцию шлифования рекомендуется применять на уже работавших роторах с незначительной выработкой коллектора.

Правильное искрение щеток

Если вы произвели на роторе перфоратора Makita 2470 замену коллектора, то после его насадки на вал, коллектор надо проточить. Эта операция выполняется для устранения радиального биения поверхности ламелей нового коллектора относительно вала якоря.

Протачивать коллектор лучше всего на токарном станке с применением оправок. Но можно данную операцию выполнить и в домашних условиях. Правда, без дополнительного приспособления не обойтись.Видео поможет разобраться в проточке коллектора.


Как правило, щеткодержатели на перфораторах крепятся напротив друг друга. Продолжительная работа щеток приводит к образованию на коллекторе желобков, образующих волнистость на поверхности. Такую выработку можно устранить только на токарном станке, проточив коллектор.

Чтобы уменьшить образование желобков на коллекторе, надо стараться располагать щеткодержатели в шахматном порядке.

Как зачистить пазы коллектора перфоратора

А вот зачистку пазов между ламелями надо проводить, поскольку миканит, материал прокладок между ламелями, тверже медных ламелей и меньше изнашивается. Со временем миканитовые прокладки изнашиваются меньше, и их высота превышает высоту медных ламелей.

Для выравнивания высот пазы между ламелями фрезеруются, или, говоря простым языком, продороживаются.

Фрезерование своими руками лучше всего выполнять кусочком пилы по металлу, заточенной по ширине пазов коллектора.

Фрезеровка пазов вручную

Параллельно краю паза прикладывается металлическая линейка, пила прижимается к ее краю и протягивается со слабым нажимом. Паз фрезеруется до высоты медной ламели.

Фрезеровка пазов заканчивается удалением остаток материала при помощи волосяной щетки и снятием фасок при помощи шабера, сделанного из надфиля. Шлифовку лучше сделать войлоком.

Любую фрезеровку следует заканчивать шлифованием и продувкой воздуха.

На величину выработки коллектора влияет и состояние подшипников. Изношенность подшипников приводит к увеличению биения коллектора, что в свою очередь приводит к ускорению износа угольных щеток. Для устранения биения коллектора подозрительные подшипники рекомендуется заменить новыми.

Как контролировать состояние щеток

Устанавливая новые угольные щетки, рекомендуется обязательно притирать их для лучшего прилегания к поверхности коллектора.

Лучше всего подгонять угольные щетки на самодельном притире. Притир представляет собой вал, на котором закреплена наждачная бумага. Проще всего вал выполнить из дерева диаметром, равным диаметру коллектора, проточив заготовку на токарном станке. Внутрь вала плотно по оси вставляется металлический стержень. Приспособление крепится в патрон электродрели, дрель включается, и щетки подводятся к вращающемуся наждачному кругу.

Подгонку следует проводить осторожно, периодически прикладывая щетки к коллектору ротора для проверки их на просвет.

Притерев щетки к коллектору, перед установкой рекомендуется проверить правильное крепление щеткодержателей. Щеткодержатели при заводской установке выставляются на нейтраль, что сводит до минимума искрение на коллекторе. Если заводских меток нет, то регулировка установки щеткодержателей выполняется путем смещения щеткодержателя в сторону, противоположную вращению ротора до минимального образования искры.

Щетки не должны болтаться в щеткодержателе, а плотно прижимаются к ламелям коллектора. Сила прижима регулируется пружинами в щеткодержателе.

Искрение неисправного коллектора

Увеличение искрения на коллекторе ротора может появляться в связи с коротким замыканием якоря, обрывом катушек якоря, коротким замыканием обмоток на корпус якоря. Все эти неисправности устраняются только при капитальном ремонте ротора.

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя

По сути дела, все электроинструменты и бытовая техника приводится в действие электродвигателями, основу которых составляет якорь (ротор), состоящий из обмотки и контактных пластин.
Если привод перестал работать, то при исправной обмотке причина может быть в пластинах. Одну или две из них просто может оторвать. Однако это не повод для покупки нового дорогостоящего двигателя. Можно восстановить контактные пластины из подручных материалов и буквально «на коленке».
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Понадобится


Для приведения в порядок якоря при такой поломке, нам следует приготовить следующие материалы:
  • отрезок медного провода;
  • клей эпоксидный универсальный марки ЭДП;
  • проволоку алюминиевую;
  • деревянный брусок.

Без токарного станка нам понадобится много инструментов и приспособлений: нож и кисточка, плоскогубцы и отвертка, молоток и наковальня, напильник, наждачная бумага и игла, дрель и паяльник, тиски и пробойник, штангенциркуль и карандаш.

Порядок восстановления коллекторных пластин якоря


Вначале приводим в порядок основания отлетевших пластин. Для этого удаляем кисточкой из углубления в коллекторе мелкие частицы и пыль. Затем ножом выравниваем места под новые пластины по длине, ширине и глубине. При этом стараться не повредить концы обмоток, выходящих на отсутствующие пластины.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Разрезаем ножом внешнюю изоляцию двухжильного медного провода, откусываем один из них и вытаскиваем жилу из внутренней изоляции пассатижами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Расплющиваем медный провод, чтобы сформировать две пластины с помощью молотка и наковальни.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
При этом, время от времени сравниваем заготовку с неповрежденными пластинами на коллекторе якоря, чтобы ширина заготовки не оказалась больше.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Получив приблизительно требуемое сечение из медного провода, доводим его до нужных размеров крупнозернистой наждачной бумагой Р80, равномерно обрабатывая каждую из сторон, и так же сверяясь с целыми пластинами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Торец заготовки пластины формируем диском, вращаемым болгаркой. Укладываем заготовку на свое место, и ориентируясь на соседнюю целую пластину, отмечаем карандашом длину.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Надрезаем по метке и отламываем заготовку пластины пассатижами. Зажимаем ее в тиски и сверху по центру ножом и молотком выполняем неглубокую прорезь.
Кладем заготовку на деревянный брус и у основания прорези пробойником и молотком делаем отверстие, которое шлифуем швейной иглой.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Зачищаем место обработки наждачной бумагой. Укладываем самодельные пластины на свои места и припаиваем к ним концы соответствующих обмоток.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Смешиваем двухкомпонентный эпоксидный клей по инструкции и наносим его на пластины кончиком плоской отвертки так, чтобы он попал в зазоры между пластинами.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Обматываем несколько раз коллектор с приклеенными пластинами алюминиевой проволокой, создавая натяг и, скручивая концы вместе.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Оставляем все в покое на время, указанное в инструкции.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
После этого раскручиваем проволоку и убираем ее. Но более надежным креплением ламелей была бы установка двух бандажей из стекловолокна, пропитанных термоклеем.
Удаляем ножом с поверхности ламелей эпоксидную смолу, т. к. она является диэлектриком. После чего ламели обрабатываем напильником по металлу до медного блеска.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Поскольку токарного станка нет, для проточки коллектора с новыми ламелями, возвращаем якорь на место и выкручиваем щетки.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Замеряем штангенциркулем диаметр отверстия для щеток и выстругиваем ножом подходящий стержень из дерева и доводим его до нужного размера наждачной шкуркой.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Вращая инструмент за шпиндель, можно через отверстие для щеток видеть вращение коллектора. Этот эффект мы и используем, чтобы отшлифовать контактные пластины.
Просовываем деревянный стержень в отверстие до упора в коллектор. Делаем на стержне отметку по верху отверстия и вытаскиваем его. Прикладываем к отметке пробку щетки и уменьшаем место реза на ее высоту.
Вставляем деревянный шип в отверстие и убеждаемся, что пробку можно закрутить. После этого отрезаем неширокую ленту мелкой наждачной бумаги Р600, обхватываем ею шип и снова вставляем в отверстие до упора в коллектор.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Затягиваем шип пробкой и вращаем шпиндель от руки. Если нет большого сопротивления, подключаем к шпинделю действующую дрель и включаем ее.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Процедуру повторяем несколько раз, заменяя изношенную наждачную бумагу на новую, при этом постоянно подкручиваем пробку. В итоге новые пластины по высоте сравняются с остальными и якорь вновь станет исправным.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками
Чтобы убедиться в этом, выкручиваем пробку, вытаскиваем шип с наждачной бумагой, отключаем приводную дрель и, вращая шпиндель от руки, смотрим на коллектор. Если блеск всех пластин одинаков, то это и есть показатель равномерной шлифовки.
Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя своими руками

Смотрите видео


как восстановить, почистить, разобрать, поменять, подобрать по размерам, что делать, если искрит ротор и не только

Болгарка широко применяется как в быту (ремонтные работы дома, на даче), так и в производственной деятельности (строительство, производственные мастерские). Какая бы не была у УШМ надежная конструкция, во время эксплуатации некоторые узлы и детали выходят из строя. Поломка якоря, работающего в достаточно жестких условиях, часто является причиной отсутствия нормального функционирования электропривода. Способы ремонта или замены якоря рассматриваются в статье.

Устройство якоря

Якорь (ротор) вместе со статором входят в конструкцию асинхронного коллекторного двигателя, используемого в качестве электродвигателя в болгарках. Если статор выполнен в виде неподвижного элемента, то ротор как раз вращается, передавая крутящий момент на шпиндель болгарки. Поэтому вал с подшипниковыми опорами на концах лучше всего соответствует выполняемым ротором задачам.

На валу закрепляется металлический сердечник с пазами, в которые укладывается медная проволока по специальной схеме намотки. Образованные таким образом катушки создают вместе с катушками статора электромагнитное поле, которое заставляет ротор вращаться.

Схема работы болгарки. Источник здесь

На валу устанавливается коллектор, собственно дающий название этому виду электропривода. Он представляет собой набор медных пластинок (ламелей), к которым припаиваются концы катушек якоря. С коллектором соприкасаются щетки статора, что создает замкнутую электрическую цепь, в которую соединены все составляющие электрической части болгарки.

Как проверить ротор на исправность

Мультиметр Зубр. Фото 220Вольт

Объем ремонтных работ позволяет определить грамотная диагностика повреждений ротора. Специфика образования дефектов, которые больше всего появляются при перегреве болгарки при длительной работе на повышенных нагрузках, позволяет определить их визуально. Горелая электрическая изоляция оставляет обугливающиеся следы в местах повреждений катушек или на ламелях коллектора. Обрывы проводов, вздувшиеся ламели коллектора также можно увидеть после внимательного внешнего осмотра.

Если визуальным осмотром не удалось определить неисправности или возникли сомнения, диагностику проводят прозвонкой электрической цепи с помощью приборов. Здесь пробой на корпус или обрыв провода можно обнаружить мультиметром, а межвитковое замыкание индикатором короткозамкнутых витков или на специальном устройстве для проверки наличия короткого замыкания витков.

Как разобрать

После проведенного диагностирования принимается решение о замене или ремонте ротора. Старую, вышедшую из строя обмотку меняют на новую. Как подготавливается ротор к данной технологической операции показано в следующем видео. При удалении сгоревшей обмотки не следует забывать снимать ее параметры: схему и направление обмотки, количество витков. Принимается решение по выбору диаметра проволоки для новой обмотки.

Как восстановить

В следующем видео автор пытается устранить производственный брак на модели «китайского» производителя. Большой зазор между внутренней обоймой подшипника и посадочным местом на валу — причина быстрого выхода из строя болгарки. Автор предлагает восстановить нужный размер вала с помощью технологии сварочной наплавки. Конечно, как эффективная, такая мера вызывает сомнение. Длительное время такой подшипниковый узел работать не будет, но как выход из положения в некоторых случаях может иметь место.

Как починить, ремонт

Ротор в отличие от статора, основным элементом которого является обмотка, имеет более сложную конструкцию. Кроме намотанных в пазы сердечника катушек, в его сборку входят подшипниковые узлы, коллектор, вентилятор и собственно сам вал. Это увеличивает количество вариантов неисправностей, а значит отремонтировать ротор несколько сложнее, чем статор.

Ремонт обмоток ротора

В следующем видео описан ремонт ротора по наиболее частой неисправности электрической части — повреждение обмотки. Автор кратко описывает последовательность операций ремонта обмоток ротора: от диагностики до самой перемотки и пропитки.

Важно: автор указывает на контрольную проверку приборами правильности выполнения каждой операции там, где это необходимо.

Ремонт коллектора

Дефект, который устраняется в следующем видео, а именно отрыв ламелей коллектора, при целых обмотках ротора встречается не так часто. Однако, автор с блеском выполняет его в домашних условиях. Вместо отсутствующих ламелей изготавливаются новые из медной проволоки методом холодной ковки.

После пайки и приклеивания ламелей, убираются слесарным путем все наплывы, и окончательная доводка поверхности коллектора производится оригинальным методом, предложенным автором. Далеко не всегда в домашних условиях найдется токарный станок, поэтому якорь собирается по месту своего прямого назначения (в болгарку), где вместо щеток устанавливается инструмент для обработки ламелей коллектора.

Он представляет собой подогнанные по размеру деревянные бруски, на которые прикрепляется шлифовальная шкурка. Усилие обработки создается затягиванием на определенную величину поджимающей брусок заглушки. Привод ротора осуществляется через шпиндель другой болгаркой. Таким образом, меняя несколько раз шлифовальную шкурку, добиваются идеально ровной и полированной поверхности коллектора после замены ламелей.

Замена крыльчатки вентилятора

В следующем видео на роторе разбита ступица металлической крыльчатки после попадания в нее постороннего предмета. Автор нашел выход из положения, собрав новую крыльчатку из поломанной и другой, взятой со сгоревшего ротора перфоратора. На самодельном приспособлении из дрели и тисков с крыльчатки из перфоратора (пластмассовая), насаженной на ротор, острым ножом были отрезаны лишние элементы, то есть осталась только ступица. Далее на ступицу была приклепана поврежденная крыльчатка. При вращении, с помощью привода, дрелью, опорой на подшипнике в тисках и напильника, на собранной новой крыльчатке было выставлено требуемое радиальное и торцевое биение.

Искрит ротор, причина, как исправить

Основные причины, вызывающие повышенное искрение во время работы болгарки.

  • Износились щетки. Следует их заменить, иногда для достижения результата вместе со щеткодержателем и поджимающей пружиной.
  • Обрывы, замыкания в обмотке ротора. Устранить сильное искрение поможет замена якоря или перемотка новой обмотки. В видео замена якоря и щеток создает нормальные условия для функционирования щеточно-коллекторного узла.

  • Неисправности в обмотке статора могут служить причиной искрения. Здесь по аналогии с якорем следует заменить обмотку статора или сам статор.
  • Скопление графитовой пыли на ламелях или между ними. Регулярная чистка ламелей наждачной бумагой и уборка графита между ними сделают невозможным образование дополнительных условий для появления искры.
  • Щетки могут быть установлены неправильно по отношению к поверхности коллектора и как следствие создаются условия для образования большого количества графитовой пыли. Устранить можно правкой сместившихся щеток.
  • При перегреве на коллекторе образуется нагар, что создает условия для плохого контакта щеток с ламелями и увеличения искрообразования. Необходимо чистить поверхность коллектора наждачной бумагой с мелким зерном, после чего полировка на войлочном круге сделает работу щеточно-коллекторного узла эффективной.
  • Механические нарушения, вызванные отклонением от технических требований к конструкции болгарки. Большинство из них устраняется как, например, в видео проточкой на токарном станке.

Как поменять

Замена ротора на новый часто применяется при ремонте болгарок. Так в случае сгоревшей обмотки далеко не каждый способен выполнить ее качественную перемотку. Однако для достижения успешного результата при таком способе ремонта следует знать компоновочную конструкцию и схему электрической части ремонтируемой модели.

В следующем видео автор демонстрирует замену якоря на болгарке модели Макита. Конструкция этой болгарки позволяет без особых проблем выполнить сборку и разборку. В данном случае пришлось применить ударный инструмент (молоток) лишь при выпрессовке ротора легкими ударами из нижней обоймы подшипника, находящегося в крышке корпуса редуктора.

Замена якоря в небольшой болгарке модели Интерскол имеет свои особенности, которые показаны в следующем видео. Здесь в сборочный узел ротора входит металлическая пластина, при помощи которой двумя винтами производится крепление ротора к корпусу редуктора. Открутив/закрутив эти два винта, можно разобрать/собрать полностью весь узел ротора вместе со всеми его комплектующими.

При замене ротора на большой болгарке модели Интерскол 230 в следующем видео, автор делится опытом съема ротора из корпуса редуктора. Конструкция корпуса редуктора (наличие ребер) не дает возможности полноценно воспользоваться ключом для откручивания прижимной ведущей шестерни гайки. Поэтому он используется лишь в качестве стопора для фиксации граней гайки. Завернутый в полотно сердечник ротора (в целях сохранения его от повреждений) вставляется в тиски. В таком положении редуктор вращается в направлении раскручивания гайки, происходит освобождение крепления ротора.

В руки опытного мастера попала болгарка модели Бош (следующее видео) после дилетантского ремонта прежнего хозяина. Анализ повреждений ротора приводит к выводу о его замене. Новый ротор после проточки коллектора вполне способен заменить вышедший из строя. После замены болгарка модели Бош работает в нормальном режиме.

Как почистить

Состояние коллектора существенным образом влияет на срок службы щеток, значительно снизит искрообразование, что сделает работу болгарки на параметрах близких к номинальным. Для чего необходимо регулярно производить его чистку.

Один из вариантов технологии чистки коллектора показан в следующем видео. В качестве расходных материалов и инструментов используются доступные:

  • наждачное полотно с абразивными числами 1000 и 2000;
  • войлочный круг с цилиндрическим хвостовиком;
  • шуруповерт или дрель;
  • паста ГОИ;
  • игла;
  • надфиль;
  • небольшая щетка.

Технология проведения операций достаточно проста. Важно: не забывать снимать фаски на ламелях, собственно для чего здесь и нужен надфиль.

Как подобрать

Новый ротор при замене должен соответствовать параметрам прежнего неисправного. Если на фирменных болгарках (Макита, Бош и других) ротор в специализированных магазинах легко подобрать по наименованию модели, то для болгарки «китайского» производства существует большой риск сделать ошибку.

Рекомендации как подобрать, какие размеры являются главными для поиска, предложены в представленных далее видео.

Первый основной размер — наружный диаметр сердечника ротора. Другие важные параметры: посадочные диаметры подшипников, общая длина ротора, линейное расстояние между внутренними сторонами подшипников. Все указанные размеры можно измерить штангенциркулем. Обычно этих параметров хватает, чтобы на сайтах интернет-магазинов найти нужный ротор. Важно: следует учитывать при поиске вариант крепления ведущей шестерни (шпонка, шлицы или гладкая посадка с фиксацией стопорным кольцом).

По размерам, для Бош

При подборе якоря для болгарки Бош на сайтах интернет-магазинов необходимо, кроме модели, знать номер детали по каталогу. Он представляет собой 10-значный код. На сайте присутствует раздел «схемы и деталировки», куда можно перейти, нажав название модели Бош, и ввести код. В открывшейся схеме находится искомый якорь.

Если имеются затруднения в наличии данных для поиска, следует снять размеры с якоря, подлежащего замене. Далее в разделе «поиск» вводится следующая информация:

  • производитель, например, Бош;
  • наружный диаметр сердечника;
  • номинальный диаметр посадки ведущей шестерни, ее тип;
  • линейные габариты ротора.

При наличии достаточно большого количества вариантов вводятся дополнительные параметры: длина сердечника, расстояние межу подшипниками и другие.

Профилактика

Ротор болгарки за время интенсивной эксплуатации подвержен воздействию абразивных частиц, которые проникают внутрь через вентиляционные каналы. Электрическая изоляция обмоток уничтожается под ударами, особенно сильно, металлического абразива. Проволока обмоток также уменьшается в диаметре. В конечном итоге это приводит к обрыву или межвитковому замыканию проволок внутри катушек.

Однако, вовремя проведенные профилактические работы могут продлить период эксплуатации болгарки. В следующем видео показана технология проведения такого ремонта. Для чего старая подпорченная изоляция с помощью монтажного очистителя убирается с поверхностей обмоток, находящихся на торцах сердечника ротора. Сжатым воздухом производится продувка мест обработки, после чего выполняется покрытие акриловым лаком.

Окончательно электрическая изоляция заканчивается нанесением эпоксидного клея. Наплывы от клея на сердечнике удаляются механическим путем с помощью напильника и сверлильного станка. Ротор после такой профилактики еще некоторое время будет достаточно эффективно работать.

Как притереть щетки электродвигателя — ООО «СЗЭМО Электродвигатель»

Замена щеток в электродвигателе требуется достаточно часто, поскольку их износ – одна из наиболее часто встречающихся неисправностей. При замене щеток для обеспечения правильной работы агрегата необходимо выполнить их притирку. Как притереть щетки электродвигателя и осуществить эту процедуру грамотно?

Процесс притирки щеток электродвигателя

Есть несколько способов притирки щеток. Выбирать, который из них использовать, следует исходя из типа двигателя и ваших предпочтений.

Первый способ.

Прежде всего, требуется грубая подгонка щеток по коллектору – ее проводят с помощью напильника и крупнозернистой бумаги. Затем:

  • Щетки устанавливаются на место, и под них подкладывается специальная шлифовальная стеклянная бумага (№ 00). Ее рабочая поверхность должна быть обращена к щеткам. Отрезок бумаги отмеряется таким образом, чтобы по длине он был равен приблизительно 1.5 длине окружности коллектора.
  • Якорь поворачивается вручную до того момента, когда бумага станет соприкасаться со всей поверхностью щеток и шлифовать ее.
  • Механизм очищается от угольной пыли и продувается сильной струей сжатого воздуха.
  • Двигатель включается с нагрузкой 25-30 % от номинальной для более тщательной пришлифовки щеток.

Так как наличие в двигателе пыли и продуктов износа щеток может привести к замыканию на массу кронштейна щеткодержателя, после выполнения притирки необходимо продуть сжатым воздухом генератор.

Второй способ.

Ваши действия должны выглядеть следующим образом:

  • На коллектор наматывается и тщательно закрепляется полоска стеклянной шкурки.
  • Крышка со вставленными в щеткодержатели щетками вращается вокруг неподвижного якоря вручную в том же направлении, в каком сам якорь вращается в собранном генераторе.

Третий способ.

Стеклянная бумага кладется на коллектор (абразивной стороной вверх) и несколько раз протягивается вперед и назад. Одновременно осуществляется не слишком сильный нажим на щетки. Процесс прекращается после того, как щетки начнут равномерно прилегать к коллектору. Ширина полоски бумаги должна быть больше ширины щетки.

Применение карборундового или наждачного полотна для выполнения притирки недопустимо, поскольку попадание абразивных частиц между пластинами коллектора может спровоцировать замыкание.

Когда требуется притирка щеток электродвигателя

Эту процедуру нужно проводить при:

  • Установке новых щеток взамен износившихся.
  • Их неравномерном износе по длине.
  • Неправильном скосе рабочей поверхности щеток при допустимой высоте.

Во избежание короткого замыкания и поломки двигателя следует регулярно проверять состояние щеткодержателей и щеток. Упругость пружин щеткодержателей проверяется с помощью рычажного или пружинного динамометра. Если показатель упругости меньше, чем указано в ТУ, щетки будут вибрировать, а коллектор быстрее изнашиваться.

Показатели правильного подбора и грамотной установки щеток – это:

  • Соответствие щеток марке двигателя.
  • Их свободное вращение на оси щеткодержателя.
  • Полное прилегание поверхности деталей к коллектору.

Признаки плохой притирки щеток

Плохую притирку щеток можно определить по следующим признакам:

  • искрение;
  • сильный шум;
  • нарушение коммутации механизма;
  • вибрация.

Правильная притирка щеток обеспечивает равномерность распределения тока по рабочей поверхности, что приводит к улучшению рабочих показателей электродвигателя.

Освоив процесс притирки щеток, вы сможете самостоятельно устранять мелкие неполадки в агрегате и проводить его профилактику, не прибегая к помощи специалистов.


Как впускной коллектор влияет на ваш двигатель?

Утечки во впускном коллекторе не очень распространены, но случаются. Вы можете подумать, что в результате утечки во впускном коллекторе будет выходить воздух и меньше воздуха попадет в цилиндры вашего автомобиля. На самом деле происходит прямо противоположное. Поскольку давление воздуха внутри коллектора ниже, чем в атмосферном воздухе, окружающем двигатель, коллектор фактически будет всасывать дополнительный воздух через утечку.Это приведет к попаданию слишком большого количества воздуха в цилиндры и уменьшит количество бензина, которое может быть вдавлено вместе с ним, что приведет к менее эффективному сгоранию. Помните, что каждый раз, когда один из этих небольших взрывов происходит внутри одного из цилиндров вашего автомобиля, он поворачивает коленчатый вал. Так что, если для процесса сгорания слишком много воздуха и недостаточно бензина, взрывы станут слабее, и вашему двигателю придется больше работать, чтобы повернуть коленчатый вал. Так что, если вы заметили, что ваша машина реагирует все более вяло каждый раз, когда вы нажимаете на педаль акселератора, причиной может быть утечка во впускном коллекторе.

Но есть и множество других возможных причин медленного разгона автомобиля. Так как же узнать, вызвано ли нежелание вашего автомобиля ускоряться, когда вы ему говорите, негерметичный впускной коллектор? Один из способов — просто слушать свой двигатель. Возможно, ваша машина пытается сказать вам, что у нее есть проблема, поэтому сделайте паузу и постарайтесь понять, о чем она вам говорит. Фактически, вам буквально нужно сделать паузу, потому что обычно вы можете услышать проблему только на холостом ходу двигателя.То, что вы услышите, можно описать по-разному, как шипение, свист, сосание, глотание или даже хлюпанье. Автомобиль также может казаться грубым на холостом ходу, а двигатель может даже полностью заглохнуть на малых оборотах. Или, когда вы выключаете зажигание автомобиля, он может продолжать работать некоторое время дольше, чем следовало бы. Все это может быть признаком утечки во впускном коллекторе. Некоторые специалисты даже предлагают распылять небольшое количество стартерной жидкости на уплотнения впускного коллектора при работе двигателя на холостом ходу. Если двигатель каким-либо образом отреагирует на это — например, кратковременно увеличив скорость, — жидкость будет просачиваться через утечки.Все эти признаки предупреждают о том, что вам следует посетить местного автомеханика для окончательной проверки на утечки.

Есть второй способ утечки во впускных коллекторах. В некоторых моделях автомобилей впускной коллектор имеет двойное назначение как канал для охлаждающей жидкости. Если утечка находится в уплотнении охлаждающей жидкости, вы можете начать замечать потерю охлаждающей жидкости и заметные лужи охлаждающей жидкости под автомобилем после того, как он простоял в одном месте в течение нескольких минут. Еще раз, это знак того, что вы должны показать свою машину в вашем любимом автомагазине.

,

Отложения на впускных клапанах в двигателях с прямым впрыском бензина

Бензин с прямым впрыском (GDI) используется на различных двигателях последних моделей: Audi, BMW, GM, Ford, Hyundai, Lexus, Mazda, MINI, Nissan, Porsche, VW и других. GDI распыляет топливо непосредственно в камеру сгорания под высоким давлением, а не распыляет топливо под низким давлением во впускные каналы в ГБЦ. GDI увеличивает экономию топлива и мощность на 15–25 процентов, но есть обратная сторона, которая теперь становится очевидной по мере того, как эти двигатели накапливают мили.Для получения дополнительной информации по этому вопросу см. Прямой впрыск бензина (GDI).

Проблема в том, что нагар накапливается на впускной стороне (вверху) впускных клапанов. Отложения создают турбулентность и могут ограничивать поток воздуха в цилиндры, вызывая проблемы с производительностью и управляемостью. (колебания, спотыкание, пропуски зажигания, даже тяжелый запуск). Чем толще нагар на клапанах, тем хуже управляемость.

GDI распыляет топливо прямо в камеру сгорания, так что топливо полностью обходит впускные клапаны.Следовательно, моющие и чистящие средства, которые добавляются в бензин для предотвращения образования отложений на впускных клапанах в двигателях с впрыском топлива, никогда не смогут выполнять свою работу в двигателе GDI. Впускная сторона впускных клапанов никогда не контактирует напрямую с топливом, поэтому моющие средства не могут смыть отложения. Из-за этого моющие присадки к топливу, которые либо содержатся в бензине с нефтеперерабатывающего завода, либо добавляются в топливный бак, почти не влияют на предотвращение или удаление отложений на впускных клапанах двигателей GDI.Присадки работают в двигателях с обычным впрыском топлива, но не в двигателях GDI.

Причины отложений на впускном клапане

Отложения на впускном клапане образуются в результате медленного просачивания масла через уплотнения направляющей впускного клапана и вниз по направляющим клапана. Небольшое количество масла необходимо для смазки направляющих, но когда масло достигает горячей поверхности клапана, оно может прилипнуть и сгореть, образуя тяжелые отложения сажи, которые постепенно накапливаются со временем. Чем больше пробег двигателя и больше износ направляющих и уплотнений клапанов, тем быстрее накапливается черный нагар на впускных клапанах.Моторные масла с низкой вязкостью (например, 5W-20 и 0W-20) могут усугубить проблему, поскольку они тоньше (для уменьшения трения) и легче стекают по направляющим клапана. Обычные моторные масла также имеют более низкую температуру вспышки, чем синтетические масла, что также может увеличивать образование отложений с течением времени.

Еще одним фактором, способствующим образованию отложений на впускных клапанах, являются несгоревшие пары топлива и пары масла, отводимые обратно во впускной коллектор через систему принудительной вентиляции картера (PCV).Это делается для контроля выбросов из картера и для удаления влаги из масла (что помогает продлить срок службы масла). Пары топлива, частицы углерода и капли масла, которые система PCV направляет обратно во впускной коллектор, повторно сжигаются в двигателе, чтобы уменьшить загрязнение. Но эти же пары могут также образовывать нагар и налет на впускных клапанах.

Чем больше у двигателя газа из-за износа цилиндров и поршневых колец, тем больше объем паров картера, которые втягиваются обратно в двигатель системой PCV.Двигатели с большим пробегом обычно имеют более сильный газовый поток, чем двигатели с низким пробегом, поэтому накопление отложений на впускных клапанах обычно происходит быстрее.

Диагностика отложений впускного клапана:

Двигатель, испытывающий проблемы с управляемостью и производительностью из-за отложений на впускном клапане, может или не может установить какие-либо диагностические коды неисправностей (DTC) и включить индикатор проверки двигателя. Если двигатель пропускает зажигание достаточно сильно, он может установить случайный код пропуска зажигания P0300 или коды пропусков зажигания отдельных цилиндров.Однако многие другие факторы также могут устанавливать коды пропусков зажигания, поэтому сам по себе код пропусков зажигания не обязательно указывает на то, что двигатель имеет грязные впускные клапаны.

Отложения на впускных клапанах не видны, поскольку клапаны находятся внутри головки цилиндров. Единственный способ увидеть отложения на впускных клапанах — это снять впускной коллектор и заглянуть во впускные отверстия в головке блока цилиндров — если у вас нет такого необычного инструмента, как бороскоп или волоконно-оптическая видеокамера, которую можно вставить в камеру сгорания. через отверстие для свечи зажигания или спуститесь во впускной коллектор, чтобы проверить клапаны.Немногие автомобильные техники имеют такое оборудование и, вероятно, не использовали бы его, даже если бы оно было у них, потому что они исходили бы из предположения, что клапаны загрязнены и их необходимо очистить.

Как уменьшить нагар на впускных клапанах GDI

Скорость загрязнения впускных клапанов, похоже, не зависит от качества топлива или количества этанола в бензине. Скорее всего, на это больше всего влияет частота замены моторного масла.Пары масла и побочные продукты сгорания, которые втягиваются обратно во впускной коллектор через систему PCV, по-видимому, вносят наибольший вклад в образование нагара на впускных клапанах.

Мой совет — менять масло каждые 3000 миль, если вы едете только по городу с короткими остановками, или менять масло каждые 5000 миль, если вы в основном ездите по шоссе. Если вы хотите минимизировать накопление углерода на впускных клапанах, не увеличивайте интервалы замены масла до 7500 миль или дольше, если вы не используете высококачественное полностью синтетическое масло (которое обычно имеет меньшую летучесть, чем обычное моторное масло).

Регулярная замена масла поможет свести к минимуму накопление нагара на клапанах, но со временем они все равно могут загрязняться. Если это произойдет, может потребоваться очищать клапаны каждые 25 000–30 000 миль с помощью аэрозольного очистителя, который распыляется во впускной коллектор.

Как очистить грязные впускные клапаны

Если вы считаете, что впускные клапаны двигателя GDI загрязнены, но не хотите выполнять всю работу по снятию впускного коллектора и головки блока цилиндров, вы можете попытаться очистить клапаны, используя следующие процедуры:

Приобретите жидкий очиститель верхней части двигателя, очиститель системы впуска или очиститель карбюратора (например, Sea Foam) или специальный продукт, такой как очиститель впускных клапанов CRC GDI или очиститель для прямого впрыска бензина BG, для очистки впускных клапанов.Следуйте инструкциям на продукте или действуйте следующим образом:
В некоторых продуктах очиститель распыляется на корпус дроссельной заслонки при работающем двигателе. Другие рекомендуют отсоединить шланг PCV от клапана PCV или использовать любой другой большой вакуумный шланг, который подключается к впускному коллектору, чтобы вы могли медленно заливать очиститель в шланг во время работы двигателя (для этого вам, вероятно, понадобится небольшая воронка). , Дайте двигателю поработать на высоких холостых оборотах (скажем, от 1000 до 1500 об / мин), подавая очиститель во впускной коллектор.

В зависимости от степени загрязнения впускных клапанов и эффективности чистящего химического вещества процесс удаления нагара может занять от 10 до 20 минут или больше. Возможно, вам также придется повторить процесс очистки более одного раза, чтобы полностью удалить отложения.

Если этот процесс очистки не дает результата из-за большой толщины нагара, возможно, вам придется попробовать более прямой подход к очистке. Для этого необходимо снять впускной коллектор, чтобы очиститель можно было наносить непосредственно на клапаны.Возможно, вам потребуется обратиться к заводской сервисной информации для получения подробных пошаговых инструкций по снятию впускного коллектора.

ВНИМАНИЕ: Если вам необходимо отсоединить какие-либо топливопроводы для снятия впускного коллектора, убедитесь, что все остаточное давление топлива внутри линий было сброшено, прежде чем открывать какие-либо линии.

После снятия впускного коллектора посмотрите в каждое отверстие, чтобы увидеть, какие клапаны закрыты, а какие открыты.Процесс очистки начнется при ЗАКРЫТЫХ всех клапанах. После очистки этих клапанов проверните двигатель, чтобы закрыть оставшиеся открытые клапаны. Причина, по которой вы хотите, чтобы клапаны закрывались при их очистке, заключается в том, чтобы очищающие химические вещества и нагар не попадали в цилиндры двигателя.

Используйте аэрозольный продукт, который может ослабить и удалить нагар, такой как очиститель тормозов (хорошо подходит CRC Green), Sea Foam или Очиститель впускного коллектора на впускных клапанах.

Распылите очиститель прямо во впускное отверстие так, чтобы лужа образовалась на верхней части клапана. Дайте ему впитаться примерно 30 минут, чтобы удалить отложения. Вы также можете использовать небольшую щетку или кирку, чтобы соскребать отложения во время работы очистителя. Через 30 минут смочите остатки чистящего средства тряпкой или бумажными полотенцами. После того, как очиститель полностью испарится и остатки углерода высохнут, вы можете использовать промышленный пылесос, чтобы высосать мусор из портов.

ВНИМАНИЕ: НЕ используйте промышленный вакуум, если во впускных отверстиях все еще присутствует жидкий растворитель.Большинство ареозольных растворителей легко воспламеняются и могут взорваться при воспламенении от искры от электродвигателя пылесоса. Также не курить будет с помощью легковоспламеняющегося аэрозольного очистителя! И убедитесь, что имеется соответствующая вентиляция, поскольку пары растворителей могут быть токсичными.

, ,
Накопленный нагар на впускных клапанах может препятствовать потоку воздуха. После очистка, воздушный поток значительно улучшен.

Теперь поверните коленчатый вал, чтобы закрыть оставшиеся открытые клапаны, и повторите процесс очистки по мере необходимости на других клапанах, которые теперь закрыты, пока не будут очищены все клапаны.

Если отложения на впускном клапане настолько толстые и твердые, что химическая очистка не работает, вы можете попробовать струйную очистку клапанов с помощью пескоструйного пистолета и мягких струйных средств, таких как скорлупа грецких орехов, пищевая сода или пластиковые шарики. Закройте или заклейте все остальные отверстия в верхней части двигателя, чтобы абразивная среда и остатки не могли попасть в картер, охлаждающую жидкость или масляные каналы. После очистки клапанов остатки струи можно отсосать из входных отверстий с помощью вакуума.

ВНИМАНИЕ: Убедитесь, что клапаны закрыты перед опрыскиванием взрыва носителя в впускные и НИКОГДА не используйте какое-либо твердые среды взрыва, такие как песок (двуокись кремния), стеклянные бусинки или металлические шарики, как это может привести к серьезному повреждению кольца и цилиндры, если струя воздуха проходит через клапан.

Если ничего не помогает, в крайнем случае необходимо снять головку блока цилиндров, разобрать все клапаны и очистить их вручную металлической щеткой, абразивоструйным аппаратом или другой абразивной струей или погрузить клапаны в горячий резервуар или ультразвуковой бак для очистки.

Некоторые автосалоны хотят заменить всю головку блока цилиндров на новую, если клапаны сильно закоксованы. Но это ненужные расходы, потому что в большинстве случаев клапаны можно разобрать, очистить и снова собрать в существующей головке блока цилиндров после снятия головки с двигателя. Разборка головки цилиндров и очистка клапанов отнимают больше времени и трудозатрат и могут потребовать некоторых специальных инструментов, таких как компрессор пружины клапана, съемник шестерен или инструменты для снятия верхнего кулачка.Но это может сэкономить на замене всей головы. Единственный раз, когда будет рекомендована замена головки, — это если двигатель пробегает много миль (скажем, более 100000 миль), и у головки есть другие проблемы, такие как изношенные направляющие клапана и / или седла, трещины или другие повреждения.



,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.