Что такое вли: Общие сведения о воздушных линиях электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами

Содержание

Эксплуатация ВЛИ 0,38 кВ | ВЛ и провода

Воздушные линии напряжением 0,38 кВ с самонесущими изолированными проводами относятся к электроустановкам напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью.
Надежность работы ВЛИ по сравнению с ВЛ повышается за счет отсутствия стеклянной линейной изоляции, а также последствий климатических воздействий: исключены схлестывания проводов от непосредственного влияния ветра и гололеда, а также следствие касания веток деревьев; практически исключены обрывы проводов благодаря применению изолированных проводов повышенной механической прочности; отсутствуют отключения из- за попадания на провода различных предметов.
Эксплуатация ВЛИ во многом упрощается и удешевляется благодаря их конструктивному исполнению. Вследствие отсутствия открытых токоведущих частей существенно повышается электробезопасность как обслуживающего персонала, так и населения. Облегчается возможность выполнения работ (в том числе подключение новых потребителей) на ВЛИ без снятия напряжения с минимальным использованием специальных защитных приспособлений.

Затрудняется возможность хищения электроэнергии.
Для определения фаз при подключении к линии потребителей самонесущие изолированные провода (СИП) должны иметь по всей длине (шаг 0,5 м) заводскую маркировку фазных проводов и проводов уличного освещения.
Запрещается проводить монтаж проводов на ВЛИ при температуре воздуха ниже -10 °С.

Нагрузочная способность самонесущих изолированных проводов.

Длительно допустимая температура нагрева токопроводящих жил током не должна превышать 70 °С для проводов, изолированных термопластичным полиэтиленом, и 90 °С — изолированных сшитым полиэтиленом.

Длительно допустимые токовые нагрузки на провода зависят от их сечения, температуры окружающей среды и интенсивности солнечной радиации (для условий Средней полосы порядка 600 Вт/м2).
Кратковременно допустимая температура жил при коротких замыканиях не должна превышать 130 °С для проводов с изоляцией из термопластичного и 250 °С — из сшитого полиэтилена.
При неравномерной нагрузке фаз линии проверка на длительно допустимые токи производится для наиболее загруженной фазы. Замер нагрузок на ВЛИ должен производиться ежегодно при максимуме нагрузок по графику. Величина длительно допустимой нагрузки на линию и результаты измерений должны быть занесены в паспорт ВЛИ.

Заземление.

Для обеспечения нормальной работы электроприемников, нормируемого уровня электробезопасности и защиты от атмосферных перенапряжений на ВЛИ должны быть выполнены заземляющие устройства в соответствии с ПУЭ.

Периодичность испытаний

Периодичность испытаний ВЛИ предусматривается перед вводом в эксплуатацию, а также в процессе работы.
В процессе эксплуатации устанавливается следующая периодичность испытаний: первое испытание через год после включения линий в работу; последующие — при необходимости (после ремонта, реконструкции, подключения новых нагрузок и т.п.). Отдельные виды испытаний проводятся с указанной ниже периодичностью.
Профилактические испытания изоляции ВЛИ мегомметром на напряжении 2,5 кВ выполняются при необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет. Испытания проводятся после отсоединения (отключения) от линии всех потребителей.

Испытания изоляции жил СИП, их соединений и ответвлений от них выполняются при необходимости, но не реже 1 раза в 6 лет.
Измерение общего сопротивления всех заземлителей нулевого провода, а также отдельных заземлителей опор, имеющих наружные спуски с доступными с земли болтовыми соединениями, проводятся не реже 1 раза в 6 лет. Измерения должны выполняться в периоды наибольшего высыхания грунта.
Выборочный контроль состояния заземлителей с их раскопкой и замером сопротивления производится выборочно на 2 % железобетонных опор в местах возможного их повреждения, агрессивных грунтах и населенной местности не реже 1 раза в 12 лет.
Визуальный контроль наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами осуществляется ежегодно при осмотрах ВЛИ.
Измерение тока однофазного короткого замыкания на нулевой провод проводится при изменении длины или сечения проводов ВЛИ (или ее участков), но не реже 1 раза в 12 лет.
Результаты испытаний оформляются протоколом и заносятся в паспорт линии.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ВЛИ С СИП

Главная > Новости > РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ВЛИ С СИП

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Много раз приходилось сталкиваться с вопросом, касающимся строительства ВЛИ с СИП: «требования какого документа необходимо соблюдать — ПУЭ или ГОСТ 31946-2012, действующий с 1 января 2014 года, вышедший взамен ГОСТ Р52373-2005».

У оппонентов оставались сомнения по этому поводу. Теперь сомнения развеяны и поставлена точка.

 

Министерство Энергетики Российской Федерации рассмотрело обращение №2 от 7 марта 2014 года по вопросу применения Правил устройства электроустановок и 26 мая 2014 года в письме №10-889 сообщает, что: «Требования ПУЭ обязательны для всех организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В случае расхождения ПУЭ с национальным стандартом, следует руководствоваться ПУЭ».

Ниже, для ясности, приведем определения и требования ПУЭ, которые в ГОСТ 31946-2012 «Провода изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи» трактуются иначе и могут, соответственно, применяться на добровольной основе на основании п.2 статьи Федерального закона от 27 декабря 2002г № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в части не расхождения с ПУЭ.

Нормативная толщина стенки гололеда, мм Сесение несущей жилы, мм², на магистрали ВЛИ, на линейном ответвлении от ВЛИ Сечение жилы на ответвлениях от ВЛИ и от ВЛ к вводам, мм²
10(25)* 35 16
15 и более 50 (25)* 16

Итак: п.2.4.2 (ПУЭ) — САМОНЕСУЩИЙ ИЗОЛИРОВАННЫЙ ПРОВОД — скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной. Механическая нагрузка может восприниматься или несущей жилой, или всеми проводниками жгута.

 

Нормативная толщина стенки гололеда, мм Сесение несущей жилы, мм², на магистрали ВЛИ, на линейном ответвлении от ВЛИ Сечение жилы на ответвлениях от ВЛИ и от ВЛ к вводам, мм² 10(25)* 35 16 15 и более 50 (25)* 16 п.2.4.14. (ПУЭ) По условиям механической прочности на магистралях ВЛ, на линейных ответвлениях от ВЛ и на ответвлениях к вводам следует применять провода с минимальным сечением, указанным в табл.2.4.1 таблица 2.4.2 Минимально допустимые сечения изолированных проводов. п.2.4.18. Все виды механических нагрузок и воздействий на СИП с несущей жилой должна воспринимать несущая жила, а на СИП без несущего провода — должны воспринимать все жилы скрученного жгута.

Нормативная толщина стенки гололеда, мм Сесение несущей жилы, мм², на магистрали ВЛИ, на линейном ответвлении от ВЛИ Сечение жилы на ответвлениях от ВЛИ и от ВЛ к вводам, мм² 10(25)* 35 16 15 и более 50 (25)* 16

Управляющий «Легис-Консалт» А.Батаев

 

Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением 6

ПРАВИЛА

УСТРОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

НАПРЯЖЕНИЕМ 6 — 20 КВ С ЗАЩИЩЕННЫМИ ПРОВОДАМИ

(ПУ ВЛЗ 6 — 20 КВ)

Срок действия установлен:

с 1 января 1999 года

по 1 января 2004 года

Предисловие

В настоящих Правилах изложены требования, предъявляемые к устройству воздушных линий электропередачи напряжением 6 — 20 кВ с защищенными проводами (ВЛЗ 6 — 20 кВ).

Основополагающим нормативным документом при разработке настоящих Правил принята глава 2.5 «Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ» Правил устройства электроустановок (ПУЭ-98) [1].

При подготовке настоящих Правил учтены требования действующих ГОСТ, СНиП, Правил устройства опытно — промышленных воздушных линий электропередачи напряжением 6 — 20 кВ с проводами SAX, нормативных документов по проектированию и эксплуатации ВЛ 6 — 20 кВ с проводами SAX, действующих в России и за рубежом, а также замечания, предложения эксплуатационных, проектных и монтажных организаций.

Воздушные линии электропередачи напряжением 6 — 20 кВ с защищенными проводами имеют ряд преимуществ по сравнению с ВЛ 6 — 20 кВ, в том числе:

— сокращение ширины просеки;

— уменьшение расстояний между проводами на опорах и в пролете, в том числе в местах пересечений и сближений с другими ВЛ, а также при их совместной подвеске на общих опорах;

— исключение коротких замыканий между проводами фаз при их схлестывании, падении деревьев на провода, существенное снижение вероятности замыканий проводов на землю;

— повышение надежности линии в зонах интенсивного гололедообразования.

1. Область применения, определения

1.1. Настоящие Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые воздушные линии электропередачи напряжением 6 — 20 кВ, выполняемые защищенными проводами, — далее ВЛЗ.

Правила не распространяются на воздушные линии электропередачи, сооружение которых определяется специальными правилами и нормами (сигнальные линии автоблокировки и т.д.).

1.2. Защищенный провод ВЛЗ — провод, токопроводящая жила которого покрыта изолирующей полимерной оболочкой, обеспечивающей работу воздушной линии при уменьшенных по сравнению с ВЛ 6 — 20 кВ расстояниях между проводами на опорах и в пролетах, исключающей замыкание между проводами при схлестывании и снижающей вероятность замыкания на землю.

1.3. Магистраль ВЛЗ — участок линии с неизменным по всей длине сечением фазных проводов, к которому могут быть присоединены ответвления.

За начало и конец магистрали принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительных устройств.

За начало и конец ответвления принимаются ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства.

1.4. Усиленное крепление провода — крепление провода на штыревом, опорно — стержневом изоляторе или в изолирующих подвесках, которое не допускает проскальзывание провода при возникновении разности тяжений в смежных пролетах в нормальном и аварийном режиме ВЛЗ.

1.5. Промежуточное крепление провода — крепление провода на штыревом, опорно — стержневом изоляторе или в изолирующих подвесках, которое допускает проскальзывание провода при разности тяжений в нем, превышающей нормативное значение в нормальном и аварийном режимах ВЛЗ.

1.6. По отношению к ВЛЗ в настоящих Правилах применены также термины, определения которых даны в 2.5.2 — 2.5.5 ПУЭ-98.

2. Общие требования

2.1. Механический расчет проводов, изоляторов, арматуры, опор и фундаментов ВЛЗ производится в соответствии с требованиями 2.5.6 ПУЭ-98.

2.2. В настоящих Правилах приведены условия для определения нормативных нагрузок. Указания по определению расчетных нагрузок, используемых в расчетах опор и фундаментов ВЛЗ, приводятся в приложении к главе ПУЭ-98.

Коэффициенты перегрузки и расчетные положения, касающиеся специфических условий расчета конструкций ВЛЗ, приводятся в приложении к главе 2.5 ПУЭ-98 и настоящих Правилах.

2.3. Все элементы ВЛЗ (опоры и их детали, провода, линейная и сцепная арматура, изоляторы, узлы крепления всех видов и назначений) по климатическому исполнению должны быть I категории размещения и отвечать требованиям ГОСТ 15150-69, обеспечивая возможность их применения в районах с умеренным (У) или умеренным и холодным (УХЛ) климатом.

2.4. Транспозицию фаз ВЛЗ рекомендуется производить в соответствии с 2.5.7 ПУЭ-98.

2.5. Места установки опор ВЛЗ должны выбираться с соблюдением требований 2.5.13 ПУЭ-98.

2.6. При прохождении ВЛЗ с деревянными опорами по лесам, сухим болотам и другим местам, где возможны низовые пожары, должны быть соблюдены требования 2.5.14 ПУЭ-98.

2.7. На опорах ВЛЗ должны быть нанесены постоянные знаки в соответствии с требованиями 2.5.15 ПУЭ-98.

2.8. Защита опор ВЛЗ от коррозии должна соответствовать требованиям 2.5.16 ПУЭ-98.

2.9. На приаэродромных территориях и воздушных трассах в целях обеспечения безопасности полетов самолетов опоры ВЛЗ, которые по своему расположению или высоте представляют аэродромные или линейные препятствия для полетов самолетов, должны иметь сигнальное освещение (светоограждение) и дневную маркировку (окраску), выполненные в соответствии с 2.5.17 ПУЭ-98.

2.10. Кабельные вставки в ВЛЗ должны выполняться в соответствии с требованиями главы 2.3 ПУЭ-98 и 7.8 настоящих Правил.

3. Климатические условия

3.1. Климатические условия для расчета ВЛЗ должны приниматься в соответствии с 2.5.22 — 2.5.37 ПУЭ-98.

3.2. Определение климатических условий для выбора конструкций ВЛЗ должно производиться по региональным картам и материалам многолетних наблюдений гидрометеорологических станций и метеопостов управлений гидрометеослужбы и энергосистем.

При обработке данных наблюдений должно быть учтено влияние микроклиматических особенностей на интенсивность гололедообразования и на скорость ветра в результате как природных условий (пересеченный рельеф местности, высота над уровнем моря, наличие больших озер и водохранилищ, степень залесенности и т.д.), так и существующих или проектируемых инженерных сооружений (плотины и водосбросы, пруды — охладители, полосы сплошной застройки и т.п.).

4. Провода

4.1. На ВЛЗ должны применяться защищенные провода:

— с уплотненной жилой, скрученной из проволок из термоупрочненного алюминиевого сплава типа ABE, алдрей, альмелек;

— с уплотненной жилой, скрученной из алюминиевых проволок и стального одно- или многопроволочного сердечника.

Защитная оболочка должна быть устойчивой к атмосферным воздействиям, ультрафиолетовому излучению и воздействию озона в течение всего срока службы ВЛЗ.

4.2. Расчетные параметры и технические характеристики защищенных проводов ВЛЗ (электрические сопротивления, допустимые длительные токи, допустимые токи короткого замыкания и др.) следует принимать по нормативно — технической документации на провода.

4.3. На магистралях ВЛЗ независимо от нормативной толщины стенки гололеда, как правило, должны применяться провода номинальным сечением не менее 70 кв. мм.

4.4. На ответвлениях от магистрали ВЛЗ, как правило, должны применяться провода сечением не менее 35 кв. мм.

4.5. Механический расчет должен производиться при исходных условиях, соответствующих указанным в 2.5.43 и 2.5.44 ПУЭ-98.

Допустимые механические напряжения в проводах при этих условиях приведены в табл. 4.1.

Механические напряжения, возникающие в высших точках подвески провода на всех участках ВЛЗ, должны составлять не более 110% значений, указанных в табл. 4.1.

Таблица 4.1

ДОПУСТИМЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

В ЗАЩИЩЕННЫХ ПРОВОДАХ ВЛЗ

┌────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐
│Номинальное сечение │     Допустимое напряжение, % предела      │
│токопроводящей жилы,│         прочности при растяжении          │
│      кв. мм        ├──────────────────────────┬────────────────┤
│                    │  при наибольшей внешней  │      при       │
│                    │    нагрузке и низшей     │ среднегодовой  │
│                    │       температуре        │  температуре   │
├────────────────────┼──────────────────────────┼────────────────┤
│         35         │            40            │       30       │
│         50         │                          │                │
│         70         │                          │                │
│         95         │                          │                │
├────────────────────┼──────────────────────────┼────────────────┤
│        120         │            45            │       30       │
│        150         │                          │                │
└────────────────────┴──────────────────────────┴────────────────┘

4.6. Выбор сечения провода ВЛЗ по длительно допустимому току перегрузки следует выполнять с учетом требований главы 1.3 ПУЭ-98 применительно к техническим характеристикам защищенного провода.

4.7. Выбранное сечение провода ВЛЗ должно быть проверено по условиям нагрева токопроводящей жилы и защитной оболочки при коротких замыканиях.

4.8. Провода ВЛЗ должны быть защищены от вибрации в соответствии с требованиями 2.5.46 ПУЭ-98, если механическое напряжение в них при среднегодовой температуре составляет более 4,0 даН/кв. мм.

5. Расположение проводов и расстояния между ними

5.1. На одноцепных ВЛЗ рекомендуется применять горизонтальное расположение проводов.

На двухцепных ВЛЗ может применяться любое расположение проводов на опоре.

5.2. Расстояния между проводами ВЛЗ на опоре и в пролете (независимо от геометрического расположения проводов на опоре и района по гололеду) должны быть не менее 0,4 м.

Расстояния между проводами ВЛЗ должны выбираться по условиям работы проводов, а также допустимым изоляционным расстояниям между проводами и элементами опоры, принимаемым в соответствии с 2.5.50 ПУЭ-98 и 7.4 настоящих Правил.

5.3. На двухцепных опорах ВЛЗ расстояние между ближайшими проводами разных цепей по условию работы проводов в пролете должно быть не менее 0,6 м для ВЛЗ со штыревыми и опорно — стержневыми изоляторами и 1,5 м для ВЛЗ с подвесными изоляторами.

5.4. Подвеска на общих опорах проводов ВЛЗ и ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ может быть выполнена при соблюдении следующих условий:

1) ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ должны выполняться по расчетным условиям для ВЛЗ;

2) провода ВЛЗ 6 — 20 кВ должны располагаться выше проводов ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ;

3) расстояние по вертикали между ближайшими проводами ВЛЗ и проводами ВЛИ до 1 кВ на опоре и в пролете при температуре окружающего воздуха +15 град. C без ветра должно быть не менее 1,0 м;

4) расстояние по вертикали между ближайшими проводами ВЛЗ и неизолированными проводами ВЛ до 1 кВ на опоре и в пролете при температуре окружающего воздуха +15 град. C без ветра должно быть не менее 1,5 м;

5) крепление проводов ВЛЗ на изоляторах должно выполняться усиленным;

6) ВЛ до 1 кВ рекомендуется сооружать с применением самонесущих, скрученных в жгут изолированных проводов (СИП).

6. Изоляция

6.1. На ВЛЗ должны применяться изоляторы в соответствии с требованиями и рекомендациями 2.5.57, 2.5.58 ПУЭ-98, Инструкции по проектированию изоляции в районах с чистой и загрязненной атмосферой [2].

6.2. Крепление (подвеска) проводов ВЛЗ необходимо выполнять:

— с применением штыревых или опорных изоляторов;

— с применением поддерживающих и натяжных изолирующих подвесок.

6.3. Изолирующие подвески рекомендуется комплектовать из гирлянд подвесных стеклянных изоляторов и необходимой, в зависимости от назначения и области применения подвесок, линейной арматуры.

6.4. Количество подвесных фарфоровых изоляторов в изолирующей подвеске ВЛЗ должно быть не менее 2 независимо от напряжения ВЗЛ.

6.5. Коэффициенты запаса прочности изоляторов должны соответствовать требованиям 2.5.61 ПУЭ-98.

7. Защита от перенапряжений, заземление

7.1. При прохождении по открытой или высокой местности, а также в зонах со среднегодовой продолжительностью гроз 40 ч и более ВЛЗ должны быть защищены устройствами грозозащиты (разрядниками, ОПН, защитными промежутками, устройствами дугозащиты).

Грозозащиту необходимо применять также в населенной местности и в местах скопления людей.

7.2. Выбор изоляционных промежутков устройств защиты ВЛЗ от грозовых перенапряжений должен производиться с учетом характеристик этих устройств.

При отсутствии данных о продолжительности гроз в районе прохождения ВЛЗ рекомендуется пользоваться картой районирования территории по числу грозовых часов в году (рис. 2.5.13…2.5.16 ПУЭ-98).

7.3. Защита подходов ВЛЗ к трансформаторным подстанциям должна выполняться разрядниками или ОПН. Места установки разрядников и ОПН должны выбираться в соответствии с требованиями главы 4.2 ПУЭ-98.

7.4. На ВЛЗ изоляционные расстояния по воздуху от защитных проводов и арматуры, находящейся под напряжением, до опор должны быть не менее приведенных в 2.5.71 ПУЭ-98.

7.5. Опоры ВЛЗ должны быть заземлены в соответствии с 2.5.74 ПУЭ-98.

7.6. Сопротивления заземляющих устройств опор ВЛЗ должны быть не более приведенных в 2.5.75 ПУЭ-98.

Сопротивление заземляющих устройств металлических и железобетонных опор ВЛЗ, сооруженных в ненаселенной местности, кроме указанных в 2.5.74, п. п. 1 и 3, ПУЭ-98, с применением штыревых изоляторов ШФ-10-Г, ШФУ10, ШФ20-В или других с аналогичными электрическими характеристиками не нормируется; при этом подземная часть металлических и железобетонных опор должна обеспечивать металлический контакт с грунтом на площади не менее 500 кв. см.

7.7. Заземляющие устройства опор ВЛЗ должны быть выполнены с соблюдением требований 2.5.76, 2.5.78…2.5.80 ПУЭ-98.

7.8. Кабельные вставки длиной менее 1,5 км должны быть защищены по обоим концам кабеля от грозовых перенапряжений вентильными разрядниками или ОПН. Заземляющий зажим разрядника, металлические оболочки кабеля и корпус кабельной муфты должны быть соединены между собой по кратчайшему пути. Заземляющий зажим разрядника должен быть соединен с заземлителем отдельным спуском.

8. Арматура

8.1. Крепления проводов ВЛЗ следует выполнять:

1) на промежуточных опорах:

— на штыревых или опорно — стержневых изоляторах с промежуточным или усиленным креплением провода;

— изолирующими подвесками с поддерживающими зажимами;

2) на анкерных опорах:

— изолирующими подвесками с натяжными зажимами, не требующими разрезания провода.

8.2. Соединения проводов ВЛЗ в пролете следует выполнять соединительными зажимами с изолирующим покрытием или защитной оболочкой, выполненными по соответствующим техническим условиям.

В петлях опор анкерного типа соединение проводов допускается выполнять плашечными зажимами с гладкими контактными поверхностями или зажимами, электрический контакт которых с токоведущей жилой достигается прокалыванием защитной оболочки провода (прокалывающие зажимы). Корпус зажимов должен изготовляться из изолирующего материала или иметь защитную изолирующую оболочку.

Соединительный и натяжной зажимы должны иметь прочность заделки не менее 90% предела прочности провода.

В одном пролете допускается не более одного соединения провода каждой фазы ВЛЗ.

8.3. Ответвления от проводов магистрали ВЛЗ следует осуществлять с помощью ответвительных зажимов, которые должны иметь корпус из изолирующего материала или защитную изолирующую оболочку, выполненные по соответствующим техническим условиям.

8.4. Отношение минимальной разрушающей нагрузки к нормативной нагрузке, воспринимаемой арматурой, должно быть не менее 2,5 при работе ВЛЗ в нормальном режиме и не менее 1,7 — в аварийном режиме; крюков, кронштейнов и узлов крепления изолирующих подвесок — не менее 2,0 в нормальном режиме и не менее 1,3 — в аварийном режиме; полиэтиленовых колпачков соответственно 2,5 и 1,5.

8.5. Расстояние от соединительного зажима до крепления провода на штыревых и опорно — стержневых изоляторах рекомендуется принимать не менее 2 м.

9. Опоры

9.1. Опоры ВЛЗ должны быть выбраны, рассчитаны и проверены в соответствии с требованиями 2.5.86…2.5.92, 2.5.94, 2.5.95, 2.5.97…2.5.102 ПУЭ-98, предъявляемыми к ВЛ напряжением до 20 кВ.

10. Прохождение ВЛЗ по ненаселенной

и труднодоступной местности

10.1. Расстояния от проводов ВЛЗ до поверхности земли в ненаселенной и труднодоступной местности при нормальном режиме работы ВЛЗ должны быть не менее приведенных в табл. 10.1.

Наименьшие расстояния определяются при наибольшей стреле провеса провода при высшей температуре воздуха без учета нагрева провода электрическим током или при гололеде без ветра.

Таблица 10.1

НАИМЕНЬШЕЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ПРОВОДОВ ВЛЗ

ДО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ В НЕНАСЕЛЕННОЙ

И ТРУДНОДОСТУПНОЙ МЕСТНОСТИ

┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│   Характеристика местности   │     Наименьшее расстояние, м    │
├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Ненаселенная местность        │               5,2               │
│Труднодоступная местность     │               5                 │
│Недоступные склоны гор,       │               3                 │
│скалы, утесы и т.п.           │                                 │
│Районы тундры, пустынь,       │               5,2               │
│степей с почвами, непригодными│                                 │
│для земледелия                │                                 │
└──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘

10.2. Расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛЗ при неотклоненном их положении до ближайших выступающих частей отдельно стоящих зданий и сооружений (охранная зона) должны быть не менее 10 м.

В отдельных случаях, по согласованию с заинтересованными владельцами зданий и сооружений, допускается уменьшение указанных расстояний, однако они должны быть не менее приведенных в 2.5.114 ПУЭ-98.

11. Прохождение ВЛЗ по лесным массивам, зеленым

насаждениям, пахотным и культурным землям

11.1. Трассу ВЛЗ в лесных массивах и зеленых насаждениях рекомендуется по возможности прокладывать по существующим квартальным и противопожарным просекам. При отсутствии таких возможностей в лесных массивах и зеленых насаждениях должны быть прорублены просеки.

Необходимо избегать сооружения ВЛЗ в насаждениях, расположенных узкими полосами по направлению ВЛЗ. Ширина просек в лесных массивах и зеленых насаждениях должна приниматься не менее расстояния между крайними проводами ВЛЗ при наибольшем их отклонении плюс 1,25 м в каждую сторону от них независимо от высоты насаждений.

Ширину просеки следует определять с учетом роста деревьев за 6 лет.

11.2. В парках и лесопарках, заповедниках и заказниках, зеленых зонах вокруг населенных пунктов, ценных лесных массивах, защитных лесополосах вдоль железных, шоссейных дорог и водных пространств деревья должны быть обрезаны до соблюдения расстояния в свету от проводов при наибольшем их отклонении до кроны и стволов не менее 2 м.

Расстояния в свету следует выбирать с учетом роста кроны деревьев за 6 лет.

11.3. При прохождении ВЛЗ по территории фруктовых садов вырубка просек необязательна. Расстояние от проводов до кроны фруктовых деревьев должно быть:

— не менее 2 м в свету — на уровне и ниже проводов;

— не менее 2 м по горизонтали — выше уровня проводов.

11.4. При прохождении ВЛЗ по пахотным и окультуренным землям рекомендуется не занимать земли, орошаемые дождевальными установками.

12. Прохождение ВЛЗ по населенной местности

12.1. ВЛЗ, проходящие по населенной местности, должны соответствовать требованиям 2.5.108, 2.5.112 — 2.5.115, 2.5.117 ПУЭ-98, предъявляемым к ВЛ напряжением до 20 кВ, а также требованиям 12.2 — 12.5 настоящих Правил.

12.2. Крепление проводов на штыревых и опорно — стержневых изоляторах при прохождении ВЛЗ по населенной местности должно быть усиленным; при применении поддерживающих подвесок крепление проводов должно выполняться поддерживающими глухими зажимами.

В пролетах пересечения ВЛЗ с улицами и проездами провода не должны иметь соединений.

12.3. Расстояния от проводов ВЛЗ до поверхности земли в населенной местности при наибольшей стреле провеса провода (без учета нагрева провода электрическим током) должны быть не менее 6 м.

12.4. В местах пересечения ВЛЗ с улицами, проездами и т.п. при обрыве провода в соседнем пролете расстояния от проводов ВЛЗ до поверхности земли при среднегодовой температуре воздуха без ветра и гололеда должны быть не менее 4,0 м.

При прохождении ВЛЗ в пределах отведенных в городской черте коридоров проверка вертикальных расстояний при обрыве проводов не требуется.

12.5. Расстояние до проводов ВЛЗ при наибольшем их отклонении до тросов подвески дорожных знаков должно быть не менее 2 м.

13. Пересечение и сближение ВЛЗ между собой,

с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ, с ВЛ выше 1 кВ

13.1. Угол пересечения ВЛЗ между собой, с ВЛ всех классов напряжения, а также с ВЛИ до 1 кВ не нормируется.

Место пересечения должно выбираться возможно ближе к опоре верхней (пересекающей) ВЛЗ (ВЛ). При этом расстояние по горизонтали от опоры верхней (пересекающей) ВЛЗ (ВЛ) до проводов нижней (пересекаемой) ВЛЗ, ВЛ 6 — 20 кВ с неизолированными проводами или ВЛ до 1 кВ (ВЛИ до 1 кВ) при наибольшем их отклонении должно быть не менее 6,0 м. Расстояние по горизонтали от опоры нижней (пересекаемой) ВЛЗ до проводов верхней (пересекающей) ВЛ до 400 кВ должно быть не менее 5 м. Для ВЛ 500 кВ и выше указанные расстояния должны быть не менее 10 м.

Допускается сохранение опор пересекаемых ВЛЗ под проводами пересекающих ВЛ, если расстояние по вертикали от проводов пересекающей ВЛ до верха пересекаемой ВЛЗ на 4 м больше значений, указанных в 2.5.121 ПУЭ-98.

Допускается выполнение пересечений ВЛЗ между собой, с ВЛ 3 — 20 кВ и с ВЛ (ВЛИ) до 1 кВ на общей опоре.

13.2. При пересечении ВЛЗ с ВЛ (ВЛЗ, ВЛИ) следует применять анкерные опоры. Допускается применение на пересекающей ВЛЗ промежуточных опор с усиленным креплением проводов.

Одностоечные деревянные опоры пересекающей ВЛЗ должны быть с железобетонными приставками; допускается применение одностоечных деревянных опор без приставок. Повышенные деревянные опоры допускается применять как исключение с деревянными приставками.

13.3. Провода линии электропередачи более высокого напряжения как правило, должны быть расположены над проводами линии электропередачи более низкого напряжения.

13.4. Расстояние между ближайшими проводами пересекающей и пересекаемой линий электропередачи 6 — 20 кВ при температуре окружающего воздуха плюс 15 град. C без ветра должно быть не менее 1,5 м при условии, что одна из них выполнена с защищенными проводами.

13.5. В пролете пересечения расстояние между ближайшими проводами пересекающей ВЛЗ и пересекаемой ВЛИ до 1 кВ при температуре окружающего воздуха +15 град. C должно быть не менее 1 м.

13.6. При пересечении ВЛЗ с ВЛ 35 кВ и выше расстояния между ближайшими проводами пересекающихся линий электропередачи на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств при температуре окружающего воздуха плюс 15 град. C без ветра должны быть не менее приведенных в 2.5.121 ПУЭ-98.

13.7. При определении расстояний между проводами пересекающихся линий электропередачи следует учитывать возможность поражения молнией обеих линий электропередачи и принимать расстояния для более неблагоприятного случая, если верхняя ВЛ защищена тросами, то учитывается возможность поражения только нижней ВЛЗ.

13.8. На опорах ВЛЗ, ограничивающих пролеты пересечения, должны устанавливаться разрядники или ОПН на обеих пересекающихся линиях.

Допускается применять вместо разрядников защитные промежутки или устройства дугозащиты на ВЛЗ, оснащенных автоматическим повторным включением.

При расстоянии от места пересечения до ближайших опор пересекающихся линий электропередачи менее 40 м устройства грозозащиты устанавливаются только на этих опорах.

Установка устройств грозозащиты на опорах пересечения не требуется в случаях, предусмотренных в 2.5.122 ПУЭ-98.

13.9. Сопротивления заземляющих устройств для разрядников, ОПН, защитных промежутков и устройств дугозащиты должны быть не более указанных в 2.5.75 ПУЭ-98.

13.10. При параллельном прохождении и сближении ВЛЗ и ВЛ до 20 кВ расстояния между ними по горизонтали должны быть не менее указанных в табл. 13.1.

Таблица 13.1

НАИМЕНЬШЕЕ РАССТОЯНИЕ ПО ГОРИЗОНТАЛИ МЕЖДУ ВЛЗ

И ОТ ВЛЗ ДО ВЛ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 20 КВ

┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────┐
│     Участки линий, расстояния     │  Наименьшее расстояние, м  │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Участки нестесненной трассы,       │                            │
│между осями линии                  │             2,75           │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│Участки стесненной трассы и        │                            │
│подходы к подстанциям:             │                            │
│между крайними проводами           │                            │
│линий в неотклоненном положении    │             2,0            │
│от отклоненных проводов одной линии│                            │
│до опор другой линии               │             2,0            │
└───────────────────────────────────┴────────────────────────────┘

13.11. При параллельном прохождении и сближении ВЛЗ с ВЛ напряжением 35 кВ и выше расстояния по горизонтали должны быть не менее приведенных в 2.5.123 ПУЭ-98.

14. Пересечение и сближение ВЛЗ с сооружениями

связи, сигнализации, линиями проводного вещания

и оптическими линиями связи

14.1. Пересечение и сближение ВЛЗ с линиями и сооружениями связи, сигнализации и проводного вещания должно быть выполнено в соответствии с требованиями 2.5.124, 2.5.125, 2.5.128 — 2.5.138 ПУЭ-98, предъявляемыми к ВЛ напряжением до 20 кВ. Требования к совместной подвеске ВЛЗ и оптических линий связи находятся в стадии разработки.

15. Пересечение и сближение ВЛЗ с железными дорогами

15.1. Пересечение и сближение ВЛЗ с железными дорогами должно выполняться в соответствии с требованиями 2.5.139 — 2.5.143 ПУЭ-98, предъявляемыми к ВЛ напряжением до 20 кВ.

16. Пересечение и сближение ВЛЗ с автомобильными

дорогами

16.1. Пересечение и сближение ВЛЗ с автомобильными дорогами должно выполняться в соответствии с требованиями 2.5.144 — 2.5.148 ПУЭ-98, предъявляемыми к ВЛ напряжением до 20 кВ.

17. Пересечение и сближение ВЛЗ с троллейбусными

и трамвайными линиями

17.1. Пересечение и сближение ВЛЗ с троллейбусными и трамвайными линиями должно выполняться в соответствии с требованиями 2.5.149 — 2.5.152 ПУЭ-98, предъявляемыми к ВЛ напряжением до 20 кВ.

18. Пересечение ВЛЗ с водными пространствами

18.1. Пересечение и сближение ВЛЗ с водными пространствами должно выполняться в соответствии с требованиями 2.5.153 — 2.5.156 ПУЭ-98, предъявляемыми к ВЛ напряжением до 20 кВ.

19. Прохождение ВЛЗ по мостам, плотинам и дамбам

19.1. При прохождении ВЛЗ по мостам, плотинам и дамбам должны соблюдаться требования 2.5.157 — 2.5.160 ПУЭ-98, предъявляемые к ВЛ напряжением до 20 кВ.

20. Пересечение и сближение ВЛЗ с водоохладителями

взрыво- и пожароопасными установками; надземными,

наземными и подземными трубопроводами; канатными

дорогами; нефтяными и газовыми факелами;

аэродромами

20.1. При сближении ВЛЗ с водоохладителями, взрыво- и пожароопасными установками следует руководствоваться требованиями 2.5.161, 2.5.162 ПУЭ-98.

20.2. Пересечение и сближение ВЛЗ с надземными и наземными трубопроводами, канатными дорогами, подземными трубопроводами следует выполнять в соответствии с 2.5.163…2.5.171 ПУЭ-98.

20.3. Сближение ВЛЗ с нефтяными и газовыми факелами, с аэродромами следует выполнять в соответствии с требованиями 2.5.172 и 2.5.173 ПУЭ-98.

Приложение

Обязательное

ПЕРЕЧЕНЬ

НОРМАТИВНО — ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

1. Правила устройства электроустановок. 6-е изд., перераб. и доп. с изменениями. М., Главгосэнергонадзор России, 1998, 608 с. Главы:

1.3. Выбор проводников по нагреву, экономической плотности тока и по условиям короны.

1.7. Заземление и защитные меры электробезопасности.

1.3. Кабельные линии напряжением до 220 кВ.

1.3. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ.

1.2. Релейная защита.

4.2. Распределительные устройства и подстанции напряжением выше 1 кВ.

2. Инструкция по проектированию изоляции в районах с чистой и загрязненной атмосферой. 1990.

3. Электротехнические устройства. СНиП 3.05.06-85. — М., ЦИТП Госстроя СССР, 1986.

4. Правила устройства опытно — промышленных воздушных линий электропередачи напряжением 6 — 20 кВ с проводами SAX. — М., 1996.

Что такое ЛЭП

Что такое ЛЭП?

• линия | линии электропередач ЛЭП — это один из компонентов сети электроснабжения, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии
• кабельные | воздушные линии электропередач ВЛ 0.4 кв — это устройство для передачи электроэнергии по проводам СИП, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью арматуры СИП к опорам ЛЭП. Воздушная линия электропередачи напряжением до 1 кВ с применением самонесущих изолированных проводов СИП обозначается ВЛИ
• реконструкция ЛЭП — это процесс изменения устаревших линий электропередачи 0 4 кВ, с целью придания свойств новых в будущем
• обслуживание | техническое обслуживание ЛЭП — это комплекс работ, направленный на поддержание воздушных линий электропередач ВЛИ 0.4 кВ, ВЛ-0 4 кВ в рабочем состоянии
• ремонт | капитальный ремонт ЛЭП — это комплекс работ по восстановлению работоспособности линий ЛЭП, ВЛИ 0.4 кВ, ВЛ-0 4 кВ

• демонтаж — это разрушение всех конструкций сооружения, связанные с невозможностью его дальнейшего использования по градостроительным и другим объективным обстоятельствам
• перестановка опор — это демонтаж железобетонных или деревянных стоек ВЛ, ВЛИ с перенесением и последующим монтажем в заранее пробуренные ямы

По сравнению с традиционными воздушными линиями электропередачи (ВЛ) линии с применением самонесуших изолированных проводов (ВЛИ) имеют ряд конструктивных особенностей: наличие сшитого полиэтилена на токоведуших проводниках, повышенная механическая прочность, прогрессивная сцепная и ответвительная арматура и др. Эти особенности обусловливают значительное повышение надёжности электроснабжения потребителей и резкое снижение эксплуатационных затрат. 

Что в свою очередь, и определяет высокую экономическую эффективность использования изолированных проводов в распределительных электрических сетях.

Надежность работы ВЛИ по сравнению с ВЛ повышается за счет отсутствия стеклянной линейной изоляции, а также последствий климатических воздействий:
— исключены схлестывания проводов, как под непосредственным влиянием ветра и гололеда, так и вследствие касания веток деревьев
— практически исключен обрыв кабеля благодаря применению изолированных проводов повышенной механической прочности
— отсутствуют отключения из-за набросов различных предметов на провода

Эксплуатацию ВЛИ 0,4 кВ во многом можно упростить и удешевить, благодаря ее конструктивному исполнению. Существенно повышается электробезопасность, из-за отсутствия открытых токоведущих частей. Облегчается возможность выполнения работ по подключению новых (потребителей | абонентов) к ВЛИ 0,4 кВ без отключения напряжения и минимальным использованием специальных защитных приспособлений. При строительстве ВЛИ, на существующих деревянных опорах ЛЭП или железобетонных опорах СВ 95-2, СВ 95-3 необходимо предусматривать выполнение вводов в дома изолированными проводами
СИП4-2х16 и |СИП4-4х16.

 

Воздушные линии электропередачи | elesant.ru

Настоящий раздел сайта собрал серию статей посвященных монтажу и отладки Воздушных линий электропередач (ВЛЭ). Статьи раздела формируются из теоретического материала и его практического применения в электроснабжении загородных и городских населенных пунктов. А именно:

  • Подробно описаны технологии монтажа ВЛЭ (воздушных линий электропередачи) в следующих исполнениях:
  • Воздушные линии электропередачи с неизолированными проводами, по ПУЭ маркирующиеся ВЛ, напряжением до 35000 Вольт. Раздел с иллюстрациями и фото.
  • Особое внимание в разделе занимают статьи посвященные воздушным линиям выполненных проводами в изоляции. Обозначаются такие линии ВЛИ. В монтаже применяются специальные провода СИП-1, СИП-2, СИП-2а, СИП-3, СИП-4. Напряжение ВЛИ около 1000 Вольт. Обычно для загородного поселка 0,4 кВ (400 Вольт).

Все статьи, проиллюстрированы схемами, рисунками и фотографиями. В основе схем, на которых указаны нормативные расстояния согласно ПУЭ, расстояний крепления, сближения, пересечения кабелей (Кабальные линии-КЛ). В разделе уделено много места теме поиска и устранения повреждений ЛЭП напряжением до 35000 Вольт с различными видами заземления.

Блог статей рубрики


Ошибки монтажа СИП не относятся к фатальным ошибкам, но могут, со временем нарушить электроснабжение дома или полностью вывести его из строя. В любом деле, а особенно в электромонтаже нет мелочей и все нужно делать строго по технологии.

Подробнее…

Железобетонные опоры линий электропередачи используются в монтаже ЛЭП по воздуху, в населенной и не населенной местности. Прочность и долговечность бетонных опор, это основная мотивация использовать их вместо опор деревянных.

Подробнее…

Установка опор линий электропередачи производится строго в соответствии с проектом и техническим заданием. Технология установки опор прописана в нормативных документах проектной и монтажной организаций и соответствуют нормативным и законодательным актам страны.

Подробнее…

Воздушные линии электропередачи проводами СИП используется для энергоснабжения небольших дачных поселков, деревень, различных загородных товариществ. Обозначается такая линия, как ВЛИ (воздушная линия изолированными проводами).

Подробнее…

Раскатка проводов ЛЭП делается на каждом анкерном пролете магистрали или линейного отвода отдельно. В статье рассмотрим основные операции по этому монтажу.

Подробнее…

Выбор конструкции линий электропередачи зависит от мощности и напряжения передаваемой электроэнергии, топографией местности и видом грунта. Также конструкция линии электропередачи меняется в зависимости от назначения опоры в линии. В этой статье познакомимся с основными конструкциями опор и особо остановимся на опорах для ВЛИ 0,4 кВ, для загородных поселков.

Подробнее…

Железобетонные опоры линий электропередачи используются в монтаже ЛЭП по воздуху, в населенной и не населенной местности. Прочность и долговечность бетонных опор, это основная мотивация использовать их вместо опор деревянных.

Подробнее…

Деревянные опоры воздушных линий электропередачи  благодаря, своей дешевизны, простоты установки и монтажа линейной арматуры, а также общедоступности остаются популярными как у монтажных организаций, так и заказчика.

Подробнее…

Опоры воздушных линий электропередачи делятся не только по материалу, из которого они изготавливаются (об этом вы можете почитать в предыдущей статье: Типы опор линий электропередачи по материалу изготовления). Более принципиальным для понимания монтажа ВЛ, являются виды опор по назначению.

Подробнее…

В монтаже ЛЭП, ВЛ, ВЛИ основным конструктивным элементом являются опоры. В зависимости от проектной нагрузки, напряжения воздушной линии и местности, используются различные виды опор линий электропередачи. В городской черте это чаще металлические опоры. За городом и в поселковой местности это опоры их бетона. В небольших деревнях и отдельных строений для воздушных линий используются деревянные или сборные опоры.

Подробнее…

Заземление провода СИП

Термину «электричество» уже более 400 лет, 135 лет трансформатору Яблочкова, принцип которого положил начало развитию электрических сетей, 90 лет с момента утверждения перспективного плана ГОЭЛРО и уже 54 года с появления воздушных линий с самонесущими изолированными проводами СИП- прогресс не стоит на месте… Предлагаем совершить небольшой исторический экскурс, эдакое путешествие «Назад в будущее-4» с историческими и статистическими справками для более детального ознакомления с изолированными проводами последнего поколения.

    А знаете ли Вы, что…
  • Воздушные линии с самонесущими изолированными проводами впервые появились во Франции (1957 году) и Финляндии (1958 году)
  • Первые связки изолированных проводов представляли из себя медные жилы в резиновой изоляции
  • Лишь в 1977 году конструкция провода СИП была видоизменена на составляющие, используемые и по сей день: токопроводящие жилы выполнены из алюминия, а изоляция — из светостабилизированного сшитого полиэтилена
  • Разработка и проектирование отечественных СИП были начаты в России, на Иркутском кабельном заводе лишь в 1987 году
  • Первая ВЛИ с применением этих проводов была смонтирована в Краснодарском крае в 1994 году в станице Васюринской Динского района. Ее длина составила 3,5 км
  • Протяженность российских распределительных сетей составляет более 3 млн.км, большая часть которых была построена в 60-е гг. И в настоящий момент износ основного и вспомогательного оборудования достигает критической отметки в 70%
  • По данным «Холдинга МРСК», среди наиболее распространенных причин нарушения целостности ВЛ в 2009 году числятся: падение деревьев (32%), старение изоляции (16%), механические повреждения (13,4%)
  • В течение 2009 года было заменено 90 тыс. ответвлений ВЛ 0,4 кВ, выполненных из обычного провода, на изолированный самонесущий провод. В результате выполнения данного мероприятия в 2009 году снижение потерь электроэнергии в сравнении с 2008 годом составило 6 млн кВтч.
  • Эксплуатационные затраты с применением СИП сокращаются на 80% по сравнению с использованием голых проводов, что связано с отсутствием необходимости перемонтажа для устранения провиса, расчистки трасс, замены изоляторов, а также возможностью технического обслуживания и ремонта ВЛИ под напряжением
  • Несоблюдение техники безопасности при проведении электромонтажных работ составляет 27% из общего числа несчастных случаев, связанных с производством

 

Кто? Что? И чем его заземляют? Истории в деталях

Применение СИП на сегодняшний день является одним из самых действенных методов повышения надежности работы воздушных линий электропередач, способных, благодаря своей конструкции и особенностям монтажа, предотвратить основные причины технологических нарушений, будь то: падение деревьев на провода ВЛ, различного рода механические повреждения, кража и схлестывание проводов. Согласно мировой практике, критерием для определения уровня надежности является длительность перерывов электроснабжения потребителей данных услуг, эквивалентом указанного показателя в электросетевом комплексе является системный показатель средней длительности перерывов электроснабжения потребителей, который в целом за 2009 год снижен на 16%. При этом среднее время на ликвидацию технологических нарушений в 2009 году составило 3,93 часа по сравнению с 4,7 часа в 2008.

 

Несомненным преимуществом является простота и безопасность электромонтажных работ, проводимых с помощью специализированных устройств, одни из которых предоставляют возможность проводить ремонт и техническое обслуживание ВЛИ под напряжением без перерыва электроснабжения потребителей. Данная процедура стала возможна благодаря использованию набора временного заземления и устройству для закороток проводов СИП.

      Технологически процедура подключения устройств заземления к изолированным проводам выглядит следующим образом: 

  • Наличие на проводах ВЛИ специальных зажимов позволяет подключать к ним приборы для измерения напряжения, а также переносное защитное заземление. В качестве подобного зажима рекомендован к использованию адаптер для закороток АДЗ, устанавливаемый на токопроводящих и нулевых жилах на весь срок службы линии
  • Для соединения адаптеров АДЗ с проводами ВЛИ необходимо взять соответствующее число адаптеров и такое же число ответвительных прокалывающих зажимов ЗПО, по средством которых осуществляется непосредственное подключение адаптера к определенному проводу ВЛИ
  • При проведении ремонтных работ в разъемы адаптеров вставляются контактные модули УКЗ — устройство для закорото, состоящее из гибкого медного изолированного провода и пяти модулей для соединения с адаптерами
  • В дальнейшем через модуль провода заземления НПЗ соединяется со струбциной заземляющего стержня, предварительно заглубленным в землю

ЗПО + АДЗ + УКЗ + НПЗ = временное заземление провода СИП

Формула Вашей безопасности при проведении ремонтных работ под напряжением!

Молниезащита воздушных линий напряжением до 1000 В

Воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1000 В является самым распространённым и наиболее уязвимым элементом распределительной энергетической системы, особенно в сельской местности, а также среди малых городов и пригородных зон мегаполисов. Если внимательно изучить статистику аварий в энергосистемах, то можно заметить тот факт, что причина 75-80% аварийных отключений линий электропередач (ЛЭП) весной и летом — это грозы.

Основные понятия и определения

Исходя из «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ, издание 6) под термином «ВЛ» понимается воздушная линия, изготовленная с использованием неизолированных проводов. Исходя из написанного в ПУЭ (издание 7), ЛЭП может быть выполнена, как с использованием изолированных (ВЛИ), так и неизолированных проводов.

В седьмом издании ПУЭ термин «ВЛИ» разъясняют таким образом — это линии с применением самонесущих изолированных проводов (СИП). Рассмотрим, как организовать молниезащиту воздушных линий на практике. В этом случае надо дать ответ на достаточно простой вопрос, а что именно является объектом внешней защиты воздушных линий от молнии?

В конечном итоге, объектом внешней грозозащиты воздушных линий, выполненных неизолированными проводами, являются электроустановки потребителя электричества. Неизолированные провода вообще не являются объектом защиты, на ВЛ до 1000 В средства защиты проводов от прямого удара молнии, как правило не используются. Чтобы значительно снизить статистику замыканий, возникающих между проводами, используют ВЛИ и СИП.

При использовании изолированных проводов при построении ЛЭП, полностью исключены риски, связанные с замыканиями из-за схлестывания и электрическим контактом проводов с деревьями; снижены риски замыканий на землю из-за падения проводов. Использование ВЛИ значительно уменьшает площадь контура для наведенного электромагнитным импульсом молнии перенапряжения, что приближает безопасность таких линий к безопасности подземного кабеля. Также нужно отметить электробезопасность при проведении работ на линии, так как значительно уменьшается вероятность поражения электрическим током. Кроме того, использование изолированных проводов значительно снижает воздействие разрядов и уменьшает вероятность дуговых замыканий.

Какие же процессы происходят в ЛЭП с неизолированными проводами, если на них пришелся прямой удар молнии? Сначала можно увидеть разряды типа «фаза-земля», которые возникают между самим проводом и траверсой опоры, затем под воздействием электромагнитных сил самой дуги происходит перемещение этих разрядов вдоль самих линий. Перегорание неизолированных проводов не возникает по причине смещения концов дуги по линиям.

При возникновении такого физического явления, как короткое замыкание на ВЛИ, процессы, сопровождающие его, происходят совершенно по другому алгоритму: возгорание дуги наблюдается только между каждым отдельно взятым проводником и конструкцией, удерживающей провода на опоре. Слой изоляции является естественным препятствием на пути свободно перемещающейся дуги, и дуга поэтому горит только в конкретной точке, вследствие чего провод оказывается пережжен.

Замыкания на ВЛ вызывают срабатывание автоматики и приводят к отключению линии. Существуют и другие угрозы — это распространяющиеся по линии перенапряжения. Для защиты от них используются ограничители перенапряжений (ОПН) и устройства защиты от импульсных перенапряжений (УЗИП).

Мероприятия по применению внешней молниезащиты ВЛ

В качестве объектов защиты ВЛ (напряжение до 1000 В) можно рассматривать:

  • аппаратуру, монтируемую на опорах ЛЭП, даже если она имеет, например, оборудование систем связи или сигнализации;
  • ответвления от магистралей к вводам в здания;
  • ответвления от магистралей к вводам в здания;
  • изоляцию проводов ЛЭП.

 

Для того чтобы снизить величину заносимых грозовых перенапряжений и защитить ответвления от магистрали к вводам в сооружения, требуется установить УЗИП. При этом происходит следующее: токи молнии отводятся, как правило, через заземляющийся спуск, он монтируется на опоре ЛЭП в ЗУ. К заземляющему устройству подсоединяют PEN-проводник, а также крюки проводов фазы и других проводов, которые могут быть подвешены на опорах ЛЭП и арматуру железобетонных опор воздушных линий.

Нужно соблюдать требования и к заземлению. Не более 30 Ом — таким должно быть сопротивление заземляющего устройства, согласно указаниям нормативных документов.

Для того чтобы вычислить правильное расстояние между опорами с ЗУ, нужно знать средние статистические данные по активности гроз в конкретном регионе. Если за целый год среднее время гроз было продолжительностью до 40 часов включительно (регион 1), то берется значение 200 м. А вот при средней продолжительности грозовых явлений более 40 часов в год (регион 2), применяется значение 100 м. Дополнительное оборудование для ЗУ используют для следующих объектов: – на опорах ЛЭП с ответвлениями в постройки, в которых возможны скопления больших масс людей (больницы, культурные и спортивные объекты, учреждения образования и т.д.) или для объектов с большой материальной ценностью. Дополнительное оборудование ЗУ применяется на концевых опорах ЛЭП с ответвлениями. Здесь берется в расчет расстояние до ближайшего ЗУ. Для региона 1 эта цифра не более 100 м, а для региона 2 она не должна быть больше 50 м. Низковольтные вентильные разрядники или искровые промежутки также применяются в качестве дополнительных мер защиты на вводах в строения или же на концевых опорах ЛЭП.

Меры по внутренней молниезащите воздушных линий

Рассмотрим на практике, как проектируется внутренняя молниезащита ЛЭП. В качестве такого оборудования применяются УЗИП, системы уравнивания потенциалов или же, выравнивания потенциалов (по необходимости) и заземляющие устройства.

Существует классификация УЗИП по категориям, в зависимости от методики испытаний и установки:

УЗИП типа №1 монтируют при воздушном вводе в cтроение. Если же установлена система внешней молниезащиты ЛЭП, то устройства защиты от импульсных перенапряжений в данном варианте могут быть использованы для отвода значительной части прямого тoка мoлнии.

Наведенные импульсы тока тоже оказывают негативные воздействия на систему, для предотвращения их и применяют второй тип устройств защиты от импульсных перенапряжений. Эти устройства монтируются после первого типа УЗИП или же на вводе в сооружение.

Назначение УЗИП третьего типа — это защита важного электрического оборудования, такого как, медицинские приборы, системы обработки данных и пр. Третий тип устройств защиты от импульсных перенапряжений располагается, как правило, не более чем в 5 м по кабелю от приборов, которые подлежат защите. Третий тип УЗИП на практике монтируется в виде скрытого монтажа, например, устройства могут быть расположены прямо за розеткой или же в корпусе прибора. Назначение линии задержки – оптимально распределить мощность импульса между всеми уровнями защитной системы. На практике применяется дроссель (15 мкГн индуктивность). При отсутствии дросселя можно взять кусок кабеля (15 м и более длиной), с такой же индуктивностью.

Первоначально срабатывает УЗИП первого класса, большая часть энергии импульса уходит на него. Затем УЗИП (класс 2) уже понижает напряжение до величины, которая признана безопасной.

Нормативная база

При проектировании, монтаже, эксплуатации и ремонте ВЛ напряжением до 1000 В следует руководствоваться следующими документами:

 

  1. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), издание 6 и 7.
  2. ГОСТ Р 51992–2011. Устройства защиты от импульсных перенапряжений низковольтные. Часть 1. (МЭК 61643 – 1:2005).
  3. СТО 56947007–29.240.02.001–2008. Методические указания по защите распределительных электрических сетей напряжением 0,4–10 кВ от грозовых перенапряжений. Стандарт ОАО «ФСК ЕЭС».
  4. Технический циркуляр ассоциации «Росэлектромонтаж» № 30/2012 «О выполнении молниезащиты и заземления ВЛ и ВЛИ до 1 кВ».

 

При выборе нормативных документов приоритет должен отдаваться ГОСТам РФ (или международным стандартам, если они находятся в ранге прямого применения), далее следуют Руководящие материалы (РД), ведомственные инструкции и руководства, носящие, как правило, справочный либо рекомендательный характер, расширяющие и дополняющие стандарты применительно к конкретным условиям отрасли.

Проектирование, монтаж, эксплуатацию и ремонт ВЛ следует поручать только специализированным организациям имеющим соответствующие лицензии (специальные разрешения) или отдельным физическим лицам (индивидуальным предпринимателям) имеющим соответствующие сертификаты (дипломы) с правом допуска для работы с соответствующими электроустановками.

Требуется консультация по организации заземления и молниезащиты для вашего объекта? Обратитесь в Технический центр ZANDZ.ru!


Смотрите также:


Смотрите также:

Что означает ULI? Бесплатный словарь

Миссия ULI — обеспечить лидерство в ответственном использовании земли, а также в создании и поддержании процветающих сообществ по всему миру. Во время официального визита президент Жээнбеков встретится с президентом Швейцарии Ули Маурером, президентом Национального совета Мариной Кароббио, председателем Национального банка Швейцарии Томасом. Иордания обсудит продвижение двусторонних отношений, развитие экономического и банковского секторов, привлечение инвестиций в перспективные секторы экономики, парламентскую демократию.«Поскольку правительства принимают амбициозную новую политику в области климата и энергетики, частный сектор становится все более изобретательным в отношении того, как построить экономическое обоснование для повышения энергоэффективности и устойчивости, и более тактично относиться к тому, как и когда они вкладывают средства в повышение эффективности зданий», — сказал Билли Грейсон. , исполнительный директор Центра устойчивости и экономических показателей ULI, в который входит Центр Greenprint. «Капаг ан Дивизория, Ректо, Хуан Луна, продавец напуно, исипин ниё на нилагян ако.«Когда Ули Хенесс публично признает интерес к игроку, игрок обычно оказывается в Баварии». Созданный ULI проект UrbanPlan предлагает студентам возможность участвовать в практической программе моделирования недвижимости, работая бок о бок. В рамках программы студенты узнают об основных силах, которые влияют на развитие недвижимости, и о том, как ответственное развитие может формировать, преобразовывать и, в конечном итоге, улучшать наши сообщества. За время своего участия в ULI Baltimore продолжала расти количество членов, посещаемость мероприятий и географический охват.Уолтер привнес в ULI более 35 лет управленческого опыта в сфере недвижимости в различных сферах, включая отели, многоквартирные дома и земельные участки, с упором на рынки капитала и инвестиции ». Во все более сложном и сложном мире города необходимы партнерские отношения с такими организациями, как ULI, чтобы противостоять потрясениям и стрессам 21-го века », — говорит Майкл Берковиц, президент 100RC. Последний эпизод, Leading Voices with ULI: Gadi Kaufmann, включает интервью между Кауфманном и губернатором фонда ULI Мэттом Слепин, основатель Terra Search Partners, национальной поисковой фирмы, помогающей компаниям в сфере недвижимости создавать успешные команды.Но даже этот уменьшенный объем превосходит другие годы, за исключением 2007 и 2015, отмечает ULI. Кэри будет контролировать все мероприятия по сбору средств для ULI и ULI Foundation, годовой фонд фонда, программу управляющих фондами, работу ULI с благотворительными грантополучателями и партнерами, ее спонсорство. усилия в поддержку глобальных встреч ULI и программы корпоративных партнеров Института.

Что означает ULI?

Ulra Light Inflatable

Разное »Несекретный

Скорость it:
ULI

Ультралегкий надувной

Правительственный »Транспорт

Оцените:
ULI

Религия

09 Союз Сообщества Израиля

Оцените:
ULI

Индикация верхнего уровня

Академия и наука »Метеорология

Оцените это:

Университетский языковой институт

Академия и наука »Университеты

Оцените:
ULI

Универсальное страхование жизни

Бизнес» Страхование

90 017 Оцените это:
ULI

Urban Land Institute

Государственные институты

Оцените это:
ULI

Разное »Несекретный

Оцените:
ULI

Универсальный лабораторный интерфейс

Медицинский» Лаборатория

ULI

Utica Learning Interchange

Сообщество »Образовательное

Оцените:
ULI09 Индекс безработицы09 Уровень безработицы Оцените:
ULI

Universitärer Lehrverbund Informatik

Разное »Несекретный

Оцените:
ULI

Underwriters Laboratories Inc

Бизнес» Компании и фирмы

14 Оцените:
ULI

Улити, Каролинские острова, Тихий океан

Региональные коды аэропортов

Оцените:
ULI Окончательная связь I nterface

Вычислительная техника »IT

Оцените:
ULI

Ultra-Light Inflatable (доски для серфинга)

Sports

ULI

Underwriters ‘Laboratories, Inc.

Бизнес »Компании и фирмы

Оцените:
ULI

Универсальный лабораторный интерфейс

Вычислительные технологии» IT

ULI

Urban Land Institute

Бизнес »Профессиональные организации

Оцените его:
ULI Computing 9009

Пользователь IT

Оцените это:
ULI

Прерывание уровня пользователя

Вычислительная техника »IT