Артикуляционная гимнастика для развития речи: комплексы упражнений и рекомендации

Что такое артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна. Как правильно подобрать комплекс упражнений. Какие упражнения входят в основные комплексы. Как выполнять артикуляционную гимнастику с детьми и взрослыми. Что нужно учитывать при проведении занятий.

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс специальных упражнений для развития и укрепления мышц артикуляционного аппарата. Её основная цель — выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:

  • Улучшить подвижность органов речи (губ, языка, нижней челюсти)
  • Увеличить силу и амплитуду движений
  • Выработать точность и дифференцированность движений
  • Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков
  • Укрепить мышцы языка, губ, щек
  • Научиться удерживать язык и губы в определенном положении

Артикуляционная гимнастика важна как для детей, так и для взрослых. У детей она помогает сформировать правильное звукопроизношение и подготовить речевой аппарат к овладению звуками. Взрослым гимнастика помогает сохранить четкость дикции и улучшить качество речи.


Как правильно подобрать комплекс артикуляционных упражнений

При подборе комплекса артикуляционной гимнастики важно учитывать следующие факторы:

  • Возраст ребенка или взрослого
  • Наличие или отсутствие нарушений звукопроизношения
  • Уровень развития артикуляционной моторики
  • Индивидуальные особенности строения артикуляционного аппарата

Для детей без нарушений речи рекомендуется начинать с базового комплекса, включающего основные упражнения для губ, языка и нижней челюсти. По мере освоения можно добавлять более сложные упражнения.

При наличии нарушений звукопроизношения подбирается специальный комплекс, направленный на выработку правильных артикуляционных укладов для конкретных звуков. Такой комплекс должен составлять логопед после обследования ребенка.

Взрослым также рекомендуется начинать с базовых упражнений, постепенно усложняя комплекс. При необходимости коррекции звукопроизношения лучше обратиться к логопеду.

Основные комплексы артикуляционной гимнастики

Базовый комплекс упражнений

В базовый комплекс входят следующие упражнения:


  • «Улыбка» — растягивание губ в улыбке, зубы видны
  • «Трубочка» — вытягивание губ вперед трубочкой
  • «Лопатка» — широкий расслабленный язык лежит на нижней губе
  • «Иголочка» — узкий напряженный язык высунут вперед
  • «Часики» — движения языком влево-вправо
  • «Качели» — движения языком вверх-вниз
  • «Чашечка» — широкий язык поднят кверху, края прижаты к верхним зубам
  • «Горка» — спинка языка поднята вверх, кончик упирается в нижние зубы

Этот комплекс помогает развить подвижность всех органов артикуляции и подготовить их к произнесению различных звуков.

Комплекс для свистящих звуков (с, з, ц)

Для правильного произношения свистящих звуков важны следующие упражнения:

  • «Заборчик» — губы в улыбке, зубы сомкнуты и видны
  • «Киска сердится» — язык упирается в нижние зубы, спинка выгнута
  • «Желобок» — боковые края языка подняты, посередине желобок
  • «Ветерок» — дуем на кончик языка
  • «Горка» — спинка языка поднята, кончик упирается в нижние зубы

Комплекс для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)

Для шипящих звуков полезны такие упражнения:


  • «Чашечка» — широкий язык поднят кверху
  • «Вкусное варенье» — облизывание верхней губы широким языком
  • «Фокус» — дуем вверх на кончик языка
  • «Грибок» — язык присасывается к нёбу
  • «Гармошка» — язык присосать к нёбу и двигать нижней челюстью

Комплекс для звука Р

Для постановки звука Р важны упражнения:

  • «Маляр» — кончик языка двигается по нёбу вперед-назад
  • «Лошадка» — цоканье языком
  • «Грибок» — язык присасывается к нёбу
  • «Барабанщик» — отрывистые удары кончиком языка за верхними зубами
  • «Моторчик» — вибрация кончика языка

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

При выполнении артикуляционной гимнастики важно учитывать следующие моменты:

  • Заниматься нужно ежедневно по 5-10 минут
  • Выполнять движения медленно, плавно, без резких движений
  • Следить за точностью и правильностью выполнения движений
  • Каждое упражнение повторять 5-10 раз
  • Чередовать статические и динамические упражнения
  • Выполнять гимнастику перед зеркалом
  • Поощрять ребенка, отмечать даже незначительные успехи
  • Проводить занятия в игровой форме
  • При дискомфорте или болезненных ощущениях прекратить выполнение упражнения

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет развить подвижность органов речи, подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков и улучшить дикцию как у детей, так и у взрослых.


Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми

При занятиях с детьми важно учитывать следующие моменты:

  • Начинать заниматься можно с 3-4 лет
  • Проводить гимнастику в игровой форме
  • Использовать наглядные пособия, картинки
  • Придумывать интересные названия для упражнений
  • Выполнять движения вместе с ребенком
  • Чередовать упражнения с элементами пальчиковой гимнастики
  • Поощрять ребенка за старание
  • Не заставлять ребенка заниматься через силу

Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере и приносить ребенку удовольствие. Только в этом случае гимнастика будет эффективной.

Артикуляционная гимнастика для взрослых

Взрослым артикуляционная гимнастика помогает:

  • Сохранить четкость дикции
  • Улучшить качество речи
  • Снять напряжение с мышц артикуляционного аппарата
  • Подготовиться к публичным выступлениям
  • Скорректировать небольшие нарушения звукопроизношения

Взрослым рекомендуется выполнять базовый комплекс упражнений, дополняя его более сложными движениями. Важно выполнять упражнения регулярно, желательно ежедневно по 5-10 минут.


При наличии серьезных нарушений звукопроизношения взрослым также рекомендуется обратиться к логопеду для составления индивидуального комплекса упражнений.

Заключение

Артикуляционная гимнастика — эффективный способ развития речевого аппарата как у детей, так и у взрослых. Регулярные занятия помогают улучшить подвижность органов речи, подготовить их к правильному произношению звуков, сделать речь более четкой и внятной. Важно подобрать правильный комплекс упражнений и выполнять их систематически. При серьезных нарушениях звукопроизношения необходимо обратиться к логопеду для составления индивидуальной программы коррекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *