Акустическая система как выбрать – Как правильно выбрать акустическую систему?

Содержание

Как правильно выбрать акустическую систему?

Прежде всего, выясните, что и зачем вам нужно. Ясное дело, что у чувствительного меломана одни запросы, а у гремящей сковородками домохозяйки – совсем другие. Также реально оцените возможности своего помещения. Согласитесь, глупо втискивать в комнатку три на три метра огромные концертные колонки.

Поэтому выбор акустической системы или попросту колонок может стать непростой задачей для тех, кто хочет получить у себя в доме качественное звучание, но мало сталкивался с параметрами техники для воспроизведения звука. Чтобы сделать правильный выбор нужно исходить из ключевых параметров, особенностей акустических систем, а также из собственных предпочтений и средств, которыми вы располагаете.

1. Сколько полос у акустики?

Ваша акустика может быть как однополосной, так и пятиполосной. Если нет особенных запросов или вы совсем лишены музыкального слуха, вам хватит и однополосной системы, в которой все звуки будут изливаться из одного динамика. Хотя, наверное, лучше все-таки приобрести двухполосную, где один динамик будет воспроизводить звуки низких и средних частот, а другой — звуки высокой частоты. При более взыскательном музыкальном вкусе стоит попробовать приобрести трехполосную аудиосистему, у которой за низкие, средние и высокие частоты отвечают отдельные динамики.



2. Мощность акустики

В народе бытует заблуждение, что мощность акустики напрямую связана с ее громкостью. Это не так. Акустика может надолго лишить сна ваших чувствительных соседей, но это событие никак не будет связано с ее мощностью. Мощность — скорее показатель механической надежности: чем она выше, тем надежнее система. Выбирая акустику, обязательно учитывайте одно существенное обстоятельство – мощность колонок обязательно должна быть выше мощности усилителя, иначе их песня будет недолгой.



3. Чувствительность и частота акустики

А вот от чего действительно зависит громкость системы, так это от ее чувствительности, измеряемой в децибелах. Их количество показывает звуковое давление ваших колонок на окружающее пространство. Как вы понимаете, чем выше чувствительность, тем мощнее звук. Обычному слушателю вполне подойдет чувствительность в 85 децибел. 


Очень важным параметром также является частота акустической системы. Мы способны слышать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц. Низкие частоты — от 20 до 150 Гц, средние частоты — от 100 до 7000 Гц и высокие частоты — от 5000 до 20000 Гц. Если акустика нужна лишь как дополнение к домашнему кинотеатру, то вполне хватит частотного диапазона от 100 до 20000 Гц. Для меломанов больше подойдет система с диапазоном от 20 до 35000 Гц.



4. Активная или пассивная акустика?

При выборе акустической системы важно знать, что у активной акустики фактически каждый динамик (т.е. каждая полоса частот) усиливается отдельным усилителем. Кроме того, разделительные фильтры стоят не на выходе, а на входе усилителей и они также активны. Это дает немало преимуществ активных акустических систем перед пассивными. Во-первых, активный фильтр легче отрегулировать. Во-вторых, обеспечивается лучшее качество звучания за счет того, что динамики подключают непосредственно к усилителям. В-третьих, активные акустические системы имеют более широкий диапазон воспроизводимых частот. И, в-четвертых, активные колонки снабжены регулятором громкости, что повышает их удобство при эксплуатации.


Преимущество пассивных систем в том, что для них не требуется подвод линейного сигнала и напряжения к каждой колонке, в отличие от активных. Однако при этом для пассивных акустических систем требуется внешний усилитель.


5. Тип корпуса

При выборе акустики обратите внимание и на тип корпуса. Самые популярные акустические системы – закрытого или фазоинверторного типа. Корпус закрытого типа – наиболее простой и при этом он вполне может удовлетворить ваш вкус. Однако закрытое пространство повышает частоту нижнего резонанса. Это в итоге негативно сказывается на передаче низких частот. Большинство современных акустических систем используют фазоинверторный тип корпуса.



6. Из чего сделаны колонки?

Колонки могут быть сделаны как из пластика, так и из дерева или ДСП. У каждого материала есть свои достоинства. Пластик дает возможность реализовать самые смелые дизайнерские решения, он легкий и дешевый, колонки сделанные из него занимают меньше места. Правда, и звук такой акустики будет попроще – он сильно искажается при увеличении громкости, колонки начинают дребезжать. Пластиковую акустику чаще всего используют для озвучивания компьютера, а для просмотра фильмов и прослушивания музыки лучше купить деревянные колонки. Если вы все-таки решили остановиться на пластмассе, позаботьтесь о том, чтобы колонки имели неправильную форму, были без широких плоских панелей и переборок, острых кромок и углов. В любом случае у вашей акустики должны отсутствовать вентиляционные отверстия, все соединения должны быть качественно проклеены.



7. Покупать комплект или собирать по частям?

Акустические системы выпускают готовыми комплектами, а бывают и разделенными на отдельные составляющие. Готовые системы обычно состоят из центрального блока, сабвуфера и саттелитов. Отдельно могут продаваться универсальные громкоговорители, фронтальные громкоговорители, фронтальный или тыловой громкоговорители, громкоговорители центрального канала, громкоговорители тылового канала, сабвуферы, универсальные громкоговорители со встроенным сабвуфером, мониторы и сателлиты.



Если вы решили остановиться на готовом комплекте, то присмотритесь к количеству громкоговорителей. Фронтальные и тыловые колонки должны продаваться парами, а у сабвуфера и центрального канала должно быть по одному громкоговорителю. Если акустика нужна для комплектования домашнего кинотеатра, то подбирайте ту, у которой есть тыловой канал – он добавит эффект окружения звуком. 


Колонки и сабвуферы также могут быть как полочными, так и напольными. И у тех, и у других есть свои преимущества для тех, кто собирает свою акустику по частям. Напольные, как правило, более мощные и порадуют более качественным звуком, зато полочные более удобны при размещении в городской квартире. Их можно прикрепить хоть по углам, они не будут «путаться под ногами».

myband.ru

Как правильно подобрать акустическую систему для домашнего кинотеатра

Товар недели в этой категории

CD ресивер Onkyo CR-N775D black

59 990 ₽ -25%

44 990 ₽

В корзину 3 отзыва

www.pult.ru

Как выбрать акустическую систему (колонки)? – Fresh HiFi

Как выбрать колонки (акустические системы), и на что обратить особое внимание? С этим нелёгким вопросом сталкивается большинство любителей музыки, причём не только те, кто делает выбор впервые, но и те, кто уже успел «набить шишки» в этом не простом деле. Что ж, давайте попробуем разобраться что к чему и немного прояснить ситуацию с выбором правильных колонок именно под Ваши требования.

Согласитесь, весьма сложно прокладывать маршрут в том случае, если мы не знаем, куда идём, и не видим перед собой конкретную цель. Именно по этой причине сначала разберёмся, что же является нашей целью при выборе акустических систем. Наша цель подобрать акустические системы, которые по мнению их обладателя будут являться самыми лучшими и самыми музыкальными. Стоит отметить, что ключевыми словами тут являются «по мнению их обладателя», так как именно обладатель колонок будет слушать их и наслаждаться их звучанием, а не продавец, друг или активист на форуме, старательно навязывающий свое «правильное мнение».

Исходя из наших рассуждений и логических умозаключений, идеальным вариантом выбора акустических систем является прослушивание, в процессе которого Вы понимаете, нравится Вам звучание колонок или нет. При всей, казалось бы, простоте процесса есть одна сложность – ассортимент выпускаемых колонок невообразимо велик, и прослушать все колонки по очереди физически невозможно. Сотни производителей и десятки моделей в ассортименте каждого из них – с чего начать, чем закончить, а на что и вовсе не обращать внимание? Именно сейчас, когда мы поставили цель и определили проблему выбора, самое время обозначить задачу наших рекомендаций. Перечень представленных рекомендаций позволяет сузить круг поиска и определить более конкретный список моделей для дальнейшего прослушивания и выбора, а также понять значение указываемых производителями технических характеристик и особенностей конструкции.

Для начала стоит очистить своё сознание от древних стереотипов выбора колонок, гласящих, что основными критериями выбора являются: «чем дороже – тем лучше» и «чем больше – тем лучше». Если первый принцип во многих случаях имеет под собой реальные основания считаться верным, то второй и вовсе может сыграть со слушателем злую шутку (огромные колонки в небольшом помещении – это катастрофа вселенского масштаба).

Итак, от чего же зависит звучание акустических систем? Факторов, оказывающих влияние на итоговое звучание колонок и, что немаловажно, на восприятие звучания слушателем, много, но большинство из них можно разделить на три основные группы:

  1. технические характеристики и конструктивные особенности самих колонок;
  2. совместимость колонок с другими компонентами системы (в первую очередь с усилителем и кабелями) и помещением, в котором они установлены;
  3. особенности слуха и восприятия самого слушателя;

Как видите, первые два пункта так или иначе связаны с техническими характеристиками. Несмотря на это, не стоит полагаться на технические характеристики как на панацею. Идеальные технические характеристики не гарантируют идеального звучания, но, в тоже время, плохие характеристики колонок и их несовместимость с компонентами тракта, скорее всего, будут причиной гарантированно плохого качества итогового звучания. Иными словами – если в теории все хорошо, то стоит потратить время и проверить это на практике, а если в теории все плохо, то и на практике, скорее всего, проверять не стоит.

Совместимость колонок и помещения

Для начала стоит поговорить о совместимости колонок и помещения, в которое они установлены (планируются к установке). Помещение и колонки всегда стоит рассматривать как единое целое, так как именно помещение, а не усилитель или кабели, оказывает наибольшее влияние на итоговое звучание. Даже идеальные колонки могут отвратительно зазвучать в неподходящем помещении. По этой причине, при выборе акустических систем в первую очередь стоит учитывать не их внешнюю привлекательность, цену или рекомендации заинтересованных лиц, а параметры своей комнаты прослушивания. В первую очередь нас интересует площадь помещения, его геометрическая форма и соотношение сторон. Во вторую очередь можно обратить внимание на материалы отделки и наличие мебели.

Основное правило гласит – в маленькое помещение ставить только маленькие колонки, а в большое можно разместить большие. Если пренебречь этим правилом, то разочарование не заставит себя долго ждать. Очень маленькие колонки в большом и просторном помещении, скорее всего, не смогут обеспечить полноценного звучания в области низких частот, хотя это зависит, в том числе, от воспроизводимой музыки и общих музыкальных пристрастий слушателя. Если Ваши музыкальные вкусы не включают композиции и жанры, в которых мощные басы являются основой трека, то вполне возможно, что небольшие колонки в большом зале смогут справиться с поставленной задачей. Если же поставить большие колонки в маленькое помещение, то это практически во всех случаях можно считать провалом. Результатом такого решения станет нарушение тонального баланса и сильное доминирование низких частот, переходящее в общее гудение помещения, приводящее к неразборчивости музыки. Некоторые оптимистично полагают, что избавиться от гудения и стоячих волн получится при помощи установки «басовых ловушек», которые предлагают ряд производителей материалов для акустической обработки помещения, но этот номер не пройдёт. Ловушки лишь частично помогают скорректировать небольшие проблемы и несовершенства помещения, но с большими проблемами они справиться не способны. Тоже самое можно сказать и про надежды решить все проблемы «правильным» кабелем. Это, к сожалению, тоже не получится. Эксперименты с кабелями позволяют лишь немного подкорректировать звук, но от гудения и стоячих волн они избавить Вас не смогут. От громогласного и доминирующего баса избавиться очень сложно и, в большинстве случаев, под силу это лишь цифровым процессорам корректировки акустики помещения, которые измеряют характеристики помещения и заранее ослабляют проблемные частоты, но ни о них сейчас речь. В данном случае, лучше изначально правильно выбрать колонки, вместо того, чтобы потом долго и мучительно избавляться от проблем звучания.

Что касается формы помещения и соотношения длин стен, то здесь всё тоже максимально просто. Наиболее неудачной формой является квадратное помещение или близкая к квадрату форма (когда длины стен приблизительно равны друг другу). В этом случае есть все шансы «поймать» очень хороший резонанс, выражающийся гулом. Если Ваше помещение близкое к квадратной форме, то колонки под него стоит выбирать с особой осторожностью.

Акустическое оформление

Не меньшее внимание при выборе акустических систем стоит обратить на акустическое оформление колонок. Основными видами акустического оформления являются:

– открытое

– закрытое

– фазоинвертор

– пассивный излучатель (радиатор)

– трансмиссионная линия (акустический лабиринт)

– рупор

– изобарическое

Тем или иным образом акустическое оформление влияет на звучание всего частотного диапазона, но тем не менее (за исключением, разве что, рупорного оформления) основное влияние оно оказывает именно на низкие частоты. Так как именно низкие частоты являются основной проблемой при стыковке колонок и помещения, попустительское отношение к этому вопросу чревато дополнительными проблемами и разочарованиями.

Открытое акустическое оформление используется достаточно редко. Акустическая система с открытым оформлением характеризуется отсутствием задней стенки корпуса (либо полным отсутствием корпуса за исключением передней панели, удерживающей динамики). Открытым колонкам свойственен не очень глубокий и не очень напористый бас (в сравнении с другими видами оформлений). Иначе говоря, получить от них сногсшибательные низкие частоты не получится. Нижний регистр открытых колонок весьма точный, но не мощный (по крайней мере на умеренном уровне громкости). Такая характеристика звучания справедлива лишь для полностью открытых колонок, где низкочастотный динамик тоже имеет открытый корпус. Это получается за счёт эффекта «акустического короткого замыкания», когда низкочастотную волну, идущую в фазе от передней части диффузора, частично гасит волна в противофазе от тыльной части того же самого диффузора (благодаря отсутствию корпуса колонки излучают звук в обе стороны, но в противофазе). Казалось бы, налицо явный недостаток конструкции и звучания, но не стоит делать поспешных выводов. Благодаря такой специфике, открытые колонки вызывают меньше стоячих волн и гудения в проблемных помещениях, а их звучание, зачастую, может быть более прозрачным и непринуждённым. На открытые колонки стоит обращать внимание любителям свежего, лёгкого и прозрачного звучания, а также тем, кто имея не очень большое помещение мечтает поставить в него напольные колонки. Есть шанс, что недостаток баса у самих колонок сможет компенсировать помещение.

Закрытое акустическое оформление было очень популярно ранее, но в настоящее время используется не очень часто. Из названия становится понятно, что закрытые колонки имеют полностью закрытый герметичный корпус без каких-либо отверстий. Достоинствами закрытых колонок является точный и в то же время достаточно мощный (по сравнению с открытыми колонками) бас, а также весьма чистое звучание за счёт отсутствия лишних призвуков, которые, зачастую, могут порождать другие виды акустических оформлений. К недостаткам можно отнести сравнительно большие размеры корпусов и более низкую чувствительность колонок. Большой громоздкий размер корпуса обусловлен необходимостью получить большой внутренний объём колонки, позволяющий установленному в ней динамику (прежде всего, низкочастотному) не испытывать компрессию с внутренней стороны конуса. Иными словами, в большом корпусе динамик не чувствует, что колонка закрытая (если можно так выразиться) и не испытывает сопротивления внутреннего объёма воздуха, что позволяет ему точно реагировать на входящий аудио сигнал и правильно воспроизводить весь диапазон частот. Недостаточный объём корпуса приводит к сухому и очень сдержанному басу, а на повышенных уровнях громкости и вовсе к хорошо слышимым искажениям. Низкая чувствительность налагает некоторые ограничения на выбор подходящего усилителя.

Все мы знаем, что правильная расстановка акустических систем в помещении не менее важна, чем качество самих колонок и их совместимость с помещением. Если не брать в расчёт ряд акустических систем, специально спроектированных для установки вплотную к стенам или углам помещений, то все остальные колонки (полочные и напольные) наилучшим образом звучат на удалении от задней и боковых стен. В зависимости от конкретного производителя рекомендуемое удаление от стен варьируется от 30 см до 1,5-2 метров и в большинстве случаев указывается в инструкции по эксплуатации. Казалось бы, всё просто – устанавливаешь акустические системы согласно предписаниям производителя и наслаждаешься музыкой, но на практике возникают противоречия. Дело в том, что не каждый имеет возможность воткнуть пару колонок посередине комнаты, особенно если она по совместительству является гостиной или спальней. Так рождаются различные компромиссы, предполагающие чуть менее правильную расстановку колонок, в жертву которой частично приносится ровный тональный баланс, сцена и пр. Возвращаясь к вопросу акустического оформления, стоит отметить, что закрытые колонки чуть менее чувствительны к этим компромиссам, чем, например, колонки с фазоинверторами, пассивными излучателями или трансмиссионными линиями. Закрытые колонки тоже стоит расставлять правильно, но при отсутствии такой возможности звучание пострадает чуть меньше. Объясняется это просто – у закрытых колонок бас, как правило, более чёткий и управляемый, а приближение колонок к стенам и углам в первую очередь влияет именно на нижний регистр, который становится более увесистым и может начать доминировать. Там, где другие колонки могут загудеть, закрытые имеют небольшой шанс удержаться от этой напасти.

Фазоинверторное акустическое оформление является самым распространённым. Изначально фазоинверторное оформление появилось не для повышения качества звучания акустических систем, а в качестве своеобразного компромисса, позволяющего делать акустические системы более компактными (по сравнению с закрытыми колонками) при сохранении их низкочастотного потенциала. Попутно с этим, фазоинвертор решал вторую проблему, которой являлись большие низкочастотные динамики, позволяя «выжимать» больше баса из динамиков меньшего размера. Теорию удалось воплотить на практике. Колонки действительно стали гораздо компактнее и привлекательнее для рядового пользователя (так как они занимали значительно меньше места), а низкие частоты остались столь же весомыми, вот только качество этих низких частот стало несколько ниже. Такая же ситуация как с заменителем сахара – вроде также сладко, но что-то всё-таки не так… Дело в том, что при воспроизведении нижнего регистра закрытыми колонками мы слышим истинный чёткий и правильный бас, воспроизводимый именно динамиками. В случае наличия фазоинвертора лишь часть баса качественно воспроизводится самим динамиком, а вторая часть «вытягивается» фазоинвертором и именно эта фазоинверторная часть не лучшим образом влияет на чёткость низких частот. Фазоинвертор даёт количество, которое не всегда отвечает качеству (но бывают и исключения). На самом деле всё не так плачевно, как может показаться на первый взгляд. Фазоинвертор не всегда так уж и плох.

Давайте подробно разберёмся, что к чему. Типичный фазоинвертор представляет собой трубу определённого сечения и определённой длины. Именно от длины и диаметра трубы зависит частота, на которую настроен фазоинвертор. За счёт подбора этих двух параметров в фазоинверторе формируется определённая масса воздуха, которая резонирует на определённой частоте, на которую настроен фазоинвертор. Именно тут и кроется секрет победы или провала. Если фазоинвертор настроен на частоту, которую сам динамик воспроизводит очень плохо (свойственно маленьким динамикам), то именно звук фазоинвертора будет доминирующим, а звучание баса более размытым, смазанным, расплывчатым и рыхлым. Если же фазоинвертор настроен так, чтобы компенсировать небольшой спад уровня низких частот, с которыми динамик сам справляется не плохо, то тут мы, напротив, оказываемся в выигрыше (фазоинвертор лишь немного подыгрывает НЧ-динамику, а не выполняет за него его работу). Приведённое описание принципа работы фазоинвертора является максимально упрощённым и очищенным от лишних технических подробностей, но этого вполне достаточно для того, чтобы примерно понять, что от чего зависит.

Итак, фазоинвертор помогает сделать колонки более компактными без потери в нижнем регистре, но даже тут не нарушается основной принцип – чем больше колонка и крупнее динамики, тем больше баса она способна выдать, и тем правильнее он прозвучит. Иными словами, если перед Вами колонки со скромным диаметром динамика, но при этом с большим фазоинвертором и шикарной заявленной нижней граничной частотой, то скорее всего этот «шикарный» бас будет весьма сомнительного качества с точки зрения точности, упругости и напористости. Если же действительно хочется получить мощные и честные низы, то стоит задуматься о более крупных колонках с более крупными НЧ-динамиками. Несмотря на то, что законы физики не обмануть, некоторым производителям удаётся создавать весьма басовитые и хорошие компактные громкоговорители, в то время как другие умудряются сделать весьма бестолковые крупные колонки. Исключения из правил есть всегда.

Фазоинвертор на передней панели акустики

Направление фазоинвертора не менее важная деталь, не учитывать которую будет ошибкой. Как правило, порт фазоинвертора имеет три варианта выхода – вперёд, назад и вниз. Если Вы не стеснены в пространстве и можете себе позволить устанавливать колонки правильно (в соответствии с рекомендациями производителя), то в этом случае учитывать расположение фазоинвертора не обязательно. Производитель уже всё продумал, измерил и учёл в рекомендациях, соблюдая которые шанс совершить ошибку существенно уменьшается. Если же Вы вынуждены идти на некоторые компромиссы при установке колонок (в частности, устанавливать их к станам ближе положенного), то в этом случае на выход фазоинвертора лучше обратить внимание.

Фазоинвертор на задней панели акустики

Наиболее распространённым вариантом является расположение фазоинвертора на задней панели акустических систем. Несмотря на такую популярность, именно этот вариант наименее предпочтителен, в случае если Вы вынуждены устанавливать колонки близко к стенам. Чем ближе к стенам, тем больше перекос тонального баланса, а при максимально близкой установке фазоинвертор и вовсе начнёт бубнить и пыхтеть, а бас станет гудящим и доминирующим. Выход фазоинвертора вперёд и вниз не является панацеей, но оба эти варианта создают меньше проблем в случае, если близкой установки к стенам не избежать.

Фазоинвертор с выходом в пол

Пассивный излучатель (пассивный радиатор), грубо говоря, является своеобразным улучшенным вариантом фазоинвертора. Суть и цель те же самые (компактные размеры корпуса и максимум баса из НЧ-динамиков), но другая реализация. Пассивный излучатель – это динамик, из которого удалено всё кроме диффузора и корзины, в которой он установлен. Иными словами, из него удалены магнитная система (магнит) и звуковая катушка, а сам динамик ни к чему не подключён и звуковой сигнал на него не поступает. В упрощённом понимании система работает по аналогии с фазоинвертором, но вместо резонирующей массы воздуха в трубе фазоинвертора в пассивном излучателе резонирует диффузор пассивного излучателя. При правильном подборе диаметра диффузора и массы его подвижной системы пассивный излучатель будет должным образом реагировать на перемещение низкочастотного драйвера и подыгрывать ему.

 

При прочих равных, акустические системы с пассивным излучателем звучат более качественно по сравнению с фазоинверторными колонками. Нижний регистр воспроизводится точнее и чище. Кроме того, полностью отсутствуют посторонние призвуки (пыхтение и шумы от входящих/выходящих потоков воздуха) присущие фазоинверторному оформлению. При выборе акустики с пассивным излучателем стоит учитывает его расположение по аналогии с расположением фазоинвертором. Пассивный излучатель может быть спереди, сзади, с выходом в пол или в бок.

Трансмиссионная линия (акустический лабиринт) с опаской можно назвать ещё одним направлением развития фазоинвертора, хотя общего тут совсем мало. Внутри корпуса акустических систем с трансмиссионной линией расположен извилистый лабиринт, образованный при помощи поперечных перегородок корпуса. Как правило, стенки получившегося лабиринта демпфируются звукопоглощающими материалами. Чем длиннее извилистый лабиринт внутри корпуса – тем ниже минимальная воспроизводимая частота.

 

Трансмиссионная линия позволяет получить весьма неплохие результаты в виде очень достойного звучания нижнего регистра. При этом стоит отметить, что недостатков и паразитных призвуков, присущих фазоинверторному оформлению, тут тоже не наблюдается.

Рупорное акустическое оформление, пожалуй, единственное из всех оформлений, не преследующее своей целью каким-либо образом оказывать влияние на воспроизведение низких частот. У рупора имеется своя вполне конкретная цель, связанная с повышением чувствительности колонок. Установка рупоров перед динамиками позволяет повысить чувствительность колонок, а, следовательно, даёт возможность использования усилителей меньшей мощности. Именно это и стало причиной появления рупора в далёком прошлом, когда все усилители были весьма маломощными.

В настоящее время рупор уже не является объективно необходимым, но тем не менее часть производителей всё ещё используют его в своих акустических системах. Размер рупора сильно зависит от воспроизводимой частоты. Так, например, рупор для твитера имеет сравнительно скромные размеры, в то время, как рупор для большого басового динамика может занимать половину комнаты. Именно эта зависимость привела к тому, что в настоящее время в большинстве случаев рупорное оформление применяется в области высоких частот (рупор ставится перед твитером), весьма редко его можно встретить на среднечастотных динамиках и лишь считанные производители ставят его на низкочастотные динамики. Учитывая такой «частично рупорный» подход, производители совмещают его с другими видами акустических оформлений (часто с фазоинвертором). Например, рупор на твитере, а фазоинвертор для НЧ-динамика.

Рупорное оформление твитера (высокочастотного излучателя)

При выборе рупорных акустических систем стоит учитывать ряд их особенностей и требований к установке. Кроме повышения чувствительности, рупор повышает направленность колонок. Частотный диапазон, на котором установлен рупор (на твитере, на СЧ-динамике и пр.), меньше рассеивается в разные стороны от оси динамика, и если поставить колонки прямо без разворота в сторону слушателя, то эта часть частотного диапазона будет слышна хуже. Проще говоря, рупорные колонки необходимо разворачивать в сторону слушателя (угол разворота либо рекомендуется производителем, либо подбирается на слух), а если такой возможности нет, то стоит отказаться от приобретения рупорных акустических систем. Справедливости ради стоит отметить, что большинство колонок вне зависимости от вида акустического оформления звучат лучше при небольшом развороте в сторону слушателя, но именно для рупорных акустических систем это требование является особо важным. Если пренебречь этим, то нарушится тональный баланс, «размоется сцена», пропадёт фокусировка стерео образов. Причём, если рупор стоит не только на твитере, но и на СЧ-динамике, то направленность становится ещё сильнее.

Рупорное оформление высокочастотного и среднечастотного динамиков

Ещё одним важным моментом является, так называемый, «рупорный окрас» звучания. Об этом явлении стоит помнить лишь в случае наличия рупора на СЧ- и НЧ-динамиках, так как на твитерах он практически незаметен. Учитывая субъективность этого явления, мы не будет пытаться описывать, в чём именно это выражается, а лишь ограничимся советом не покупать рупорные колонки вслепую, опираясь лишь на рекомендации «знающих» людей и жителей различных форумов. Приобретать рупорные колонки с рупором на средних частотах стоит лишь после прослушивания.

Полностью рупорная акустическая система

fresh-hifi.ru

Как выбрать акустическую систему для дома

Из-за многообразия электроники на рынке выбор акустики кажется сложной задачей. Техника значительно отличается по типам, характеристикам, ценам. Как же выбрать качественную акустическую систему? Для этого необходимо ознакомиться с основными параметрами музыкальной техники.

Тип акустической системы

Все звуковые системы делятся на два основных типа – активные и пассивные. Рассмотрим особенности каждого из них.

Активные

Активная акустическая техника вмещает в себя встроенный управляемый усилительный блок. Он адаптирует звуковой сигнал, идущий от проигрывателя к динамикам. По сути, это два разных устройства, объединенных в одно – колонки и усилитель. При помощи элементов управления на усилителе, можно менять уровень громкости в динамиках. Кроме этого, «усилок» дает возможность в любой момент снизить мощность УМЗЧ, сократив тем самым нагрузку на динамики.

Активная акустика выдает более качественное и четкое звучание за счет прямого подключения усилителя к колонкам. В отличие от аудиосистем пассивного типа, в активных детали нагреваются гораздо меньше. Это продлевает их износостойкость.

Современные музыкальные центры активного типа оснащены процессором для управления. Если раньше усилитель имел множество тумблеров для настройки звука и требовал от пользователя технических навыков, то в сегодня в нем может быть все 3-4 настройки – громкость, тональность, басы, высокие частоты.

Активная акустика имеет два минуса:

  1. Необходимость использования двух проводов (сигнал и питание).
  2. Если усилительный блок выходит из строя, колонка также становится непригодной.

Музыкальные системы активного типа практически не применяются в профессиональной деятельности на больших сценах. Но они отлично подходят для дома и небольших помещений.

Пассивные

Колонки пассивного вида не имеют в себе никаких встроенных модулей и являются обычными динамиками. Усилитель к ним подбирается отдельно. И здесь возникает трудность – мощность динамика должна совпадать с мощностью усилительного блока. Одни и те же колонки могут звучать по-разному, в зависимости от того, какой «усилок» к ним подключен.

Именно такие типы акустических систем используются в профессиональной сфере. Главное преимущество — они могут расставляться на больших расстояниях от сцены, при этом усилительный центр, с которого осуществляются настройки и управление, находится в надежном месте. Даже если с динамиками что-то случится, например, они намокнут под дождем, усилитель останется неповрежденным.

Минус пассивной акустики в сильном нагреве электронных компонентов при работе на высокой мощности.

Еще один важный нюанс – если к пассивным динамикам подключить усилитель, превышающий их мощность, то они могут быстро выйти из строя.

Несмотря на некоторое превосходство пассивных колонок над активными, последние все же более приемлемы для домашнего использования.

Тип по установке (форм-фактор)

Музыкальное оборудование различается по формам, типам установки и количеству каналов. Акустика для дома должна выбираться с учетом свободного пространства. На сегодняшний день популярностью пользуются многоканальные колонки с объемным звучанием. Это могут быть системы 5.1 или 7.1, реже 3.1 и 2.1. Первые цифры означают количество колонок- сателлитов, а однерка – это низкочастотный сабвуфер. Разделенные каналы создают объемный, обволакивающий пространство звук, погружая слушателя прямо в центр этого звучания.

Разными могут быть формы динамиков и их установка. Ознакомимся с основными типами акустики по типу расположения.

Напольное размещение

Аудиосистема напольного типа обычно довольно объемная. Напольные музыкальные системы всегда являются полнодиапазонными и имеют более 3-х полос. Количество динамиков далеко не всегда совпадает с количеством полос, поэтому чисто визуально на это не стоит ориентироваться. Для того, чтобы добиться более объемного и глубокого звучания, некоторые производители устанавливают две полосы на один динамик.

Такая техника более чувствительная, но при этом и более требовательна к источникам звука и усилителям. В напольных колонках имеют значение и качественные кабели, исключающие помехи и посторонние шумы.

Еще один важный фактор аудиосистем напольного типа для дома – материал корпуса. Именно в такой технике чаще всего применяют последние достижения инженерной мысли. Одной из лучших разработок являются специальные кольцевые высокочастотные динамики. В сочетании с дорогими материалами, вроде редких сплавов с исключительными свойствами, разработчикам получается добиться идеального звучания. Качественные модели колонок всегда имеют в нижней части мраморные или гранитные плиты. Тяжелый материал позволяет уменьшить вибрацию самих колонок, стен и пола, а также исключить лишние частоты. Такое основание очень устойчиво. Более бюджетные модели идут в комплекте с прорезиненными ковриками или иными видами недорогих подставок под напольные колонки.

Устройства, устанавливающиеся на пол, могут быть пассивными и активными.

Аудиосистема на стойках

Колонки на стойках также имеют напольный тип размещения, но сами динамики возвышаются над полом на 25-40 см. Высота стоек во многих моделях регулируется. Конструкция разработана таким образом, что лучшее звучание она выдает именно с рекомендуемой высоты размещения. Если опустить такую колонку прямо на пол, убрав стойку, то можно заметить искажение звука и уменьшение басов.

Некоторые производители предлагают модели с двумя вариантами размещения – на стойках и с креплением на потолок.

Большинство современных аудиосистем оснащены многоканальным полнодиапазонными звучанием. Колонки на стойках рекомендованы для больших залов и просторных помещений.

Потолочное размещение

Полочная качественная акустика отличается компактными размерами и идеально подходит для квартир и помещений площадью до 25 м/кв. Конечно, существуют и профессиональные «потолочники» для концертных залов. Но мы рассматриваем в большей степени именно домашние аудиосистемы.

Такие колонки могут использоваться для двухканальных музыкальных систем, а также в качестве фронтальных сателлитов многоканальной аудиотехники. Динамики, размещенные под потолком, совершенно не занимают лишнего места.

Качество звука во многом зависит от производителя и ценовой категории.

Сателлиты

Базовый акустический комплект включает в себя пару небольших динамиков, для размещения на столе или полках. Существуют модели с более объемной комплектацией (5.1 или 7.1). Без сабвуфера не стоит ожидать от сателлитов серьезных басов. Максимум, на что способны такие колонки – прослушивание музыки на невысокой громкости с компьютера.

Сателлиты относятся к бюджетному типу акустики и вряд ли заинтересуют тех, кто требователен к звуку и хочет выбрать для себя по-настоящему мощную аудиосистему.

Саундбары

Саундбары, как виды акустических систем, появились сравнительно недавно. Стильные дизайнерские решения ориентированы на современный интерьер и минимализм. Саундбар представляет собой звуковую панель с многоканальной, реже стереофонической системой. Особенность устройства – совмещение всех аудиоэлементов (динамики, усилитель, картридер) в одном компактном корпусе.

Несмотря на минималистичный вид, подобные системы выдают полноценное многоканальное звучание, равное комплектам 7.1 и 5.1.

Из минусов стоит отметить сравнительно невысокую мощность, дороговизну и слабоватые басы. Саундбары являются хорошим решением для небольшой комнаты и подключения к телевизору.

Материал корпуса

Этот фактор очень важен, так как каждый материал по-разному влияет на воспроизведение звука.

Итак, разберемся, из чего делают корпуса колонок:

  • Пластик – наиболее бюджетный и распространенный вид корпусов. Пластик позволяет создавать оригинальные дизайнерские решения. Но при этом он является не самым лучшим облицовочным материалом для колонок. При высокой мощности динамиков он начинает дребезжать. К тому же, он плохо поглощает шумы.
  • ДСП – неплохое решение для качественных акустических систем. Она практически не искажает звуковые волны, обладает хорошей изоляцией и низкой степенью вибрации.
  • Дерево – из этого материала делают колонки премиум-класса. Вряд ли можно найти лучшую облицовку для динамиков, чем натуральное дерево. Оно облагораживает звук и поглощает помехи.
  • Стекло – все чаще среди моделей стали появляться прозрачные колонки, отличающиеся оригинальным видом. Но стекло плохо подходит для таких целей и колонки будут звучать качественно, только если отделаны дополнительным слоем шумоизоляционного покрытия.
  • Металл – чаще всего для этих целей использует алюминиевые сплавы. Колонки получаются легкими и прочными. Алюминий позволяет снизить резонанс и улучшить воспроизведение высоких частот звукового спектра.
  • Камень – для облицовки динамиков используют гранит, мрамор или сланец. Каменный корпус значительно улучшает качество звука, но может оказаться слишком тяжелым.

Мощность

Многие связывают мощность с громкостью. Но это разные показатели, хотя и взаимосвязанные. Параметр мощности в большей степени показывает надежность электронных составляющих. К примеру, небольшие колонки мощностью 5-6 Вт могут «захлебываться» и играть гораздо хуже, чем большие динамики с такой же мощностью.

Таким образом, количество Ватт, которым обладает аудиосистема, означает не громкость издаваемого звука, а мощность проводимого звукового сигнала на динамик. Поэтому маленькие динамики на очень высокой мощности просто перегреваются и ломаются.

Выбирать показатель необходимо в зависимости от канальности звучания, размера динамиков и качества электроники.

Стоит сказать что в целом показатель мощности акустической системы малоинформативен, так как ее громкость измеряется звуковым давлением, указанным в децибелах.

Частотный диапазон

Этот показатель является одним из самых значимых. Ухо человека воспринимает лишь определенный диапазон звуковых частот в пределах 16-20 Гц до 18-20 кГц. Соответственно, и колонки должны иметь параметры, соответствующие этим цифрам.

Средний показатель качественных динамиков составляет от 20 до 20000 Гц.

Размеры

В колонках имеет значение не размер корпуса, а характеристика диффузоров. Чем она выше, тем лучше динамик захватывает низкие звуковые волны. Самые минимальные размеры от 25 мм до 80 мм воспроизводят высокие частоты и почти не захватывают низких.

Показатели размеров в пределах диффузоров 100-150 мм хорошо подходят для домашних кинотеатров и аудиосистем.

В профессиональных колонках диаметр диффузоров может составлять 20-40 см.

Акустическое оформление

Под акустическим оформлением понимается внешний дизайн колонок и расположение динамиков. По правилам, низкие басы располагаются снизу, высокочастотные на самом верху.

Касательно стиля – здесь все зависит от личных предпочтений покупателя. Сегодня производители предлагают самые разнообразные стили, от классических до авангардных. Стоит обратить внимание на наличие звукоизолирующих материалов внутри корпуса и разделительные элементы между динамиками.

Не стоит забывать, что оформление корпуса влияет на качество звучания. Поэтому несмотря на оригинальность некоторых моделей, все же лучше отдавать предпочтение более простым по конструкции дизайнам.

Производители

Лучшими производителями акустических систем, доступных на нашем рынке, считаются:

  • JBL
  • Pioneer
  • Yamaha
  • Heco
  • Sony
  • Sonus Faber

Перед тем как купить акустическую систему, обязательно проверьте ее звучание, уровень громкости и прочие параметры. Не забудьте про гарантийный талон и техническую инструкцию по подключению на понятном вам языке.

tehnopanorama.ru

Как выбрать полочную акустическую систему? Выбор полочной акустики

Товар недели в этой категории

CD ресивер Onkyo CR-N775D black

59 990 ₽ -25%

44 990 ₽

В корзину 3 отзыва Сравнить

www.pult.ru

Как выбрать колонки – часть 1 – Barnsly Sound Blog

Акустические системы (или иначе – колонки) – это, пожалуй, самый широко представленный на сегодня класс аудиотехники. На рынке имеются сотни предложений, и процесс их выбора весьма непрост. Поэтому мы решили написать небольшое руководство, способное облегчить решение этой задачи.

Можно купить колонки за сто долларов, а можно – за миллион. Частотный диапазон в 10 октав и динамический в сотню децибел – это необходимость воспроизвести звуковые волны длиной от сантиметра до десятков метров и звуки от гробовой тишины безэховой камеры до громоподобного рёва реактивного самолета. Даже банальные корпуса колонок дают разброс от «обувных коробок» до огромных «шкафов» и от килограммов до центнеров.

Классификация акустических систем по стоимости

Цены приведены за пару


Начальный уровень
Напольники до 40 000 ₽
Полочники до 15 000 ₽

Несмотря на свой заявленный начальный статус, колонки этой категории могут смело претендовать на ключевую роль в создании полноценной стереосистемы. Комплект на их базе будет играть, как минимум, существенно лучше большей части музыкальных центров и беспроводных колонок, хотя последнее – с оговоркой, потому что эти колонки могут быть в несколько раз дороже обычных. Говорить о каких-то тонких музыкальных материях в этой категории, вероятно, не совсем корректно, но что касается частотного и динамического диапазона (проще говоря – разных частот и разных громкостей), а также уровня искажений, они совершенно точно будут в рамках дозволенного. Экономят тут, чаще всего, на внешности – например, заменяя натуральный шпон виниловой плёнкой, но и её качество в последнее время существенно выросло.


Бюджетный уровень
Напольники 40 000 – 80 000 ₽
Полочники 15 000 – 50 000 ₽

Колонки бюджетного уровня являются таковыми разве что по отношению к своим более дорогим собратьям. Что же касается их сравнения с начальными моделями, то они уже в большинстве случаев переставляют собой совершенно полноценные акустические системы. Применительно к ним вполне осознанно можно рассматривать такие критерии, как детальность звучания или построение звуковой сцены – это не говоря уже про все более привычные параметры. Экономический фактор может присутствовать в использовании не самых дорогих динамиков от сторонних производителей или же в корпусах, изготовленных из традиционных материалов (чаще всего MDF), а не экзотики типа металла, дерева или даже стекла.


Средний уровень
Напольники 80 000 – 160 000 ₽
Полочники 50 000 – 80 000 ₽

Средний уровень – та самая пресловутая золотая середина, причем главная её особенность – отнюдь не в усреднении объективных параметров и субъективного качества, но в достижении той планки, преодолеть которую, во-первых, можно лишь с гораздо более существенными затратами, а во-вторых, оценить превышение которой по достоинству смогут лишь некоторые заядлые любители музыки – те самые аудиофилы. Что же касается абсолютного большинства среднестатистических покупателей, то для них эта категория – разумный максимум, а порой – и предел мечтаний.


Премиум-уровень
Напольники 160 000 – 500 000 ₽
Полочники 80 000 – 300 000 ₽

В категории премиум используются самые дорогостоящие комплектующие и технологии, применяются различные инновационные решения, задействуется буквально весь потенциал сил и средств, чтобы обеспечить предельно возможное качество звучания, как с точки зрения объективных параметров (все тех же амплитудного и частотного диапазона, фазовых неравномерностей и прочих искажений), так и с позиции субъективно воспринимаемого качества звучания, включая пресловутые вовлечённость и музыкальность.


High End
Напольники от 500 000 ₽
Полочники от 300 000 ₽

Так что же такое High End audio и собственно говоря колонки этой категории, как по большому счету самое очевидное воплощение этого термина? Есть мнение, что достаточно близкое по ощущению качество звучания можно обеспечить и меньшими затратами. Но суть в том, что процесс улучшения качества в подобных терминальных стадиях носит сугубо нелинейный характер. Другими словами, чтобы сделать лучше на одну десятую, возможно потребуется потратить в десять раз больше. Это раз. И два: настоящий High End – это не только абсолют с точки зрения качества звучания, но и такой же абсолют с точки зрения материалов и технологий по отношению к производителю, к которому тот порой идёт годами, если не десятилетиями.

Бытует мнение, что домашние колонки следует выбирать исключительно по цене и внешней привлекательности. Однако даже если вы не намереваетесь становиться экспертом в этом вопросе, наша статья поможет без труда сократить число «вероятных претендентов» и отмести заведомо неприемлемые варианты.

Великое множество представленных на рынке акустических систем делает процесс выбора непростой задачей

Страна-производитель

Аудиотехника разных стран (и в первую очередь – акустика) воспроизводит звук по-разному.

Скажем, Америка – страна больших пространств, больших автомобилей и внушительных акустических систем. Такие колонки способны «озвучить» просторные американские гостиные, а их внешний вид поражает своей монументальностью. Эту тенденцию наглядно иллюстрирует модель Ultimate III компании Magico – ведь её высота составляет неполных 2.5 метра! И звучание – под стать размерам: очень динамичное, мощное, агрессивное и напористое.

Американцы – создатели Ultimate III – предпочитают крупные формы

В противовес им Япония, где небольшие помещения обеспечивают своеобразную передаточную функцию, наоборот старается «подсушивать» бас в своих колонках. Характерный пример – проект JBL Everest, для курирования которого был приглашён известный рецензент Кейзо Яманака. Собственно говоря, итоговое звучание и планировалось, и получилось типично японским: акцентируется «внешняя» атрибутика, сочность тембров и красота подачи, иногда на грани пресыщения и еле уловимого синтетического привкуса – иначе говоря, они звучат не вполне естественно. Вследствие этого, на сегодняшний день мы не имеем ни одного действительно популярного производителя качественной акустики из Страны Восходящего Солнца.

JBL DD55000 Everest – прекрасный пример «типично японского» подхода к созданию акустики

Далее – в первую очередь Великобритания, со своими B&W и Monitor Audio. Британское звучание – не размашистое и не разухабистое, а достаточно точное и сдержанное. Этот звук передаёт внутреннее содержание музыки за счет каких-то плавных и мелких жестов. Считается, что «середину», наиболее важную часть диапазона, английская аппаратура отрабатывает особенно хорошо.

«Британское звучание» Monitor Audio Gold уместно даже в бывшей церкви

Затем Германия с их Canton и ELAC. Немцев принято упрекать в педантичности, доходящей до стерильности. На самом же деле в их продукции наглядно прослеживается скрупулёзность по отношению к деталям музыкальной композиции и железная дисциплина при воспроизведении. Характер звучания – нордический!

Немецкая точность – большой плюс акустики ELAC из Германии

И последняя, но не по значению – Дания: маленькая страна с большим потенциалом, европейский лидер в количестве производителей АС «на душу населения», тут уместно вспомнить Dynaudio и System Audio. Фирменные решения – много небольших динамиков в узких корпусах – позволяют получить характерное «быстрое» звучание: вместо одной тяжёлой мембраны динамика больших размеров применяется несколько маленьких и лёгких с увеличенным ходом диффузора. А дизайн корпусов, как правило, отличается известной во всём мире скандинавской строгостью.

Акустика System Audio – скорость, динамика, мощь

Размеры

Какие лучше – большие или маленькие?

Сейчас при выборе «калибра» акустических систем стоит руководствоваться скорее габаритами помещения. Я бы назвал площадь в 20 м² «Рубиконом» между полочным и напольным решением. Хотя при грамотном подходе к вопросу напольники вполне могут ужиться и на 15 метрах, а вот в 10-метровом кабинете или спальне я бы настоятельно рекомендовал ограничиться полочной стереопарой.

В первую очередь следует учитывать геометрию и акустические свойства помещения, в котором колонки будут установлены. Комната может быть большой, но при этом пустой и гулкой, и большие колонки с полноразмерным басом создадут в ней настоящую какофонию. В тоже время, относительно небольшое помещение может обеспечить условия для комфортного прослушивания.

Второй важный фактор – расстановка колонок: как минимум, не следует ставить их слишком близко или далеко друг от друга, близко к стене и тем более в углы. Оптимальная схема – равносторонний треугольник из слушателя и пары акустических систем.

Как гласит старая пословица, все колонки делятся на хорошие и полочные (шутка). На самом деле, если бы меня спросили, когда именно полочные акустические системы стали восприниматься полноценными участниками процесса, я бы назвал 1974 год, в который вышли две знаковые модели — минимониторы LS3/5 и крупные полочные АС Yamaha NS-1000. Первые – это фанерный корпус габаритов обувной коробки и пара пластиковых динамиков, цена вопроса на момент выпуска – сотня фунтов за пару, место назначения – мобильные телестудии BBC. Эта модель, пожалуй что, рекордсмен по числу последующих клонов и оммажей. Вторые – полноразмерные трёхполосные полочники массой более 30 кг и с бериллиевыми (!) диффузорами, самая известная и чуть ли не единственная удачная модель у японской компании Yamaha.

В многополосных системах спектр всех слышимых частот разбивается на несколько перекрывающих друг друга полос. Диапазон каждой из полос подаётся на отдельный динамик, который имеет наилучшие характеристики в этом диапазоне. Таким образом достигается наиболее высококачественное воспроизведение слышимых человеком звуковых частот.

Трёхполосная схема включает низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики.

Wilson Audio Tiny Tot в 1985-ом году и Sonus faber Extrema в 1991-ом как мне кажется закрепили полноценный статус полочных моделей.

Подбор усилителя

Раз уж мы упомянули согласование колонок с комнатой, то давайте определимся и с таким критерием, как согласование колонок с усилителем. Хотите честно? В большинстве случаев явных признаков подобного согласованности или  несогласованности просто нет. Безусловно, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»:

  • Не следует подключать колонку с чувствительностью выше 90 децибел к солидному усилителю мощностью в несколько киловатт.
  • Не стоит пытаться раскачать 500-ваттный напольник интегральным усилителем с 50 ваттами на выходе.
Так нужна ли высокая мощность для «раскачки» подобной акустики?

Но я имею в виду вовсе не такие тривиальные случаи, а довольно частый вопрос: «Скажите, тут на колонках написано «X Вт», а на усилителе – «Y Вт». Это значит, что они не подходят друг к другу?». Это, ровным счётом, ничего не значит.

Для усилителя указывается долговременная либо кратковременная выходная мощность на определенную нагрузку.

Для колонок может указываться мощность потребляемая, продолжительно либо в пике.

Да и с точки зрения надёжности: вы сильно удивитесь, но сжечь колонки у вас скорее получится дешёвым маломощным усилителем, чьи искажения в режиме перегрузки приведут к поломке.

Наметив для себя несколько подходящих вариантов, сделайте окончательный выбор после тестового прослушивания

Обобщим

Описанные принципы помогут подобрать несколько наиболее приемлемых для вас моделей колонок. А окончательный выбор «самой-самой» подходящей акустики лучше всего делать по результатам прослушивания. Не поленитесь, загляните в ближайший салон и послушайте сами. Причём не столько консультанта, сколько технику. Если же определённость с размерами и фирмой-изготовителем ваших потенциальных колонок не принесла удовлетворения и оставила слишком много вариантов для выбора, во второй части этой статьи мы попытаемся разобраться с сугубо технической стороной вопроса.

 

Продолжение:
Часть вторая — про динамики

blog.barnsly.ru

как подобрать себе акустические системы – Barnsly Sound Blog

Роберт Харли,
шеф-редактор портала The Absolute Sound.

 

 

Главы из книги
«Полный гид по High End Аудио», 1994 – 2018

Из всех компонентов аудиосистемы колонкам досталась самая сложная роль. Они должны одновременно и реалистично воспроизводить звук органа, человеческий голос и скрипку с помощью одного электромеханического устройства. Тональный диапазон практически любого инструмента оркестра воспроизводится сравнительно небольшой коробочкой. Этот диапазон разбит на 10 октав, представляющих собой звук с длиной волны от 18 метров на низких частотах и до 12 миллиметров – на высоких.

Неудивительно, что разработчики акустических систем проводят всё время в неустанной борьбе с законами физики, создавая музыкальные практичные колонки. В отличие от других инженеров High End-индустрии, которые проектируют различную технику, создатели акустики должны быть сфокусированы и нацелены только на одно – совмещение научных и визуальных решений, из которых и рождается концепция акустической системы.

И хотя даже самые лучшие колонки не могут убедить нас, что мы слышим живое выступление, их работа – настоящее волшебство. Только подумайте: пара акустических систем преобразует двумерные электрические сигналы в трёхмерное звуковое пространство, которое раскрывается перед слушателем. Инструменты существуют в этом пространстве, как объекты: мы слышим скрипку здесь, трубу – там, а струнные – позади других инструментов. Певец воспринимается как осязаемый образ, расположенный чётко между двумя колонками. Фронтальная часть комнаты буквально исчезает, заменяемая музыкой. Можно закрыть глаза и перенестись на живой концерт.

Чтобы получить такие ощущения дома, вам нужно серьёзно подойти к процессу выбора подходящих акустических систем из тысяч моделей, присутствующих на рынке. И, как мы увидим, выбор АС весьма сложен.

Как подобрать акустические системы

Мир буквально погряз в некачественных и даже ужасных колонках. Более того, некоторые очень плохие модели ещё и стоят несусветных денег. При этом гораздо более качественные могут продаваться за малую часть цены этих ужасных колонок.

И зачастую связь между ценой и качеством звучания минимальна.

В этой ситуации для выбирающего акустические системы есть плюсы и минусы.

  • Плюс в том, что можно найти прекрасные колонки за разумные деньги.
  • Минус в том, что для поиска жемчужины среди камней придётся перевернуть очень много этих самых камней.

Зато можно найти модель или с просто превосходным звучанием, или же с отличным соотношением цены и качества.

Вот тут и пригодятся обзоры аппаратуры.

Авторы, пишущие для специализированных журналов, имеют опыт прослушивания огромного количества колонок (у дилеров, на выставках). Но обзоры они пишут только о тех моделях, звучание которых им показалось интересным. Это позволяет отсеять совсем уж неинтересные модели.

Из «обозреваемых» моделей часть являются посредственными, некоторые хороши за свои деньги, а несколько – настоящие звёзды, которые явно переигрывают конкурентов в своей ценовой категории.

Поиски колонок стоит начать с изучения страниц солидного журнала с хорошей репутацией.

Избегайте журналов, которые в конце каждого обзора пишут «хороши за свои деньги».

Не все колонки хороши, так что не все обзоры должны заканчиваться на позитивной ноте. Тон обзоров (позитивный или негативный) должен отражать различия в цене и звучании – в зависимости от ситуации на рынке.

После прочтения множества обзоров составьте себе короткий список моделей для прослушивания.

Есть несколько критериев, которые помогут отобрать лучшие колонки конкретно для вас. С применением каждого список станет уменьшаться, облегчая процесс выбора. Если в конце всё равно остаётся слишком большой набор моделей, вернитесь к началу и пересмотрите критерии.

  • Например, если вы подобрали идеальную во всех отношениях колонку, которая, однако, кажется великоватой, возможно, стоит попытаться отыскать дополнительное место в вашей комнате.
  • Аналогично, идеальная акустическая система, оценивающаяся несколько дороже запланированного вами бюджета, возможно, даст повод к его увеличению.

В процессе выбора не забывайте, что ваша идеальная колонка где-то там, в списке. Подойдите к процессу со всей тщательностью, ориентируйтесь на высокие стандарты. И вы будете вознаграждены гораздо более высоким уровнем воспроизведения, чем рассчитывали себе позволить.

1. Размер, дизайн и интеграция в помещение

После того, как вы определили место для размещения будущих колонок, прикиньте оптимальные для вашей комнаты габариты их корпусов. Городская квартира накладывает более строгие ограничения, чем собственный дом. Некоторые слушатели хотят, чтобы колонки вписывались в интерьер и были малозаметны. Другим нужно, чтобы Hi-Fi-система стала центром привлечения внимания, и они не прочь установить броскую акустику в больших корпусах. Когда подбираете место для своих колонок, не забывайте, что их размещение – критический фактор, влияющий на звучание вашей системы.

Дизайн и отделка – также важный фактор, который нужно принимать во внимание. Недорогой, обтянутый виниловой плёнкой корпус будет смотреться инородно в элегантном дорогом интерьере. Множество High End-моделей акустических систем могут похвастаться прекрасными корпусами с высококачественной отделкой, легко вписывающейся в любой интерьер. Однако, такой уровень отделки может добавить изрядную сумму к цене колонок.

Если у вас нет места для полноразмерных напольных моделей, то рассмотрите возможность покупки сателлитов и сабвуфера.

Этот самый сабвуфер – отдельная система, которая воспроизводит только бас и может быть установлена практически в любом месте. А сателлиты – компактные колонки, воспроизводящие средние и высокие частоты. Вы получаете полнодиапазонный звук, но при этом без визуального доминирования в интерьере, что частенько происходит в случае установки напольных АС. Более того, компактные корпуса сателлитов часто помогают им создать отличную звуковую сцену.

Компактные модели частенько называют «полочниками», однако вы не сможете получить оптимальное качество звучания от колонок, установленных на полку. Небольшие колонки следует устанавливать на специальные стойки и размещать в помещении специальным образом. Установленные на стойки АС зачастую называют мини-мониторами: они обеспечивают потрясающую звуковую картину, высокую чёткость в среднем и высоком диапазоне частот, и при этом могут легко «раствориться» в музыке. Минусом является то, что компактные колонки без сабвуфера имеют ограничения в нижней части динамического диапазона, басе, и не могут играть так же громко, как их напольные собратья.

2. Совместимость колонок с вашими электронными компонентами

Акустические системы должны соответствовать остальным компонентам вашей системы, как с электрической, так и музыкальной точки зрения. Колонки, которые могут хорошо работать в одной системе, могут быть не самым лучшим выбором для другой. Или же для другого слушателя!

Давайте начнём с электрических характеристик акустики. Усилитель мощности и АС должны рассматриваться как единая система. Усилитель мощности будет работать по-разному, в зависимости от подключённых колонок. Соответственно, колонки должны подбираться к усилителю, который и будет их «раскачивать».

Первый параметр, на который нужно обратить внимание – чувствительность акустических систем.

Он показывает, сколько звука сможет воспроизвести АС при определенной мощности усилителя. Этот параметр отражается в измерениях уровня звукового давления АС (SPL) на расстоянии одного метра, когда на них подают 1 ватт (1 Вт) мощности. Например, чувствительность «88 дБ / 1 В / 1 м» в спецификации означает, что конкретные колонки создадут давление в 88 дБ, если на них подать 1 Вт и измерять на расстоянии в 1 м. Колонки уровня High End могут иметь чувствительность в диапазоне 80 – 106 дБ / 1 Вт / 1 м.

Чувствительность акустики – очень важный фактор, который определяет, насколько хорошо колонки будут работать с имеющейся выходной мощностью усилителя. Чтобы воспроизвести громкий звук (100 дБ) колонкам с чувствительностью 80 дБ понадобится 100 Вт. А колонкам с чувствительностью 95 дБ – всего 3 Вт и при этом они достигнут одинакового уровня звукового давления. Уменьшение чувствительности на каждые 3 дБ требует вдвое больше мощности, чтобы добиться того же уровня звукового давления.

Ещё один важный электрический параметр – сопротивление акустических систем.

Это электрическое сопротивление, с которым работает усилитель, когда питает колонки. Чем ниже сопротивление, тем более сложной является нагрузка для усилителя. Если вы выбрали АС с низким сопротивлением, убедитесь, что усилитель сможет с ними адекватно работать.

С точки зрения музыки нужно выбирать максимально нейтральные колонки.

Если у вас в системе ярко звучащий CD-проигрыватель или усилитель мощности, то неправильным решением будет покупать колонки, которые должны скомпенсировать излишнюю яркость системы. Лучше заменить проигрыватель или усилитель.

Распространённая ошибка – подключать высококачественные колонки к плохим усилителям и источникам.

Хорошие акустические системы выдадут гораздо больше информации, чем колонки попроще, включая проблемы вашего тракта – усиления и источников. Слишком много аудиофилов подключают отличные АС к посредственным компонентам: они никогда не раскроют потенциал колонок целиком. Соотносите уровень ваших акустических систем с остальными компонентами системы.

3. Музыкальные предпочтения и привычки слушателя

Если бы идеальные АС существовали, то они бы одинаково идеально воспроизводили классическую музыку и тяжелый металл. Но так как «идеальные АС» еще не изобрели, музыкальные предпочтения должны играть важную роль в подборе колонок. Если вы по большей части слушаете классическую музыку небольшого масштаба, хоры или классическую гитару – минимониторы станут для вас, пожалуй, лучшим выбором. И наоборот, ценителям рока нужна динамика, нижний бас и мощь крупной полнодиапазонной системы. Разные АС имеют плюсы и минусы в разных областях. Подбирая колонки под ваши музыкальные предпочтения, вы получите лучшее звучание в самых важных для себя жанрах.

Другие советы по выбору акустических систем

В дополнение к этим конкретным рекомендациям, есть также несколько моментов, которые нужно учесть, чтобы получить оптимальное качество за свои деньги.

Прежде всего, покупайте у специализированного дилера.

Он может качественно продемонстрировать колонки, посоветовать подходящие компоненты к системе и рассказать о плюсах и минусах каждого кандидата. Многие High End-дилеры позволят провести «тест-драйв» акустики у вас дома, с вашей собственной электроникой и музыкальными треками. Воспользуйтесь опытом дилера и ответьте ему взаимностью – покупкой. Использовать дорогой (а в некоторых случаях – очень дорогой) шоу-рум дилера и его советы для подбора техники, а потом пойти искать нужное там, где дешевле – не только некрасиво по отношению к этому дилеру, но и не позволяет вам установить доверительные отношения с продавцами.

Обычно производители, специализирующиеся только на акустических системах, делают колонки лучше, чем компании, которые выпускают и электронику, и акустику.

Разработка колонок может вестись по остаточному принципу, чтобы просто дополнить ассортимент. И наоборот, многие производители High End-акустики буквально одержимы искусством разработки акустических систем, оттачивая свое мастерство годами. И качество звучания их продукты, как правило, это отражает. Есть, правда, несколько компаний, которые производят широкий ассортимент, включая акустические системы, и все это вместе очень хорошо друг с другом сочетается.

Не покупайте колонки только посмотрев на технические характеристики.

Некоторые буквально поражают в одном, но могут проигрывать в чем-то более важном. При разработке АС важен сбалансированный подход, а не расчёт на какое-то гипотетическое «чудо» в технологиях: ведь его могли изобрести в департаменте маркетинга! Забудьте о гонке за цифрами и слушайте то, как колонки воспроизводят музыку. И всё сразу станет на свои места: будет понятно, хороши ли эти колонки или не очень.

Не основывайте свой выбор на лояльности к бренду или длительности пребывания марки на рынке.

Многие из хорошо известных и уважаемых компаний 20-летней давности сегодня уже больше не являются таковыми. Фирма может продолжать выпускать колонки, но ужасное качество звучания их современных АС только подчёркивают степень падения уровня конкретного производителя. И хотя публика считает такой бренд производителем, идущим в ногу со временем, на самом деле их колонки – одни из самых плохо звучащих. Эти компании зачастую куплены крупными бизнес-конгломератами, которые не волнует качество: они лишь хотят использовать имя. Либо сама компания пожертвовала качеством в угоду продаж для массового рынка.

Эта же самая публика частенько считает, что чем больше колонка и больше у неё динамиков, тем лучше.

Учитывая один ценовой диапазон, частенько между количеством динамиков, размером корпуса и качеством звучания – пропасть.

Хорошая двухполосная АС (разделяющая частотный диапазон на две части для воспроизведения отдельно твитером и СЧ/НЧ-динамиком) с шестидюймовым басовиком и ВЧ-динамиком в небольшом корпусе, будет гораздо лучше большого четырёхполосного напольника за те же деньги. Два высококачественных динамика гораздо лучше четырех посредственных.

Кроме того, чем больше корпус, тем сложнее и дороже избавить его от вибраций, которые отрицательно сказываются на звучании. Четырехполосная АС имеет более сложный кроссовер в котором больше деталей, а в двухполосной конструкции можно использовать всего несколько высококачественных компонентов. Большую колонку, скорее всего, слушать будет невозможно, а компактный двухполосник может удивить музыкальностью.

Но если обе этих колонки поставить магазине по одной и той же цене, то крупная (и посредственная) система превзойдёт по продажам маленькую и качественную раз эдак в 10. Ценность крупной вещи воспринимается гораздо выше.

Резюме: вы не можете определить качество звучания колонки, пока её не послушаете. В следующем разделе мы изучим общие проблемы акустических систем и как выбрать ту, которая звучит музыкальнее других.

Поиски правильной акустической системы: прослушивание перед покупкой

Вы сделали свою домашнюю работу, прочитали обзоры и сузили список кандидатов на покупку, основываясь на перечисленных выше критериях. Вы знаете, что именно вам нужно. Теперь пришло время пойти и послушать. Это жизненно важная стадия покупки колонок и к ней нужно подойди со всей ответственностью. И считайте, что первое прослушивание – просто очередной этап.

Не торопитесь покупать первые же акустические системы, которые вам понравятся.

Даже если кажется, что они звучат очень здорово, вы не знаете, насколько хорошо они звучат, пока не послушаете другие колонки.

Используйте для прослушивания большой набор хорошо знакомых вам композиций.

Помните, что подборка музыкальных композиций «от дилера» часто создаётся специально, чтобы подчеркнуть плюсы конкретных колонок и замаскировать их минусы. В конце концов, его задача максимально эффектно показать продукт. Кроме того, прослушивание только аудиофильских записей не даст вам понимания, как колонки будут воспроизводить у вас дома ту музыку, которую вы любите. Статистика говорит нам, что большинство композиций записаны не по аудиофильским стандартам. Тем не менее, подобные записи пригодятся для познания специфических аспектов конкретных колонок.

Так что музыка, выбранная для прослушивания, должна включать как треки из вашей любимой коллекции, так и «диагностические записи», чтобы раскрыть определённые аспекты звука акустических систем.

Когда слушаете свою любимую музыку, забудьте о специфических аудиохарактеристиках и обратите внимание, насколько вам нравится само звучание. Переключайтесь в «аналитический режим» только при прослушивании аудиофильских композиций.

Идите в магазин тогда, когда там меньше всего народа, чтобы вы могли потратить хотя бы час на пару колонок. Некоторые АС сначала очень нравятся, но со временем флёр спадает, и становятся заметны недостатки. И лучше понять это в салоне дилера, чем через неделю после покупки – у себя дома.

И не старайтесь слушать более двух пар колонок за один визит.

Если хотите сравнить три модели – послушайте две, выберите победителя и в следующий визит сравните победителя с оставшейся третьей парой. Вы должны слушать каждую пару столько, сколько считаете нужным (в разумных пределах), чтобы убедиться, что вы делаете правильный выбор перед покупкой.

У некоторых АС тональный баланс может быть разным на разной высоте. Убедитесь, что вы слушаете колонки на том же уровне от пола, что и дома.

Обычная высота – около 90 см от пола до ушей. Кроме того, некоторые колонки с кроссоверами первого порядка звучат по-другому, если вы сидите к ним слишком близко. Поэтому попробуйте перемещаться в комнате прослушивания вперёд и назад.

Убедитесь, что колонки подключены к усилителю, схожему по возможностям с вашим, и используются сравнимые с вашими источники.

Очень легко быть поражённым «вкусным» звуком в шоу-рум дилера и разочароваться у себя дома при подключении к менее качественным компонентам. В идеале нужно использовать колонки с тем же усилителем мощности, что вы планируете использовать в своей системе.

Конечно, лучший способ – это слушать колонки у себя дома:

на вас никто не давит, слушать можно сколько угодно и вы можете оценить, как колонки работают с вашей электроникой и в вашей комнате. Прослушивание у себя дома ликвидирует множество вопросов процесса выбора акустики. Но таскать каждого претендента домой – весьма непрактично. И далеко не все продавцы предоставляют подобную возможность. Ограничьте домашнее прослушивание только теми моделями, которые уже стали первыми из кандидатов на реальную покупку.

blog.barnsly.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *